Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.
Введение
Глава 1 Проблема детского алкоголизма
1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения
1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма
Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма
Заключение
Список используемой литературы
Третий период - подростковый и
юношеский возраст. В качестве основных
причин можно назвать следующие
семь: неблагополучие семьи; позитивная
реклама в средствах массовой
информации; незанятость свободного
времени; отсутствие знаний о последствиях
алкоголизма; уход от проблем; психологические
особенности личности; самоутверждение.
В этот период происходит формирование
влечения к алкоголю, которое перерастает
в привычку, приводя в большинстве
случаев к алкогольной
Алкоголь как показатель неблагополучия
семьи. Нравственно-эмоциональная
1) конфликтные семьи, когда
2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.
У ребёнка формируется
Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.
Алкоголь как
Употребление спиртного
Алкоголь как компенсация
В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:
1) дети, с завышенной самооценкой;
2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности;
3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей;
4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.
Выделяется семь уровней вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации:
- Нулевой уровень характеризует
несовершеннолетних, которые никогда
не употребляли алкоголя
- Начальный уровень
- Уровень эпизодического
- Уровень высокого риска
- Уровень выраженной
- Уровень физической
- Уровень алкогольного распада
личности характеризуется
Во второй главе рассмотрим особенности социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.1 Структура социально-
девиантный общество детский алкоголизм
Социально-педагогическая деятельность -- это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
* индивидуально-личностный
* опора на положительные
* объективность подхода к
* конфиденциальность.
Ранее отмечалось, что социально-педагогическая
деятельность, как и любая другая,
имеет свою структуру, которая включает
нескольких относительно самостоятельных,
но в то же время зависимых друг
от друга компонентов: цель, субъект,
объект, функции, методы, формы. Рассмотрим
структуру социально-
Первый фактор -- индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, не сформированность навыков.
Второй фактор -- индивидуально-соматический -- предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор -- социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гипер опека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор -- социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально - педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.
Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:
1. Создание форм активной
2. Формирование у подростка
3. Вовлечение подростков в
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и
6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
7. Формирование навыков «
Второй компонент структуры деятельности -- это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолога, психолог и родители.
Третий компонент -- это объект, для которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.
Четвертый компонент -- функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.
У социального педагога такими основными функциями являются три:
1) социально-педагогическая, заключающаяся
в оказании помощи ребенку
и семье в процессе
2) социально-обучающая функция,
направленная на овладение
3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.
Следующие две функции может выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут относиться такие функции, как:
1) социально-бытовая,
2) социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.
Валеолог -- специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего спиртные напитки.
Психолог реализует социально-
Следующим компонентом деятельности являются методы, " которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации.
Методы социально-
Последний компонент структуры деятельности -- формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.
Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, направленную на достижение одной цели.
Из всего многообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму, и выявим ее характерные особенности.
Содержание социально-
Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:
1) деятельность по повышению
уровня социальной адаптации
ребенка, склонного к
2) деятельность по профилактике
алкоголизма, включающую
3) деятельность по просвещению
родителей с целью
4) деятельность по социальной реабилитации.
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога -- диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, -- реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.
Сбор информации происходит посредством
опроса (устного или письменного)
самого подростка, его родителей, классного
руководителя, при необходимости
других значимых для ребенка людей.
Также применяется
Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.