Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение


Глава 1 Проблема детского алкоголизма

1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения

1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кт по педагогике.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Глава 1 Проблема детского алкоголизма

 

1.1 Алкоголизм как форма  девиантного поведения

 

1.2 Особенности, причины  и последствия детского алкоголизма

 

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными  к употреблению алкоголя

 

2.1 Структура социально-педагогической  деятельности с детьми, склонными  к употреблению алкоголя

 

2.2 Особенности социально-педагогической  деятельности с различными возрастными  категориями детей, склонных к  употреблению алкоголя

 

2.3 Антиалкогольное воспитание  детей и подростков как профилактика  детского алкоголизма

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

Детский алкоголизм является сегодня  одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические корни, и для  принятия эффективных мер ее преодоления  необходимо знать историю этой проблемы. О детском алкоголизме говорят  в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и  младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко  ослабляет самоконтроль, поэтому  необходим контроль со стороны специалистов. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.

Социально-педагогическая работа с  детьми, склонными к употреблению алкоголя, реализуется в виде комплекса  профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации  различных сфер жизнедеятельности  детей.

Целью социально-педагогической деятельности с детьми и подростками, склонными  к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Данную цель реализует  комплекс задач социального педагога, работающего с такими детьми.

Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. На основании изученной педагогической  литературы, посвящённой воспитанию  детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.

2. Раскрыть сущность социально-педагогической  деятельности с детьми, склонными  к употреблению алкоголя.

3. Описать особенности социально-педагогической  деятельности с различными возрастными  категориями детей, склонных к  употреблению алкоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.Понятие девиантного поведения

Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях:

-  Поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);

-  Исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.

Необходимо заметить, что отклонения в других исторических условиях (или  в иных странах) могут стать нормой, принятой обществом в моральном  и правовом аспектах. Это можно  наблюдать при смене одного общественного  строя другим, при кардинальных изменениях в обществе и т.п. Например, в 1919 г. В США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. Были открыты бары; в России в 1933 г. Были запрещены аборты, а в 1955 г. Вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых – разрешено.

Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этому может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях.

Механизм превращения девиаций в форму (или наоборот) лежит в  основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера.

Социальные отклонения (девиации) можно выделить по ряду оснований:

-  в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);

-  по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные);

-  по субъекту (индивиды, группы, социальные организации).

В рамках указанных групп надо различать  также отклонения, совершаемые детьми, людьми в зрелом и пожилом возрасте.

Таким образом, формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны.

 

2.Основные виды и формы  проявления девиантного поведения, их характеристика

Следует назвать и охарактеризовать содержание форм девиантного поведения. Нужно отметить, что обладая собственным содержанием, так или иначе, каждая форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевание прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны: физическое, психическое, сексуальное, эмоциональное.

Различают несколько видов насилия. Садизм – это насилие, направленное на кого-то, означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Мазохизм – насилие, направленное на себя, причинение себе страданий. В качестве крайней формы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривается самоубийство. Агрессия представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе и т.д., в стремлении унизить, уничтожить. Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутри личностных конфликтов.

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. Употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т.е. Желание, во что бы то ни стало, удовлетворить потребность в наркотике. С начала 1990-х гг. Наркомания и токсикомания приняли в России массовый характер. Стремительно растет число наркоманов и токсикоманов среди детей и подростков.

Пьянство и алкоголизм как виды девиантного поведения тесно связаны между собой, однако имеют отличия. Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Различают три вида алкоголизма:

1)  бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако, пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;

2)  при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового возможности. Страсть к спиртному принимает патологический характер.

3)  осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, пьющие наряду с алкоголем употребляют наркотики.

По некоторым данным, в нашей  стране насчитывается более 7 млн. Хронических алкоголиков, среди которых женщины и несовершеннолетние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 1 Проблема детского алкоголизма

 

 

   1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения

Детский алкоголизм является сегодня  одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические корни, и для  принятия эффективных мер ее преодоления  необходимо знать историю этой проблемы.

Существует несколько определений  алкоголизма. С медицинской точки  зрения алкоголизм - это хроническое  заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С  социальной позиции алкоголизм - форма  девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным  состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма  как форм отклоняющегося поведения  состоит в том, что эти явления  предопределяют взаимосвязанные с  ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

   1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма

О детском алкоголизме говорят  в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие  от взрослых, имеет ряд характерных  особенностей:

- быстрое привыкание к спиртным  напиткам. Это объясняется анатомо-физиологическим  строением детского организма;

- злокачественное течение болезни.  Это объясняется тем, что в  подростковом возрасте организм  находится в стадии формирования  и устойчивость центральной нервной  системы к действию алкоголя  снижена, вследствие чего происходят  глубокие и необратимые процессы  ее разрушения;

- принятие ребенком больших  доз алкоголя. Это связано с  тем, что принятие алкоголя  детьми не одобряется обществом,  поэтому подростки, как правило,  пьют тайком, обычно без закуски,  принимая всю дозу одновременно;

- быстрое развитие запойного  пьянства. Для подростков становится  нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого  опьянения они начинают чувствовать  себя неуверенно. Более того, трезвость  становится для них странным  состоянием. Поэтому характерно  стремление к полному опьянению  - только в этом случае выпивка  расценивается как удачная, полноценная;

- низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко  ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии  опьянения совершаются насильственные преступления.

Причины и последствия детского алкоголизма.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые  выделяли причины алкоголизма у  детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и  младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период - раннее детство, в  котором алкоголизация детей  носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие  основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и  кормления грудью, что ведет к  аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший  школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность  родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные  традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность  родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о  целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением  детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие  родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически  не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Информация о работе Детский алкоголизм