Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:16, реферат
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности младших школьников как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей.
Введение …………………………………………………………………..…………...3-4
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I.1. Необходимость воспитания экологической культуры. …………………………5-7
I.2.1. Классификация игр………………………………………………………………...7
I.2.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………………8
I.2.3. Игры с правилами………………………………………………………………….9
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Заключение ……………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………………...14
Приложения……………………………………………………………………………….15
Например: (Энергизаторы позволяют создать в группе уровень открытости, доверия, сплочённости, которая позволяет в дальнейшем работать успешно).
1) Энергизатор «Круг дружбы».
Все участники встают в круг. Каждый должен сказать что – то о себе двумя, тремя предложениями (любимое занятие, где учится, если домашнее животное и т. д.). Начинает тренер. Энергизатор проходит в быстром темпе. Тренер: «Какие мы все разные, но объединяет нас одно – это чувство сопричастности к природе, к растениям и животным».
2)Упражнение «Дерево».
Заключение.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Воспитание экологической
Гуманное отношение к природе
возникает в процессе осознания
того, что окружающий нас мир уникален
и неповторим. Он нуждается в нашей
заботе. Ребенок должен понять, что
человек и природа
Очень важно показать
детям, что по отношению к
природе они занимают позицию
более сильной стороны и
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей младшего школьного возраста большую роль имеет игра.
Играя, ребёнок
познает многоликий мир
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Как показывает мой опыт, использование игры помогает учителю подготовить экологически культурную личность, которая при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить окружающий мир, проявляя тем самым любовь к природе. А это сейчас очень важный вопрос современности, успешно решаемый при желании работать творчески, нестандартно, при условии любви к своей работе и, детям, в первую очередь.
Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в формирование экологической культуры, экологических навыков и деятельности учащихся, в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих занятиях в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание
3. Байкова Л.А. Технология
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
5. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.
6. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
7. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
8. Занков Л.В. Развитие
9. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
10. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 6-11.
Приложение.
Тематика экологических игр.
Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Учитель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.
Игру можно варьировать, предлагая
детям картинки с изображением птиц,
рыб и других представителей фауны,
постепенно подводя их к выделению
характерных признаков
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после урока труда, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обратите внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.
Пока дети думают, учитель может переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).
На картине выставлены
не только съедобные грибы,
но и несъедобные, дети «
Игра-загадка «Лес».
Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.
Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.
Ход игры. Учитель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети - отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.
Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)
И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
Учитель продолжает:
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, Шапочки зелены.
(После отгадывания и
- Что же у нас получилось? - (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? - Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
(После каждой отгадки на
- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лис а.)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.
Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у учителя должны быть иллюстрации, которые появятся после отгадывания детских загадок.).