Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа
Цель работы: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Игра «Пищевые цепочки на лугу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
Игра «Пищевые цепочки водоёма».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
Игра «Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра «С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева Н. Н., Степанова
Г. Б. Жизнь вокруг нас.
2. Аромштам М. Игры для маленьких интеллектуалов.// Дошкольное образование,-2004,-№6,-с.21.
3. Аромштам М. Ищи друзей в игре.// Дошкольное образование,- 2002,-«5,-С.2.
4. Артемова Л. Моделi структури дидактичної гри та ігрових стосунків.// Дошкільне виховання,- 2005, -№4 – С.6.
5. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
6. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист.-1990.- №1.- С.30-32 с.
7. Базовый компонент дошкольного
образования в Украине –
8. Бистрицька В. Ігри -
вправи з віршованим
9. Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М.,1991.
10. Богуш А. Методика розвитку рідної мови і ознайомлення з навколишнім у дошкільному закладі. - К: Вища школа,1995,-215 с.
10. Бровкина Е. Ознакомление
с окружающим миром.
11. Букатов В. Педагогические
таинства дидактических игр:
12. Венгер Л. «Дидактические
игры по сенсорному воспитанию»
13. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.
14. Воронов Н. Основы общей экологии.- М.: «Рандеву - АМ»,1999.-95 с.
15. Выгодский Л. Воображение
и творчество в детском
16. Выгодский Л. Мышление и речь// Собрание сочинений: В 6т.- Т2.-М.,1982. С.319-328.
17. Гавриш Н. Методика
розвитку зв’язного мовлення
дітей дошкільного віку: Навчально-методичний
посібник для студентів ВНЗ
зі спеціальності «Дошкільне
виховання», «Початкове навчання»,
викладачів, науковців,вихователів
і методистів дошкільних
18. Гайдаєнко В. Весело
граємо.// Дошкільне виховання,-2004,-№
19. Гайдаренко Е. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: нескучная энциклопедия. - Д.: Сталкер,1997.-448с.
20. Гармоническая атмосфера
Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2000,-№
21. Ген Г., Ковальчук Н.,
Леонова Е. Развивающие игры.//
Ребенок в детском саду,-2003,-
22. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.:Просвещение,1978.-58с.
23. Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.- М.:Просвещение,1989.-360с.
24. Гербова В. Занятия
по развитию речи с детьми 4-6
лет.-М.:Просвещение,1987.-
25. Гладун Л. Іграшка
в житті малюка.// Дошкільне виховання,-2005,-№3,
26. Гмошинская М. Поиграй
со мною.// Дошкольное образование,-2002,-
27. Граббет И. Игры для малышей от 2 до 6 лет.- М.: «Росмэн»,1999.-160 с.
28. Грабовская Л. Пространственно-
29. Грибова О., Бессонова
Т. Дидактический материал по
обследованию речи детей.
30. Дитина. Програма виховання дітей дошкільного віку.- К. Освіта,1993.- 300с.
31. Дрязгунова В Дидактические
игры для ознакомления
32. Дыбина О., Рахманова
Н., Щетинина В. Неизведанное
33. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2002,-№4,-С.2.
34. Занятия по развитию
речи в детском саду. Программа
и конспекты. Книга для
35. Золотова Е. Знакомим
дошкольников с миром животных.
36. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.
38. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Каменева Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева Л. М. и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. Саморуковой П. Г. - М. Просвещение, 1983. - 207 с.
39. Климшкова О. Игра, как азбука общения.// Дошкольное воспитание,- 2002,-№ 4,- С.7.
40. Клюева И.,
Касаткина Ю. Учим детей
41. Козлова С.,
Куликова Т. Дошкольная
42. Кокуева Л.
Воспитание дошкільника через
приобщение к природе;
43. Коломина
Н. Воспитание основ
44. Костина Л. Игровая терапия в детском саду.// Дошкольное воспитание,- 2004,-№ 12 С.10.
