Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»

Выводы к 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста

2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

Выводы ко 2 разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Файлы: 1 файл

дидактическая игра Наташа.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

 

Игра «Пищевые цепочки  на лугу».

 

Цель: Закрепить знания детей  о пищевых связях на лугу.

 

Правила игры: Детям раздаются  карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем  питается.

 

растения - гусеница - птица 

 

злаковые травы - грызуны - змеи

 

злаковые травы - мышь - хищные птицы 

 

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

 

трава - кузнечик - луговые  птицы 

 

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы 

 

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы 

 

травы (клевер) - шмель 

 

Игра «Пищевые цепочки  водоёма».

 

Цель: Закрепить знания детей  о пищевых цепочках водоёма.

 

Правила игры: Воспитатель  предлагает силуэты обитателей водоёма  и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают  карточки:

 

комар - лягушка - цапля 

 

червячок - рыбка - чайка 

 

водоросли - улитка - рак 

 

ряска - малёк - хищная рыба

 

Игра «Пищевые цепочки  в лесу».

 

Цель: Закрепить знания детей  о пищевых цепочках в лесу.

 

Правила игры: Воспитатель  раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

 

растения - гусеница - птицы 

 

растения - мышка - сова

 

растения - заяц - лиса

 

насекомые - ежи 

 

грибы - белки - куницы

 

лесные злаки - лось - медведь 

 

молодые побеги - лось - медведь 

 

Игра «С чем нельзя в  лес ходить?» 

 

Цель: Уточнение и закрепление  правил поведения в лесу.

 

Правила игры: Воспитатель  выкладывает на стол предметы или  иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать  эти предметы в лес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Авдеева Н. Н., Степанова  Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое  воспитание дошкольников: Учебно-методическое  пособие - Ярославль: Академия  развития: 2003. - 112 с.

 

2. Аромштам М. Игры для  маленьких интеллектуалов.// Дошкольное  образование,-2004,-№6,-с.21.

 

3. Аромштам М. Ищи друзей  в игре.// Дошкольное образование,- 2002,-«5,-С.2.

 

4. Артемова Л. Моделi  структури дидактичної гри та  ігрових стосунків.// Дошкільне виховання,- 2005, -№4 – С.6.

 

5. Артемова Л. Окружающий  мир в дидактических играх  дошкольников. М. 1992.-65 с.

 

6. Афанасьева Е. Экология  не знает границ // Юный натуралист.-1990.- №1.- С.30-32 с.

 

7. Базовый компонент дошкольного  образования в Украине – Симферополь-1999,350 с.

 

8. Бистрицька В. Ігри - вправи з віршованим супроводом// Дошкільне виховання,-2002,-№3,- С.10.

 

9. Бондаренко А. «Дидактические  игры в детском саду», М.,1991.

 

10.     Богуш А.  Методика розвитку рідної мови  і ознайомлення з навколишнім  у дошкільному закладі. - К: Вища  школа,1995,-215 с.

 

10. Бровкина Е. Ознакомление  с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и  высш. пед учеб.заведений./ Издат.  Центр «Академия» 2000.-224 с.

 

11. Букатов В. Педагогические  таинства дидактических игр: Учебно-методическое  пособие /Букатов В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный  институт: Флинта, 2003. - 152с.

 

12.  Венгер Л. «Дидактические  игры по сенсорному воспитанию»  М., Просвещение,1975.

 

13.  Веретенникова С.  Ознакомление дошкольников с  природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.

 

14.  Воронов Н. Основы  общей экологии.- М.: «Рандеву - АМ»,1999.-95 с.

 

15. Выгодский Л. Воображение  и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-95с.

 

16. Выгодский Л. Мышление  и речь// Собрание сочинений: В  6т.- Т2.-М.,1982. С.319-328.

 

17. Гавриш Н. Методика  розвитку зв’язного мовлення  дітей дошкільного віку: Навчально-методичний  посібник для студентів ВНЗ  зі спеціальності «Дошкільне  виховання», «Початкове навчання»,  викладачів, науковців,вихователів  і методистів дошкільних закладів. - Луганська: Альма-матер, 2004.-132 с. 

 

18. Гайдаєнко В. Весело  граємо.// Дошкільне виховання,-2004,-№10,-С.21.

 

19. Гайдаренко Е. Игры, забавы, развлечения для детей  и взрослых: нескучная энциклопедия. - Д.: Сталкер,1997.-448с.

 

20. Гармоническая атмосфера  Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2000,-№11,-С.47.

 

21. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры.// Ребенок в детском саду,-2003,-№6- с.60

 

22. Гербова В. Занятия  по развитию речи в средней  группе детского сада.- М.:Просвещение,1978.-58с.

 

23. Гербова В. Занятия  по развитию речи во второй  младшей группе детского сада.- М.:Просвещение,1989.-360с.

