Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…………...3-4

Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7

I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...7

I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8

I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………………….9

Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Заключение ……………………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………………………………………...14

Приложения……………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Дидактическая игра воспитание экологической культуры.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения  в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

        Особенностью  игр является то, что они не  дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать.

Это такие игры, как «Необычное путешествие», «Угадай какой зверь».

 

Таким образом, мы рассмотрели несколько  видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Пришли к выводу, что игра помогает формировать  экологические знания, которые являются формированием личности школьника.

 

 

I.2.1. Классификация детских игр.

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности  детей, формам организации, игровому материалу.

В работах Н.К.Крупской детские  игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность -самостоятельный характер. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну. Например,  "Зоологическое лото". Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим, через несколько дней кто-то из детей говорит: "Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке давайте просто называет животное, а не показывает карточку". Затем дети придумывают ещё один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, всё зависит от фантазии играющих. Но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

 

I.2.2. Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение  событий, происходящих в жизни или  в литературном произведении.

     Главное условие игры - наличие у детей знаний о  той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней,  их конкретно-ситуативном поведении.

Выделяются три класса игр:

 

1. Игры, возникающие по инициативе  ребёнка (детей) - самостоятельные  игры: игра - экспериментирование;

 

самостоятельные сюжетные игры:

 

сюжетно-отобразительные,

 

сюжетно-ролевые,

 

режиссерские,

 

- театрализованные;

 

2. Игры, возникающие по инициативе  взрослого, который внедряет их  с образовательной и воспитательной  целями: игры обучающие:

 

- дидактические,

- сюжетно-дидактические,

- подвижные;

- досуговые игры:

- игры-забавы,

- игры-развлечения,

- интеллектуальные,

- празднично-карнавальные,

- театрально-постановочные;

 

3. Игры, идущие от исторически  сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по  инициативе, как взрослого, так  и более старших детей:

 

- традиционные или народные (исторически  они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

Творческие игры

 

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет  свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

 

I.2.3. Игры с правилами

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для  решения определённых задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).

 

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим  движениям (игры с прыжками), по предметам, которые используются в игре (игра с мячом, с лентами, с обручем).

 

Структура игры.

 

Независимо от вида игр она имеет  определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. "Игровые действия составляют основу дидактической игры - без неё невозможна сама игра. Они являются как бы рисунками сюжетами игры".

 

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря  которым педагог в ходе игры управляет  поведением детей, воспитательно-образовательным  процессом.

 

Таким образом, обязательными структурными элементами игр являются: обучающая, воспитывающая задача, игровые действия и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

 

Я попробовала  применить в своей практике большое  количество разнообразных дидактических  игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра – ведущий метод. Это - (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование, урок – экспертиза и другие).

Начну с уроков – игр. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний, могут быть различными по содержанию.

1. Урок – ролевая игра.

«В мире животных». Этот урок я провожу  как урок – обобщение пройденного  материала. Заранее распределяю роли, чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать тему. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных местах планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. Ребята учатся работать с дополнительной литературой – подбирать источник, выбирать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок – путешествие

Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

3. Урок – конкурс

Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний.

За 1 минуту необходимо написать как  можно больше растений. Затем команды  зачитывают растения (по очереди), побеждает  команда, которая последней назовёт  растение. 2 конкурс – «Рассказ –  небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников – найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

4. Урок «Гигиена»

Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических  средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики, правилах ее использования. Учащиеся – «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения кожи и т.д.

Игра – «Экологическое лото».

На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся.

Игра – «Зоопарк».

Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем  по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт  последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют  имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное».

Игра "Построй домик  животному".

Цель. Закрепить знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать  умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать  из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот  и выиграл.

Учитель. Сегодня к нам в класс  пришла телеграмма от зверей, в которой  они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям.

Уточняет правила игры: вот лежат  лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная  Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас  не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы  убедиться, не путаете ли вы насекомых  с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра «Береги природу»

На столе или наборном полотне  картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Убираем одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Игра «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они  маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.

Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Игра «Природа и Я»

Предлагаю детям закончить предложения:

Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….

Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….

Капли дождя на стекле, словно….

Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….

Я иду босиком по земле, и мне  кажется, что мои ноги….

Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….

Этот цветок так благоухает, что….

Это дерево такое огромное, что  когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….

   

   Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное можно использовать также прием экотренинга. Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.

Информация о работе Дидактическая игра - один из методов повышения формирования экологической культуры учащихся