Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»

Выводы к 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

Выводы ко 2 разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Файлы: 1 файл

дидактическая игра Наташа.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

 

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камешки, ракушки) позволяют  закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно  соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами (Черница М.) [87].

 

В дидактических играх  широко используются разнообразные  игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх  совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

 

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять  представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать  мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные  картинки, кубики, пазлы.

 

Среди дидактических игр  для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в  которых требуется подобрать  из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных  яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти  две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

 

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется  некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят  с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также  ещё проводятся игры на запоминание  состава, количества и расположения картинок. (Проводятся так же, как  и с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?»  дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них  перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление  у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании (Латий Е.)[67]

 

В лото ребенок должен к  картинке на большой карте подобрать  тождественные изображения на маленьких  карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через  подбор карточек при очередности  хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов о животных»(50 игр с буквами и словами) [91].

 

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди  кубик и передвигая фишки. Эти  игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

 

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных  картинок, складных кубиков, на которых  изображенный предмет или сюжет  делится на несколько частей. Эти  игры способствуют развитию логического  мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. (50 игр с буквами  и словами) [91].

 

 В настоящее время  популярны пазлы, где картинки  особой техники соединения, разделены  на несколько частей и имеют  различное содержание (изображение  сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

 

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей  задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и  без опоры на наглядность.

 

Преимущественно словесные  игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят  на 4 группы.

 

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют  умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у  детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью  которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным  признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови  три предмета», «Назови одним  словом».

 

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства  юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного  не называть».

 

 

1.3 Анализ действующих  Государственных программ «Крымский  веночек», «Малятко», «Дитина» и  Государственного стандарта «Базовый  компонент дошкольного образования  в Украине» по разделу «Природа»,  «Игра»

 

Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного  возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено  воспитание у детей любви и  бережного отношения к природе.

 

Программы выдвигают две  важнейшие задачи:

 

1. Воспитание у детей  любви к родной природе, способности  воспринимать и глубоко чувствовать  её красоту, умения бережно  относиться к растениям и животным;

 

2. Сообщение дошкольникам  элементарных знаний о природе  и формирование на этой основе  у них ряда конкретных и  обобщенных представлений о явлениях  живой и неживой природы. 

 

Задачи современных действующих  программ:

 

1. Направлять активную  деятельность дошкольника на  осознанное сохранение природы. 

 

2. Воспитывать в дошкольниках  гуманно-ценностное отношение к  природе. 

 

3. Воспитывать любовь  к животному и растительному  миру.

 

4. Формировать у детей  экологические знания, культуру  и отношение к природе. 

 

5. Информировать дошкольников  об экологической ситуации в  городе, области, мире и о влиянии  ее на здоровье людей. 

 

Программа «Малятко» определяет объем и содержание знаний, умений и навыков, освоение которых обеспечивает основу развития и жизнедеятельности  личности. Программа - это ориентир для родителей и воспитателей на то, что могут и должны знать  и уметь дети определенного возраста, об уровне их воспитанности и развития. Делается акцент на том, что обязательным компонентом процесса формирования личности является знание и умения, а конечным его продуктом - отношение  к себе и окружающему миру, которое  проявляется в эмоционально-чувственной  сфере, суждениях и поведении  ребенка.

 

Содержание программы  систематизировано по устойчивым в  практике дошкольного воспитания разделами  «Дошкольное детство: особенности  развития», «Психологические возрастные характеристики», «Дети, требующие  повышенного внимания», «Игра», «Народные  игры», «Ребенок и окружающий мир», «Родная природа», «Речевое воспитание» (подраздел «Говорим по-украински»), «Интересная математика», «Изобразительное искусство», «В мире музыки» (подраздел  «Музыкальное развитие»), «Взаимодействие  дошкольного учреждения и семьи», «Воспитание ребенка в семье» Анализ Государственных программ дает возможность сделать вывод, что  одним из важных направлений работы в дошкольном учреждении является экологическое  воспитание детей дошкольного возраста.

 

По программе «Малятко»  определяется, что в средней группе (пятый год жизни) дети уже могут  удовлетворять свои интересы к окружающему  миру в играх, умело внедрять их в  замыслах, сюжетах, ролях. Предполагается реализовывать замыслы с помощью  разнообразной игровой среды, ролевого поведения, определенных ситуаций, общения. Дети уже самостоятельно занимаются игрой вместе с двумя - тремя ровесниками.

