Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение


Глава 1 Проблема детского алкоголизма

1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения

1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кт по педагогике.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Третий период - подростковый и  юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие  семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические  особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает  в привычку, приводя в большинстве  случаев к алкогольной зависимости  ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона  семейных отношений - важнейшее условие  нравственного развития ребенка. Выделяют несколько типов семей, в которых  ребенок чаще начинает употреблять  спиртные напитки, чем в других:

1) конфликтные семьи, когда отношения  между членами семьи строятся  по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы  добиться каких-либо уступок,  дети начинают злоупотреблять  спиртным.

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность  скрывать алкоголизм своей семьи, переживая  внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребёнок чувствует себя в опасности  в своём доме, где должен был  бы чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков - усиленные  притязания на взрослость. Потребление  алкоголя в подростковом возрасте считается  символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка  навыков полезной деятельности и  интереса к ней приводит его к  употреблению спиртного как к  форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые  полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять  спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом  времяпрепровождения, расширяется  число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических  отклонений от нормы. Психологической  предпосылкой развития алкоголизма  у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или  патологии, затрудняющие социальную адаптацию  личности. Независимо от причин появления  дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:

1) дети, с завышенной самооценкой;

2) дети, с повышенным чувством  жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные к  жизни в силу повышенной опеки  со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрессиям  и паранойе.

Выделяется семь уровней вовлеченности  старшеклассников в процесс алкоголизации:

- Нулевой уровень характеризует  несовершеннолетних, которые никогда  не употребляли алкоголя благодаря  личной установке на полную  трезвость.

- Начальный уровень характеризуется  единичными или очень редкими  случаями употребления спиртных  напитков.

- Уровень эпизодического употребления  алкоголя характеризуется знакомством  с различными напитками, содержащими  алкоголь.

- Уровень высокого риска отличается  тем, что расширяется число  поводов выпивок, обычно более  двух раз в месяц.

- Уровень выраженной психической  зависимости от алкоголя. Алкогольное  опьянение превращается в наиболее  желанное психическое состояние  и используется подростками как  регулятор поведения и настроения.

- Уровень физической зависимости  от алкоголя. Формируется повышенная  переносимость спиртного, появляется  синдром похмелья, не контролируется  количество приема алкоголя.

- Уровень алкогольного распада  личности характеризуется развитием  запойного пьянства, снижением переносимости  спиртных напитков, психической  зависимостью от алкоголя, которая  во многом перекрыта тяжелой  физической зависимостью. В этом  случае также необходимо срочное  стационарное лечение.

Во второй главе рассмотрим особенности  социально-педагогической работы с  детьми, склонными к алкоголизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными  к употреблению алкоголя

 

 

2.1 Структура социально-педагогической  деятельности с детьми, склонными  к употреблению алкоголя

девиантный общество детский алкоголизм

Социально-педагогическая деятельность -- это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса  профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации  различных сфер жизнедеятельности  детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

* индивидуально-личностный подход  к ребенку,

* опора на положительные стороны  личности ребенка,

* объективность подхода к ребенку,

* конфиденциальность.

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными  к употреблению алкоголя, раскрывая  содержание каждого из ее компонентов. Целью социально-педагогической деятельности с детьми и подростками, склонными  к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор -- индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, не сформированность навыков.

Второй фактор -- индивидуально-соматический -- предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор -- социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гипер опека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор -- социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка  и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому  социально - педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию  или полное устранение факторов, осложняющих  социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем  решения следующих задач:

1. Создание форм активной действенной  социально-педагогической помощи  и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлечение подростков в социально-полезную  деятельность, формирование у него  разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического  здоровья ребенка путем осуществления  комплекса медицинских, психолого-педагогических  и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой  культуры ребенка.

7. Формирование навыков «выживания»  в условиях кризиса современного  общества.

Второй компонент структуры  деятельности -- это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолога, психолог и родители.

Третий компонент -- это объект, для которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.

Четвертый компонент -- функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными  функциями являются три:

1) социально-педагогическая, заключающаяся  в оказании помощи ребенку  и семье в процессе социального  взаимодействия, в налаживании социальных  связей и отношений, создании  благополучной социальной среды  для развития ребенка, осуществлении  контроля за ребенком;

2) социально-обучающая функция,  направленная на овладение ребенком  знаниями о проблеме пьянства  и алкоголизма, а также необходимыми  социальными умениями и навыками  противостояния вовлечению в  процесс алкоголизации;

3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Следующие две функции может  выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут  относиться такие функции, как:

1) социально-бытовая, предусматривающая  оказание необходимой помощи  и поддержки семье ребенка  в улучшении их быта, жилищных  условий;

2) социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.

Валеолог -- специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Психолог реализует социально-психологическую  функцию, предусматривающую различные  виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также коррекции межличностных  отношений в значимом для ребенка  социуме.

Следующим компонентом деятельности являются методы, " которые зависят  от специфики деятельности ее различных  субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс  алкоголизации.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности дитя или подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структуры  деятельности -- формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться  как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, направленную на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального  педагога с детьми, склонными к  алкоголизму, и выявим ее характерные  особенности.

Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными  к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления  в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  ребенка, склонного к употреблению  спиртных напитков, посредством  его личностного развития;

2) деятельность по профилактике  алкоголизма, включающую противо алкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению  родителей с целью оздоровления  семьи, ее быта и культуры  взаимоотношений между членами;

4) деятельность по социальной  реабилитации.

5) посредническую деятельность  между ребенком и окружающим  его социумом по преодолению  явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального  педагога -- диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, -- реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством  опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного  руководителя, при необходимости  других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное  интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции  является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его  в процесс алкоголизации, определение  конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Информация о работе Детский алкоголизм