Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:16, реферат
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей.
Введение …………………………………………………………………..…………...3-4
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7
I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...7
I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8
I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………………….9
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Заключение ……………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………………...14
Приложения……………………………………………………………………………….15
Областная научно-практическая конференция
«Экология и дети»
«Вода и устойчивое водопотребление»
«Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся».
учитель начальных классов СОШ №15, г. Шахтинск,
Асадова Светлана Михайловна
2012 год
Введение ………………………………………………………
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7
I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...
I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8
I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Заключение …………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение уничтожение не только человека, но и всего живого на земле.
С развитием цивилизации воздейст
К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях ребёнка. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.
А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.
Экологическая культура - это воспитание
эмоциональной эстетической
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Учитывая всё выше сказанное, считаю, что воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность
темы: «Дидактическая игра метод воспитания экологической культуры ».
Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами игры у детей.
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
психолого - педагогическую и
специальную литературу по
2. Определить
эффективность игровой
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание экологической культуры у детей младшего шкального возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:
1. Давать
детям систематические
2.Формировать
у детей систему знаний о
предметах и явлениях природы,
т.е. изучать сами предметы
и явления в природе, связи
и отношения, которые
3.Развивать моральные чувства,
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
I.I. Необходимость воспитания экологической культуры.
Кризисное состояние биосферы - это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения, следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения. Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.
На
уроках, используя жизненный опыт
детей, ненавязчиво выдавая
Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике школьного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
При отборе игр для экологического образования младших школьников необходимо соблюдать следующие требования:
а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний;
в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-школьника;
Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.
При проведении игр для обогащения
экологических представлений
а) Младшие школьники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
б) Игры вызывают у детей приятные
чувства и эмоции, которые снижают
напряженность в учебном
в) Младшие школьники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности.
Использовать игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей:
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных, как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависим
- о человеке, как части природы;
- о культуре поведения в
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Исходя из этого разработаны и модифицированы игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:
1). Игры для развития
2). Игры для формирования
Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что учащиеся, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте - прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:
· у школьников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
· игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы).
Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие - возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.