 

Проводя с детьми сюжетно-ролевые  игры, требуется внедрять игровые  замыслы в последовательной реализации нескольких игровых задач, соединения разных эпизодов из реальной жизни  или из сказок. Педагог должен удовлетворять  игровые интересы детей, дополнять  их представления новыми знаниями, творчески соединять их по уже  приобретенным жизненным и игровому опыту, который формируется в сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных и других играх. Во время игр совершенствуется и развивается словарь, связная речь, общаясь друг с другом по поводу игрушек, игровых замыслов, намерений; намечая сюжет игры [56].

 

Программа «Дитина» широко используется в практике работы дошкольных учреждений, имеет хорошую репутацию, в первую очередь благодаря тем  гуманистическим идеям, которые  отвечают требованиям современности. Позитивную оценку педагогов получили направленность на личностное развитие дошкольников, психологизацию работы, индивидуальных подход, организацию  групповой работы, гибкий режим дня, которые освещены в основных содержательных линиях и разделах программы. Одобрение  вызвало также отделение в  программе показателей успешного  развития ребенка. Сотрудничества воспитателя  с детьми, условий успешной работы воспитателя, которые помогают четче  определить результативность деятельности педагога.

 

Задачи и содержание учебно-воспитательной работы с детьми в программе даны по разделам. Это создает условия  для обеспечения последовательности изложения материала, его систематичности, составления соответственно к возрастанию  возрастных возможностей детей, развития интересов и индивидуальных склонностей  к разным видам деятельности.

 

В подборе форм и методов  организации работы воспитатель  может проявлять собственную  инициативу, творчество, самостоятельный  поиск.

 

В разделе «Играя, растем»  задачи и содержание программы «Дитина» состоит в том, чтобы обеспечивать возможности удовлетворения в игре социальные, познавательные и эстетические потребностей, содействовать творческому  использованию разнообразных представлений  об окружающем мире, реалистических и  сказочных ситуаций для создания новых сюжетов игр. Также программа  призвана содействовать возникновению  в игре дружеских партнерских  взаимоотношений и игровых сообществ  по интересам, поддерживать морально ценные сюжетные линии, стремление быть справедливыми, выдержанными, чувствовать себя уверенно, защищать собственную идею и уважать  мысль другого, избегать конфликтов [31].

 

Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста с  миром природы является самым  важным способом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая  владеет знаниями и умениями экологически социального поведении в природе. Основным средством ознакомления с  природой является игра. Посредством  игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим его  миром. Уже в раннем детстве ребенок  имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или  иные трудности, логически связанные  с сюжетом игры, ее правилами.

 

Выводы к 1 разделу:

 

 

1. Экологическое воспитание  детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы  и сменившее традиционно представленное  в программах ознакомления детей  с природой.

 

2. Результатом экологического  воспитания является экологическая  культура личности. Составные экологической  культуры личности дошкольника-это  знания о природе и их экологическая  направленность, умение использовать  их в реальной жизни, в поведении,  в разнообразной деятельности (в  играх, труде, быту).

 

3. Игра призвана решать  общевоспитательные задачи, среди  которых задачи формирования  нравственных, общественных качеств  ребенка являются первоочередными.

 

4. Содержание дидактических  игр определяется Государственной  программой, по которой работает  ДОУ.

 

5. Многие дидактические  игры не имеют сюжета и заключаются  только в решении определенной  задачи.

 

6. Игры с дидактическими  игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению  чувственного опыта, вместе с  тем помогают эстетическому воспитанию  детей.

 

7. Среди всего многообразия  детских игр наибольшее значение  имеет сюжетно-ролевая игра.

 

РАЗДЕЛ 2

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С  ПРИРОДОЙ

 

2.1 Использование дидактических  игр в процессе ознакомления  с природой с детьми дошкольного  возраста

 

Дидактическая игра, как  самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к  игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

 

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес  к игре (а это относится в  большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

 

Содержание дидактических  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего  мира. С помощью дидактических  игр воспитатель приучает детей  самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед  детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего  мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в  дидактических играх, является главной  предпосылкой сознательного отношения  к приобретению твердых, глубоких знаний. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами (Любашина В.)[53].

Информация о работе Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой