Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.
Введение
Глава 1 Проблема детского алкоголизма
1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения
1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма
Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава 1 Проблема детского алкоголизма
1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения
1.2 Особенности, причины
и последствия детского
Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.1 Структура социально-
2.2 Особенности социально-
2.3 Антиалкогольное воспитание
детей и подростков как
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы. О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.
Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.
Пьянство среди
Социально-педагогическая работа с детьми, склонными к употреблению алкоголя, реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Целью социально-педагогической деятельности с детьми и подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Данную цель реализует комплекс задач социального педагога, работающего с такими детьми.
Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной
2. Раскрыть сущность социально-
3. Описать особенности социально-
1.Понятие девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях:
- Поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);
- Исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.
Необходимо заметить, что отклонения в других исторических условиях (или в иных странах) могут стать нормой, принятой обществом в моральном и правовом аспектах. Это можно наблюдать при смене одного общественного строя другим, при кардинальных изменениях в обществе и т.п. Например, в 1919 г. В США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. Были открыты бары; в России в 1933 г. Были запрещены аборты, а в 1955 г. Вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых – разрешено.
Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этому может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях.
Механизм превращения девиаций в форму (или наоборот) лежит в основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера.
Социальные отклонения (девиации) можно выделить по ряду оснований:
- в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);
- по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные);
- по субъекту (индивиды, группы, социальные организации).
В рамках указанных групп надо различать также отклонения, совершаемые детьми, людьми в зрелом и пожилом возрасте.
Таким образом, формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны.
2.Основные виды и формы проявления девиантного поведения, их характеристика
Следует назвать и охарактеризовать содержание форм девиантного поведения. Нужно отметить, что обладая собственным содержанием, так или иначе, каждая форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.
Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевание прав и привилегий, достижения других целей.
Формы проявления насилия разнообразны: физическое, психическое, сексуальное, эмоциональное.
Различают несколько видов насилия.
Под наркоманией понимают болезненное
влечение, пристрастие к систематическому
употреблению наркотиков, приводящее
к тяжелым нарушениям психических и физических
функций. Токсикоманией
Пьянство и алкоголизм как виды девиантного поведения тесно связаны между собой, однако имеют отличия. Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.
Различают три вида алкоголизма:
1) бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако, пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;
2) при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового возможности. Страсть к спиртному принимает патологический характер.
3) осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, пьющие наряду с алкоголем употребляют наркотики.
По некоторым данным, в нашей стране насчитывается более 7 млн. Хронических алкоголиков, среди которых женщины и несовершеннолетние.
Глава 1 Проблема детского алкоголизма
1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Существует несколько
Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.
Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.
1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.
У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к спиртным
напиткам. Это объясняется анатомо-
- злокачественное течение
- принятие ребенком больших
доз алкоголя. Это связано с
тем, что принятие алкоголя
детьми не одобряется
- быстрое развитие запойного
пьянства. Для подростков становится
нормой пить по любому поводу,
при этом в состоянии легкого
опьянения они начинают
- низкая эффективность лечения.
Пьянство среди
Наиболее часто в состоянии
опьянения совершаются
Причины и последствия детского алкоголиз
К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.
Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.
Рассмотрим последовательно
Первый период - раннее детство, в
котором алкоголизация детей
носит неосознанный, непроизвольный
характер. Этому способствуют следующие
основные причины: пьяное зачатие, употребление
алкоголя во время беременности и
кормления грудью, что ведет к
аномалиям физического и
Второй период - дошкольный и младший
школьный возраст. В этот период наиболее
существенными причинами
Педагогическая неграмотность
родителей проявляется в
Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.
Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.