Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.
Введение
Глава 1 Проблема детского алкоголизма
1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения
1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма
Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма
Заключение
Список используемой литературы
Вторая функция -- прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной, адаптации, коррекции или реабилитации.
Третья функция -- образовательно-воспитательная,
предусматривающая отбор
Четвертая функция деятельности социального
педагога правозащитная, обеспечивающаяся
тем, что социально-педагогическая
деятельность строится на правовой основе,
предусматривающей как
Пятая функция -- организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении социально-педагогической задачи.
Шестая функция -- коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией,
Седьмая функция -- предупредительно-
В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных, ролях:
-- советника, информирующего
-- консультанта, разъясняющего вопросы
семейного, трудового,
-- защитника, действующего в
случаях нарушения прав
Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
В процессе социального воспитания
необходимо раскрыть безнравственность
употребления алкоголя, в том числе
и в небольших дозах. Следует
делать акцент не только и не столько
на раскрытии последствий
Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя -- это признак взрослости и возмужания.
2.2 Особенности социально-
Дети дошкольного и младшего школьного возраста
В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.
Побудительным мотивом употребления
спиртного ребенком в этом возрасте
чаще всего выступает социально-
Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные Установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции.
Работа с родителями строится в двух направлениях:
1) формирование культуры
2) формирование здоровой среды
жизнедеятельности ребенка,
Родителям необходимо внушить, что раннее начало потребления алкоголя ребенком связано с их собственными ошибками в воспитании. Для этого желательно ознакомить родителей с влиянием алкоголя на организм ребенка и основами профилактики алкоголизма.
Деятельность социального
В обязанности социального
Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать нравственный смысл усилиям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.
Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании детей в антиалкогольном воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещения семей, в коррекции семейного воспитания, в организации семейного досуга.
Работа с ребенком нацелена на:
1) формирование у младшего
2) формирование и развитие
Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.
Подростки
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.
Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте -- это работа с группой через следующие направления деятельности:
1) профилактика причин и
Кроме дискуссий возможны и другие
формы работы: проведение ролевых
игр, в ходе которых проживаются
и проигрываются основные ситуации,
связанные с потреблением алкоголя
и давлением сверстников. В ролевой
игре, направленной на профилактику алкоголизма,
можно достичь личностного
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.
Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает, в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;
2) организация свободного
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.
3) антиалкогольное воспитание, проводимое
социальным педагогом и
Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане -- в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;
4) антиалкогольное просвещение
педагогического коллектива
Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека Я его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.
Социальному педагогу необходимо стремиться
к тому, чтобы бы все учителя
следовали антиалкогольным
5) посредническая деятельность социального педагога -- подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;
6) преодоление социально-
Юношество
В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.
Социальный педагог