Дети сироты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:58, доклад

Описание работы

Семья-это ячейка общества, которая, к сожалению, есть не у каждого. Дети… Дети, оставшиеся без семьи – это глобальная проблема нашего времени, на ряду с наркоманией, алкоголизмом и ВИЧем. Проблема не в том, как они остались без семьи: погибли ли родители или они сами ушли из-за своих амбиций, суть в том, что их становится больше с каждым днём. Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев или помыв его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Кто считается сиротой?..........................................................................................4
Государство – как метод воспитания……………………………………………4
Особенности аффективно-личностных связей детей с взрослыми……..4
Трудности в адаптации ребёнка в стенах детского дома………………..5
Что мешает полноценной адаптации ребенка?..........................................5
Личностные особенности детей сирот………………………………….……….6
Особенности межличностных отношений у детей-сирот……………………...7
Формирование общения у детей-сирот в онтогенезе………………………9
Ранний возраст …………………………………………………………...9
Дошкольный возраст………………………………………………...….12
Школьный возраст…………………………………………………...….16
Основные причины пребывания безнадзорных детей на улице……….……20
особенности переходного периода выпускников детского дома во взрослую жизнь…………………………………………………….20
Трудовая адаптация и трудоустройство………………………………………..21
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

сироты(сделать титульный).doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Межличностное общение воспитанников детского дома друг с другом также очень отличается от общения детей, воспитывающихся в семье. Конфликт с другими детьми чаще всего вызывает экстрапунитивные, обвиняющие реакции, причем в основном это реакции самозащитного типа «сам дурак». Однако если у детей-сирот такие реакции абсолютно преобладают, а все остальные буквально единичны, то у домашних детей их, во-первых, намного меньше, чем в детском доме, а во-вторых, почти в такой же степени представлены интрапунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности. Но замечено, что ни в семье, ни в детском доме при конфликтах с другими детьми практически совсем не встречаются интрапунитивные реакции самозащитного типа «извини меня, пожалуйста, я больше так не буду».

Нельзя  упустить из внимания и тот факт, что у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность ко всем «чужим» и к «своим» детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам.

Можно отметить также, что полноценные, эмоционально «насыщенные» контакты не формируются у воспитанников детского дома, когда дело касается и их родных братьев и сестер. Наблюдение за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показывают, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения базируются на низшем уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности друг к другу, ни заботы, ни заинтересованности).

В интернатом учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении, с одной стороны, можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи; с другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Таким образом, у детей-сирот трудности  общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общении со взрослыми, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению.

Нарушения в сфере общения сказываются  на развитии личности ребенка-си роты, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕБЫВАНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ

 

Криминальный фактор (преступление против нравственности: принуждение детей со стороны родителей и криминальных групп к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения, продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции и др.)

Семейный фактор (нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают воспитание и содержание ребенка, а также необходимого психологического комфорта в семье)

Объективная ситуация (вызывающая трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей).

Датский фактор (патологические девиации характера некоторых детей, склонность к незаконному потреблению психотропных веществ, самовольным уходам из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющего поведения).

Молодежный фактор (развитие асоциальных подростковых и молодежных субкультур)

Организационный фактор (недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи Ti детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи и других государственных структур).

Информационный фактор (низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете, средства массовой информации дают много отрицательных примеров для детей и молодежи на всех доступных носителях, низкое качество рекламы, телевизионные программы, радиопрограммы перегружены информацией, связанной с насилием, наркотиками и т.д.).

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

 

Адаптация воспитанников  детских домов — очень важная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. В результате у воспитанников в той или иной степени формируются:

  1. иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;
  2.  трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;
  3. инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
  4. перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения — без достаточного противовеса положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и 
    образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский 
    дом.

Помочь  выпускнику такого учреждения, перейти  из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни может специальный центр адаптации, который будет служить переходной формой из мира интерната во внешний мир; создавать среду общения, положительные ценностные представления, помогать делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность и запас положительного опыта и вести работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.

 

ТРУДОВАЯ  АДАПТАЦИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО.

 

Одна из самых  сложных проблем жизни выпускников — трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен па этот важный вид жизнедеятельности. Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, его потребностей приводит к пассивности и потребительству. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации.

Вопрос о  трудоустройстве выпускника — один из сложнейших, по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника к квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет устройстве» его на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой.

В работе по трудоустройству важно подойти индивидуально не только к устраиваемому выпускнику, но и к человеку, принимающему его на работу. Необходимо так подать ситуацию, чтобы руководитель принял на себя ответственность за молодого человека и ощутил личную заинтересованность в его судьбе. Для трудовой адаптации крайне важна атмосфера, в которой выпускник начинает трудиться, поддержка и вера в его возможности. Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Хочется верить, что все формы устройства детей-сирот будут мирно сосуществовать и дополнять, а не исключать друг друга. Хочется верить, что сиротские учреждения сохранятся, пока в них есть необходимость, и послужат кровом для несчастных детей, и число их, конечно же, уменьшится, но только не искусственно, а благодаря возрождению нравственных семейных ценностей в нашей стране. Сиротство существовало и будет существовать всегда, как и болезни, нищета, голод. Социальные язвы Господь посылает как орудия нравственного спасения каждого человека. Возможно, и не вырастают из всех призреваемых детей высоконравственные, трудолюбивые люди, чтобы не возгордились благодетели и воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет Назарова И.Б.
  2. Психология детей-сирот Шипицина Л.М. 
  3. «Дети сироты – особые дети» статья Корчагиной Юлии (психолог, канд. психол. наук.)

 


Информация о работе Дети сироты