45. Куликовская Т. Забавные чистоговорки. Мы говорим правильно.- М.: Издательство Гном и Д, 2001. -32 с. /Практическая логопедия./
46. Кутузова
И. Развитие игровой
47. Латий Е. 365
развивающих игр и затей для
маленьких детей:/Художник А.
48. Лесскис И., Лисютенко О., Прочухаева М. Групповая игротерапия // Дошкольное воспитание, - 2002,№ 4,- С.33.
49. Лисенко Н.
Екологічне виховання
50. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М.: «Слово»,1993.-300с.
51. Лунева Г. Играем в экономику.// Дошкольное воспитание, - 2003,-№ 10,- С.51
52. Лучич М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,1993.-160 с.
53. Любашина
В. Дісертация «Формування
54. Максаков А., Туманова Т. «Учите играя», М.: Просвещение,1983.
55. Мир природы
и ребенок. Под ред. Л.М.
56. Малятко.
Програма виховання дітей
57. Менджерицкая
Д. «Воспитателю о детской
58. Молодова
А. Игровые экологические
59. Названова Л. Давайте играть вместе.// Дошкольное образование.,2002,- №1,- С.22
60. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду,-2001,- №5,- С.38.
61. Нескучаева
Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра-
путешествие как форма
62. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.
63. Николаева
С. Как приобщить ребенка к
природе. Методический
64. Організація
педагогічного процесу в
65. Педагогический
энциклопедический словарь / Гл.
ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.Безруких,
В.Болотов, Л. Глебова и др.-
М. Большая Российская
66. Педагогіка:Навчальний посібник. - Харків, ТОВ «Одіссей»,2003.-352 с.
67. Поваляева
М. Развитие речи при
68. Плохiй З. П. Виховання еколог. культури дошкiльникiв. - К.: Ред. журн. «Дошкiльне виховання», 2002. - 173 с.
69. Програма
та методичні рекомендації для
вихователів дошкільних
70. Психология
личности и деятельности
71. Региональная
программа и методические
72. Рибцун Ю.
Граємо з дитиною всією
73. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение 1983.-25 с.
74. Скворцова
И. Программа развития и
75. Смирнова
Е., Гударева О. Современные
76. Смирнова
Л., Ткаченко Г. Коррекционно –
развивающие игры,// Дошкольное воспитание,-2001,-№
77. Смирнова
Л., Холмогорова В. Игры, направленные
на формирование
78. Сосновская Е. Методика ознакомления с природой.- М: Приор-издат.2005-208с.
79. Сударейкина Т. Дайте детству наиграться.// Детский сад,-2005,-№ 6,- С.45.
80. Сурогевина Е., Енкевич В. Экология и мир: Метод. пособ.- М.: Новая школа,2004-46 с.
81. Сушкова Г.
Ігри зі словесним супроводом./
82. Токмакова
И. К. Земля - наш дом родной:
Поэтический экологический
83. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.
84. Ушакова О., Арушанова А. и др. Занятия по развитию речи в детском саду.- М.: Совершенство,1999.-138 с.
85. Фребель Ф. Система дидактических игр.// Дошкольное воспитание,-2006,- №3,- С.79.
86. Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
87. Черница М. Поиграй со мной! // Дошкольное воспитание,-2006,- № 4,- С.54.
88. Шевчук Н. Как ребенку не попасть к злому волку прямо в пасть?// Дошкольное образование,-2002,- № 15,- с.4.
89. Экологическое воспитание дошкольников./ Под ред. Сакирдановой Т.- Симферополь.: 1995.-35 с.
90. Ярышева Н.
Ознакомление детей с природой.
91. 50 игр с буквами и словами/ Художники М. Душин В., Янаев.- Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.-112 с.: ил.-/ Серия «Потехе-час»/
ТЕМА: «Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой»
Информация о работе Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой