Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»

Выводы к 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

Выводы ко 2 разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Файлы: 1 файл

дидактическая игра Наташа.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Сущность и задачи  экологического воспитания детей  дошкольного возраста

 

1.2 Влияние на всестороннее  развитие ребёнка игры, особенности  и виды дидактических игр в  процессе экологического воспитания  детей дошкольного возраста

 

1.3 Анализ действующих  Государственных программ «Крымский  веночек», «Малятко», «Дитина» и  Государственного стандарта «Базовый  компонент дошкольного образования  в Украине» по разделу «Природа»,  «Игра»

 

Выводы к 1 разделу

 

РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

 

2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

 

2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

 

Выводы ко 2 разделу

 

ВЫВОДЫ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена реформированием украинской образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования в Украине  относительно воспитания экологической  культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем.

 

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста - новое направление  педагогики, складывающееся в последние  годы и сменившее традиционно  представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения  возникла, в первую очередь, в связи  с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого  общества и природы.

 

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются  основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

 

Экологически воспитанная  личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью  в природе, гуманным, природоохранным  отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным  должно решать главную задачу - формировать  экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

 

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка  с природой, в основу которого положен  экологический подход, когда процесс  поведения в природе опирается  на основополагающие идеи и понятия  экологии, в ходе которого проявляется  экологическая культура.

 

Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее  отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

 

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в  природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих  работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

 

Психолого-педагогическое обоснование  проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных  и наиболее интересных для детей  средством экологического воспитания является дидактические игры с природным  материалом. Игры доставляют детям  много радости, и содействует  их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют  кругозор детей, создает благоприятные  условия для решения задач  сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают  способы установления этих свойств.

 

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес  к объектам природы. В дидактических  играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками  игры, оценивать результаты и т. д.

 

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное  значение, если их организация и  содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

 

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.

 

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному  решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

 

Цель работы: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

В соответствии с целью  были определены следующие задачи исследования:

 

1. Раскрыть понятие и  определить задачи экологического  воспитания детей дошкольного  возраста.

 

2. Проанализировать дидактические  игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения  воспитательных и образовательных  задач в дошкольном учреждении.

 

3. Охарактеризовать виды  дидактических игр детей в  природе и определить их значение  на экологическое воспитание.

 

4.Изучить особенности  руководства дидактическими играми  в процессе экологического воспитания  в разных возрастных группах  детского сада.

 

Объект исследования - процесс  экологического воспитания детей дошкольного  возраста.

 

Предмет исследования - особенности  организации дидактических игр 

 

детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.

 

В соответствии с объектом и предметом были определены

 

следующие методы исследования:

 

- изучение и анализ  литературы по исследуемой проблеме;

 

- изучение передового  педагогического опыта по данной  проблеме;

 

- наблюдение за дидактическими  играми детей в природе в  дошкольном учреждении;

 

- изучение и анализ  Государственных программ воспитания  детей дошкольного возраста по  разделу «Природа» и «Игра».

 

Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, выводов к ним, общих  выводов, списка использованных источников, приложений.

 

Общий объем работы 61 страница. В списке использованных источников литературы 91 наименование.

 

РАЗДЕЛ 1

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Сущность и задачи  экологического воспитания детей  дошкольного возраста

 

Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место  пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования  живых организмов и взаимосвязи  между организмами и средой, где  они обитают.

 

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей  с природой.

 

Прежние программы ориентировали  педагогов на накопление у детей  «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному  восприятию и деятельности. Дети учились  различать и называть объекты  природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Наряду с  этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной  работы ставили задачу воспитания у  детей бережного и заботливого  отношения к природе (Менджерицкая Д.) [57]. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с  внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого  общества и природы. Вопрос о характере  отношений человека и природы  сегодня впрямую связывается  с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена  реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного  производства, использованием природных  ресурсов без учета биологических  и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения  планеты.

 

Анализируя особенности  взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к  новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

 

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения  человека к природе. Сохранение природной  среды, таким образом, связано с  экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно  относиться к природе. Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как  в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что  является частью духовной культуры. Экологическое  воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс (Саморукова П.) [73].

 

Экологически воспитанная  личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью  в природе, гуманным, природоохранным  отношением.

 

Результатом экологического воспитания является экологическая  культура личности. Составные экологической  культуры личности дошкольника - это  знания о природе и их экологическая  направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в  играх, труде, быту).

 

Становление экологически воспитанной  личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих  задач (Мир природы и ребенок.)[55]:

 

1. Формирование у детей  элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов  экологического сознания определяется  содержанием и характером (степенью  сложности) знаний о природе.  Это должны быть знания экологического  содержания, отражающие ведущие  взаимосвязи природных явлений.

 

2. Формирование у детей  практических навыков и умений  в разнообразной деятельности  в природе; при этом деятельность  детей должна иметь природоохранительный  характер. В ходе реальной деятельности  в природе (уход за животными  и растениями в уголке природы  и на участке, участие в природоохранительной  работе) дети осваивают умения  создавать для растений и животных  условия, близкие к природным,  с учетом гуманистической направленности  отношения Человека к природе.  Не менее важно научить детей  оценивать свои поступки и  поступки сверстников, взрослых  в процессе общения с природой.

 

Педагогический процесс  экологического воспитания требует  решения всех перечисленных задач  в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии  экологической культуры педагога, и  его готовности осуществлять эту  деятельность. Кроме того, планируются  задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

 

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения  к природе, развитие эстетического  отношения к ней (Козлова С., Куликова Т.) [41].

 

Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника  как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение  к миру природы [67].

 

Воспитание заботливого  отношения к окружающей природной  среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного  возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено  воспитание у детей любви и  бережного отношения к природе.

Информация о работе Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой