Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…………...3-4

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7

I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...7

I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8

I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………………….9

Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Заключение ……………………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………………………………………...14

Приложения……………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Дидактическая игра воспитание экологической культуры.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Областная научно-практическая конференция 

«Экология и дети»

«Вода и устойчивое водопотребление»

 

 

 

 

    

«Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся».

 

 

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                  

         

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Проект подготовила:

учитель начальных классов СОШ №15, г. Шахтинск,

Асадова Светлана Михайловна

 

 

 

 

 

2012 год

 

Введение …………………………………………………………………..…………...3-4

 

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ 

              ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7

 

I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...7

 

I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8

 

I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………………….9

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

 

Заключение ……………………………………………………………………………….13

 

Литература………………………………………………………………………………...14

 

Приложения……………………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Природа - источник жизнедеятельности  человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение уничтожение не только человека, но и всего живого на земле.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становитcя все более и более мощным. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным.

К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.

        Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего  возраста. Именно тогда закладываются  начала экологической  культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях ребёнка. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с  эмоционально-чувственным и практически-действенным.

А это, как нельзя лучше, формируется  через игровые ситуации, игровую  деятельность.

            Экологическая культура - это воспитание  эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение  у детей интереса к природе,  растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

      Необходимо вовремя  научить детей любить уголок  родной земли и всю природу  как один большой дом. Без  этого ребёнок никогда не  станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

    Учитывая всё выше сказанное, считаю, что воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

     Важность и актуальность рассматриваемой  проблемы определили выбор

темы: «Дидактическая игра метод воспитания экологической культуры ».

Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

 

Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами игры у детей.

 

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1.  Изучить  психолого - педагогическую и  специальную литературу по данной  проблеме исследования.

 

2. Определить  эффективность игровой деятельности  в процессе воспитания экологической  культуры у детей.

 

Постановка  цели определяется следующей формулировкой гипотезы:  воспитание экологической культуры у детей младшего шкального возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия:

 

1. Давать  детям систематические экологические  знания, при организации игровой  деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

 

2.Формировать  у детей систему знаний о  предметах и явлениях природы,  т.е. изучать сами предметы  и явления в природе, связи  и отношения, которые существуют  между ними.

 

3.Развивать моральные чувства,  формировать моральное сознание  и овладевать навыками и привычками  морального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ

                                             ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

I.I. Необходимость воспитания экологической культуры.

 

Кризисное состояние биосферы - это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения, следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

    В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.  Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.         

    На  уроках, используя жизненный опыт  детей, ненавязчиво выдавая информацию, учитель сможет показать основные  закономерности окружающего мира, основные понятия науки экология  – биоценоз, условия обитания, пищевые  цепочки, метаморфоз, циклы и ритмы и т.д. и выстроить для них цельную картину мира во всей сложности его взаимосвязей. Форма уроков – игры, сказки, спектакли. Наши дети не пассивные слушатели, а активные действующие лица этих занятий. Они думают, говорят, лепят, рисуют, танцуют, поют, играют. Нужно раскрепостить ребенка, выпустить на волю его творческую энергию. Важное место занимают проблемы нравственного развития личности, воспитание чувств ребенка, формирование ценностных ориентиров. В итоге дети должны понять, а не выучить, как устроена жизнь живых существ на Земле, и научиться правильно жить и действовать среди них. Приемы подачи материала, если подойти к ним творчески, могут быть использованы при изучении любых других предметов школьной программы.

        Однако надо  иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике школьного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

При отборе игр для экологического образования младших школьников необходимо соблюдать следующие  требования:

 

а) Игры необходимо подбирать с  учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

 

б) Игра должна давать ребенку возможность  применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать  к усвоению новых знаний;

 

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

 

г) Игровые действия должны производиться  в соответствии с правилами и  нормами поведения в природе;

 

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-школьника;

Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким  образом, чтобы, опираясь на имеющийся  у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.

 

При проведении игр для обогащения экологических представлений необходимо придерживаться следующих положений:

 

а) Младшие школьники ощущают  повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

 

б) Игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают  напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников  направляется на познавательную деятельность;

 

в) Младшие школьники проявляют  творческую деятельность, к которой  притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности.

 

Использовать игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей:

 

- о многообразии и разнообразии  природных объектов, о растениях  и животных, как живых организмах;

 

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

 

- о человеке, как части природы;

 

- о культуре поведения в природе.

 

Само по себе наличие экологических  представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

 

Исходя из этого разработаны  и модифицированы игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

 

Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного  отношения к природе включает два блока:

 

1). Игры для развития эстетического  восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

 

2). Игры для формирования нравственно-оценочного  опыта поведения в природе.

 

Суть игр для развития эстетического  восприятия природы состоит в  том, что учащиеся, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте - прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

 

· у школьников должен быть сформирован  широкий круг представлений об объектах природы;

 

· игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы).

 

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие - возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Информация о работе Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся