Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение


Глава 1 Проблема детского алкоголизма

1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения

1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кт по педагогике.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

1) проведение индивидуальных консультаций  с целью устранения причин, негативно  влияющих на жизнедеятельность  ребенка;

2) социальное обучение личности, включающее формирование представлений  о риске, связанном с употреблением  алкогольных напитков. Социальный  педагог через упражнения помогает  старшекласснику усвоить нормы  социально-положительного поведения.  Социальному педагогу необходимо  научить его освоить новые  для него роли, что возможно  путем, поручения ребенку интересных  для него функций внутри семьи  и в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой, коллективной), лекции.

Вспомогательные методы: Самостоятельная  работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах - семье, школе, компании подростка. Необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма и наркомании - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

 

 

 

2.3 Антиалкогольное воспитание  старшеклассников как профилактика  детского алкоголизма

Для части старшеклассников вино является атрибутом "красивой жизни". Необходимо добиться, чтобы еще на школьной скамье у детей вырабатывалась отрицательная  установка к алкоголю. Тут нужна  систематическая совместная работа врачей, педагогов и родителей. Каждый должен внести вклад в решении  проблемы, которая по своей сути является и социальной, и медицинской, и педагогической.

В семье, школе, ПТЛ подросток должен получить первые знания о токсическом  действии алкоголя на организм, а также  о пагубных результатах его частого  употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в тех случаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Надо развенчивать все факты употребления спиртных напитков.

Антиалкогольное воспитание в школе  обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить "курс алкогольного воспитания". Поэтому необходимо работать с семьями  учащихся. У преподавателей есть мощный психологический фактор для воздействия  на сознание родителей, употребляющих  алкоголь и злоупотребляющих им, - будущее  их детей. Правильно использовать эту  возможность - задача учебного заведения.

Подросток не только должен знать  твердо, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где  его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие  товарищи или сверстники. Больные  хроническим алкоголизмом являются дурным, заразительным примером для  окружающих, особенно для молодежи, они формируют вокруг себя "алкогольные  группы", распространяют пьянство со всеми вытекающими последствиям: аморальными поступками, разрушением  семьи, материальным и духовными  обкрадыванием детей, неизлечимыми болезнями, тяжелыми травмами, преступлениями. Выявление, лечение и изоляция алкоголиков  от подростков являются действительной мерой профилактики распространения  пьянства среди молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших  массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это  происходящие перемены в стране. Французский  социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние  общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда  прежние нормы и ценности уже  не соответствуют новым отношениям.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает  асоциальный тип поведения. Дефицит  таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем  обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В  школах наблюдается рост формального  отношения к детям, проще стали  относиться к увеличению числа второгодников.

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества.

Методами социально-педагогической деятельности с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя, можно назвать способы организации  и осмысления деятельности, которые  восстанавливают или формируют  заново социально значимые качества личности дитя или подростка, склонного  к алкоголизму, и способствуют преодолению  проблемы алкоголизма.

Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму, предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального  педагога -- диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция -- прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной, адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция -- образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны  у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и  образования ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Четвертая функция деятельности социального  педагога правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция -- организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении социально-педагогической задачи.

Шестая функция -- коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией,

Седьмая функция -- предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Надо развенчивать все факты  употребления спиртных напитков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Девиантное поведение подростков // Методическое пособие, М.1999

2. Жуков В.И. Теория и методика  социальной работы (курс лекций) - М.1994

3. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм  и материнство. - Л.: Знание, 1988.

4. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ -- НВФ СПТ, 1995.

5. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.

6. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997.

7. Захаров А.И. Отклонения в  поведении ребенка. М., 1993.

8. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

9. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 1995.

10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная пед. академия, 1999.

11. Москаленко В.Д. Программа  социальной работы с семьями  больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992.

12. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.

14. Профессиональная деятельность  социального работника: Содержание  и организация. М.: Институт молодежи, 1993.

15. Селиванов В.С. «Основы общей  педагогики: теория и методика  воспитания», М.2000

16. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998.

17. Формы и методы работы с  детьми и родителями центров  социальной помощи семье / Л.С.  Алексеева и др. М.: Государственный  НИИ семьи и воспитания, 1999.

18. Ярославцев И.В. Алкоголь и  семья. - М.: Прогресс, 1993.


Информация о работе Детский алкоголизм