Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании изученной педагогической литературы, посвящённой воспитанию детей с девиантным поведением, описать психологические особенности детского алкоголизма.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
3. Описать особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение


Глава 1 Проблема детского алкоголизма

1.1 Алкоголизм как форма девиантного поведения

1.2 Особенности, причины и последствия детского алкоголизма

Глава 2 Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.1 Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

2.2 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя

2.3 Антиалкогольное воспитание детей и подростков как профилактика детского алкоголизма

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кт по педагогике.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Вторая функция -- прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной, адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция -- образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны  у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и  образования ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Четвертая функция деятельности социального  педагога правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция -- организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении социально-педагогической задачи.

Шестая функция -- коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией,

Седьмая функция -- предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог  выступает в трех основных, ролях:

-- советника, информирующего семью  о важности и возможности бесконфликтного  взаимодействия родителей и детей  в семье, рассказывающего о  развитии ребенка, дающего социально-педагогические  советы;

-- консультанта, разъясняющего вопросы  семейного, трудового, административного  и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся  области психологии, педагогики, социальной  педагогики; консультирует по вопросам  разрешения проблемных жизненных  ситуаций, по вопросам воспитания  детей в семье;

-- защитника, действующего в  случаях нарушения прав ребенка  со стороны родителей или ближайшего  окружения.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся  поведением является возврат их к  норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать  свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при  злоупотреблении алкоголем и  алкогольной зависимости. Именно эти  нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить  разумные потребности, нагружать детей  полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически  не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность  употребления алкоголя, в том числе  и в небольших дозах. Следует  делать акцент не только и не столько  на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким.

 Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя -- это признак взрослости и возмужания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности социально-педагогической  деятельности с различными возрастными  категориями детей, склонных к  употреблению алкоголя

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и  будущего стиля жизни оказывают  родители. Поэтому деятельность социального  педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-психологический  механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у  ребенка заложены негативные Установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции.

Работа с родителями строится в  двух направлениях:

1) формирование культуры отношений  между членами семьи, так как  только в условиях гармоничных  семейных отношений реализуются  нравственные антиалкогольные установки.  Необходимо добиваться оптимальных  форм поведения родителей для  формирования у детей дошкольного  и младшего школьного возраста  установки на трезвый образ  жизни

2) формирование здоровой среды  жизнедеятельности ребенка, включая  выработку общего отрицательного  отношения к алкоголю и пьющим  людям, моральное осуждение этого  явления.

Родителям необходимо внушить, что  раннее начало потребления алкоголя ребенком связано с их собственными ошибками в воспитании. Для этого  желательно ознакомить родителей с  влиянием алкоголя на организм ребенка  и основами профилактики алкоголизма.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических  установок путем просвещения  родителей и внушения мысли о  личной ответственности родителей  за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противо алкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного  проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в  форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать  нравственный смысл усилиям родителей  и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса  в семье.

Итак, социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться  в оказании помощи родителям в  воспитании детей в антиалкогольном  воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещения семей, в коррекции  семейного воспитания, в организации  семейного досуга.        

Работа с ребенком нацелена на:

1) формирование у младшего школьника  потребности в обучении, так как  если ребенок склонен к употреблению  спиртных напитков, то, как правило,  бывают серьезные проблемы с  успеваемостью в школе и нежеланием  учиться;

2) формирование и развитие качеств  личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства,  а также активного отношения  к действительности, объективно  препятствующего алкогольным интересам,  стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный  рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая  игра.

Подростки

В подростковом возрасте, начиная  с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние  на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального  педагога в этом возрасте -- это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий  алкоголизма. Это можно осуществить  через проведение групповых дискуссий  на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно  являться формирование группового  мнения, которого будут придерживаться  все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых  игр, в ходе которых проживаются  и проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой  игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, обучения умения противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые  может сформировать социальный педагог  в подростковой группе, это: умение четко формулировать аргументы  против алкоголя и умение противостоять  давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором  происходит обмен информацией о  вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает, в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять  нецелесообразно;

2) организация свободного времени  подростков, поскольку. Бессодержательный  досуг является ведущим фактором  риска в развитии злоупотребления  подростком алкоголя. Необходима  яркая своеобразная реклама деятельности  кружков, секций клубов, детских  и юношеских организаций, чтобы  подросток мог выбрать себе  занятие по душе. Социальный педагог  должен знать интересы, склонности  и увлечения подростка и помочь  ему организовать содержательный  досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для  подростков коллективные групповые  формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.

3) антиалкогольное воспитание, проводимое  социальным педагогом и направленное  на формирование у подростка  твердых антиалкогольных убеждений:  о необходимости трезвого образа  жизни, о недопустимости употребления  алкоголя в период формирования  организма, о безнравственности  пьянства и алкоголизма, о формировании  антисоциальной личности подростка,  злоупотребляющего алкоголем.

Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане -- в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;

4) антиалкогольное просвещение  педагогического коллектива школы  тоже является функцией социального  педагога. На основе знакомства  с образовательной программой  учащихся подросткового возраста  социальный педагог может предложить  включить элементы антиалкогольного  воспитания во все предметы  школьного цикла. Например, в курсе  Основы государства и права  можно преподавать следующий  раздел: «Лишение родительских прав  вследствие злоупотребления алкоголем»  и др.; в курсе «История» могут  быть такие темы, как «Спаивание  колонизаторами отсталых народов  с целью их порабощения и  др.; в курсе «Биологии» необходимо  рассказывать о влиянии алкоголя  на все системы организма и  др.

Благодаря этим дополнениям будут  расширены знания учащихся о вредном  воздействии алкоголя на здоровье человека Я его потомство, о несовместимости  употребления алкоголя с социальным образом жизни.

Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы бы все учителя  следовали антиалкогольным установкам и примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях  школьной и внешкольной жизни;

5) посредническая деятельность  социального педагога -- подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;

6) преодоление социально-педагогической  запущенности подростка, проявляющейся  в виде ограниченности словарного  запаса, бедности знаний об окружающем  мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

Юношество

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей  степени выражена эмоциональная  зависимость от группы сверстников  и на первый план выдвигаются формы  поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места  в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает  формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного  рода негативное поведение, в том  числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредоточивает  свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к  злоупотреблению алкоголя через:

Информация о работе Детский алкоголизм