Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:58, доклад
Семья-это ячейка общества, которая, к сожалению, есть не у каждого. Дети… Дети, оставшиеся без семьи – это глобальная проблема нашего времени, на ряду с наркоманией, алкоголизмом и ВИЧем. Проблема не в том, как они остались без семьи: погибли ли родители или они сами ушли из-за своих амбиций, суть в том, что их становится больше с каждым днём. Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев или помыв его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Кто считается сиротой?..........................................................................................4
Государство – как метод воспитания……………………………………………4
Особенности аффективно-личностных связей детей с взрослыми……..4
Трудности в адаптации ребёнка в стенах детского дома………………..5
Что мешает полноценной адаптации ребенка?..........................................5
Личностные особенности детей сирот………………………………….……….6
Особенности межличностных отношений у детей-сирот……………………...7
Формирование общения у детей-сирот в онтогенезе………………………9
Ранний возраст …………………………………………………………...9
Дошкольный возраст………………………………………………...….12
Школьный возраст…………………………………………………...….16
Основные причины пребывания безнадзорных детей на улице……….……20
особенности переходного периода выпускников детского дома во взрослую жизнь…………………………………………………….20
Трудовая адаптация и трудоустройство………………………………………..21
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Кто считается сиротой?............
Государство – как метод воспитания……………………………………………4
Личностные
особенности детей сирот…………………
Особенности межличностных отношений у детей-сирот……………………...7
Формирование общения у детей-сирот в онтогенезе………………………9
Основные причины пребывания безнадзорных детей на улице……….……20
особенности переходного периода выпускников детского дома во взрослую жизнь…………………………………………………….20
Трудовая адаптация и
трудоустройство………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
«я уличный пацан, меня воспитывала улица»,
такие слова можно услышать
от большинства нынешних подростков,
но они не понимаю смысл этих слов,
поскольку сами выросли рядом с родителями
и в собственных домах.
Семья-это ячейка общества, которая, к сожалению, есть не у каждого. Дети… Дети, оставшиеся без семьи – это глобальная проблема нашего времени, на ряду с наркоманией, алкоголизмом и ВИЧем. Проблема не в том, как они остались без семьи: погибли ли родители или они сами ушли из-за своих амбиций, суть в том, что их становится больше с каждым днём. Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев или помыв его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.
КТО СЧИТАЕТСЯ СИРОТОЙ?
Сиротами являются несовершеннолетние дети, единственный родитель или оба родителя которых:
ГОСУДАРСТВО - КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
Основную тяжесть попечения о детях, оставшихся без родителей, несет государство. В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма - большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей. Главное, что дает ребенку государственная система, - это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др. Однако приходится признать, что с делом воспитания государство не справляется. Почему так происходит? Дело в том, что у этой системы есть несколько серьезных изъянов.
Особенности аффективно-личностных связей
детей с взрослыми.
Основной проблемой
адаптации детей в домах
После ряда опытов направленных на изучение особенностей связи ребенка и взрослого, можно говорить о следующих результатах:
Трудности в адаптации ребёнка в стенах детского дома
Во-первых, жизнь в детском доме устроена как огромный конвейер, "перерабатывающий" жизнь ребенка. Сироту передают по цепочке - из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в доме ребенка, после четырех попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат (тоже детский дом, но с собственной школой). Часто в таких интернатах младшая школа со своим директором и коллективом воспитателей расположена в одном корпусе, а в старших классах дети переходят в другой корпус, и им опять необходимо привыкать к новым воспитателям. В результате за свою жизнь ребенку три-четыре раза приходится начинать все сначала. Эта проблема известна всем, кто работает в детских домах.
Во-вторых, другая проблема - замкнутость "детдомовского" мира. Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. В результате ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром. Воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут - государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. В результате дети растут иждивенцами: не умеют ни готовить, ни убирать, ни зашивать свои вещи. И это не просто лень - искажается склад личности, способность принимать решения.
Что мешает полноценной адаптации ребенка?
Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребёнка. Воспитание в условиях сиротских учреждений, смена учреждений – этапы, травмирующие психику ребёнка, зачастую делающие невозможной реализацию его потенциальных способностей, кардинально меняющие его судьбу, разрушающие систему взаимодействия с окружающим миром.
Т.е. у воспитанников детского дома формируется комплекс депривационной симптоматики на когнитивном, эмоциональном, социальном уровнях.
Эта проблема хорошо изучена психологами и социологами. "Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми, - пишет в своей статье "Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов" Т. К. Сологубова, преподаватель кафедры социальной работы из Новочеркасска. - Казалось бы, в подобных условиях следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах Москвы, это далеко не так. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний".
Когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один - в детском доме в комнате с ним всегда было еще четыре-пять человек. Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается, потому что государство не может дать детям полноценного нравственного воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СИРОТ
Очевидно, что образ жизни беспризорных детей наносит мощный удар по их здоровью и психике. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже в возрасте 12 лет и старше не умеют читать. Для безнадзорных детей характерно: грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.
Беспризорные и безнадзорные дети оторваны от школы, отличаются слабым интеллектуальным развитием (до 10% неграмотные). Многие из них хотят учиться, однако догонять но знаниям своих сверстников в обычных школах им психологически трудно. Они боятся насмешек сверстников и укоров со стороны учителей — ведь это много страдавшие, часто отверженные родителями и обществом, психологически легкоранимые дети.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ
Значение общения для формирования личности ребенка
В человеческих общностях—в семье, детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях — индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Процесс познания окружающей действительности и овладения человеческими способами деятельности есть процесс, первоначально возникающий в системе «взрослый-ребенок».
Все проявления индивидуальной активности ребенка — различные формы игровых действий, его знаний и умений, конструктивная и художественная деятельность и т. д. — вторичные образования, формируемые в ходе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Без совместной деятельности невозможно существование социальной группы. Совместная деятельность в детской группе —то «силовое поле», в котором возникают межличностные отношения. Процесс вхождения ребенка в социальную группу, будь то игровое объединение, школьный класс или самодеятельный кружок, представляет собой его ориентировку в совместной деятельности, осознание ее структуры, включение в нее ребенка как соучастника.
Посредством совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности). Общение со сверстниками воздействует на развитие личности ребенка: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих друзей и себя, В общении со сверстниками они используют и проверяют действенность присвоенных ими в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений.
Природа
межличностных отношений в любы
Именно личностные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» ее членов. Личные взаимоотношения никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно в силу целого ряда психологических обстоятельств. Положение школьника может быть благополучно: ученик чувствует себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны своих одноклассников и сам им симпатизирует. Такая психологическая ситуация переживается учащимися как чувство единства с группой, которое в свою очередь создает уверенность в себе. Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнуто-сти от группы может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности. Состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности. Такие ученики нередко оказываются втянутыми в криминальные группы, они плохо учатся, в обращении чаще всего аффективны, грубы.