 

24. Гербова В. Занятия  по развитию речи с детьми 4-6 лет.-М.:Просвещение,1987.-240с.

 

25. Гладун Л. Іграшка  в житті малюка.// Дошкільне виховання,-2005,-№3,- С.16

 

26. Гмошинская М. Поиграй  со мною.// Дошкольное образование,-2002,-№1,-С.20.

 

27. Граббет И. Игры для  малышей от 2 до 6 лет.- М.: «Росмэн»,1999.-160 с.

 

28. Грабовская Л. Пространственно-  предметная игровая среда как  основа развития индивидуальности  ребенка.// Детский сад,-2004,-№ 4,- с.9.

 

29. Грибова О., Бессонова  Т. Дидактический материал по  обследованию речи детей. Звуковая  сторона речи. Альбом 2.- М.: «АРКТИ», 2001. – 48с.

 

30. Дитина. Програма виховання  дітей дошкільного віку.- К. Освіта,1993.- 300с.

 

31. Дрязгунова В Дидактические  игры для ознакомления дошкольников  с растениями.- М. 1991.-160 с.

 

32. Дыбина О., Рахманова  Н., Щетинина В. Неизведанное рядом  Занимательные опыты и эксперименты  для дошкольников. Дыбина О.- ответственный  редактор.- М.:ТЦ Сфера,2002.-192 с.

 

33. Жичкина А. Значимость  игры в развитии человека.// Дошкольное  воспитание,-2002,-№4,-С.2.

 

34. Занятия по развитию  речи в детском саду. Программа  и конспекты. Книга для воспитателей  детского сада /О.Ушакова, А. Арушанова,  А.Максаков, Е.Струнина, Т. Юртайкина;  Под руководством О.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство»,2001. -368 с.

 

35. Золотова Е. Знакомим  дошкольников с миром животных.- М. 1988.-79с.

 

36. Иванова А. Экологические  наблюдения и эксперементы в  детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.

 

38.     Как знакомить  дошкольников с природой: Пособие  для воспитателей дет. сада / Каменева  Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева  Л. М. и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. Саморуковой П. Г. - М. Просвещение, 1983. - 207 с. 

 

39.     Климшкова  О. Игра, как азбука общения.// Дошкольное  воспитание,- 2002,-№ 4,- С.7.

 

40.     Клюева И., Касаткина Ю. Учим детей общению.  Характер, коммуникабельность. Популярное  пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.:ил.

 

41.     Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогіка: Учеб. пособие для студ. сред. пед.. учеб. заведений.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.

 

42.     Кокуева Л.  Воспитание дошкільника через  приобщение к природе; Методическое  пособие- М.:2005 -248 с.

 

43.     Коломина  Н. Воспитание основ экологической  культуры в детском саду: Сценарии  занятий- М.: 2004-144 с.

 

44.     Костина Л.  Игровая терапия в детском  саду.// Дошкольное воспитание,- 2004,-№  12 С.10.

 

45.     Куликовская  Т. Забавные чистоговорки. Мы говорим  правильно.- М.: Издательство Гном  и Д, 2001. -32 с. /Практическая логопедия./

 

46.     Кутузова  И. Развитие игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, - 2003,-№ 5,- С.25.

 

47.     Латий Е. 365 развивающих игр и затей для  маленьких детей:/Художник А.Босин.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-752 с. илл.

 

48.     Лесскис И., Лисютенко О., Прочухаева М. Групповая  игротерапия // Дошкольное воспитание, - 2002,№ 4,- С.33.

 

49.     Лисенко Н.  Екологічне виховання дошкільників - К. Освіта,1993- 160 с.

 

50.     Ликум А.  Все обо всем. Популярная энциклопедия  для детей. - М.: «Слово»,1993.-300с.

 

51.     Лунева Г.  Играем в экономику.// Дошкольное  воспитание, - 2003,-№ 10,- С.51

 

52.     Лучич М.  Детям о природе. Пособие для  воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,1993.-160 с.

 

53.     Любашина  В. Дісертация «Формування діалогічних  умінь дітей старшого дошкільного  віку в іграх за сюжетами  художніх творів» РВЗ КГУ 2006

 

54.     Максаков  А., Туманова Т. «Учите играя», М.: Просвещение,1983.

 

55.     Мир природы  и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.

 

56.     Малятко.  Програма виховання дітей дошкільного  віку. - К.: Освіта,1991.-400 с.

 

57.     Менджерицкая  Д. «Воспитателю о детской игре»,  М.: Просвещение,1982.

 

58.     Молодова  А. Игровые экологические занятия  с детьми.- Минск.: 1998.-80 с.

 

59.     Названова  Л. Давайте играть вместе.// Дошкольное  образование.,2002,- №1,- С.22

 

60.     Недоспасова  Е. Развитие детей в игровой  деятельности.// Ребенок в детском  саду,-2001,- №5,- С.38.

 

61.     Нескучаева  Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития  познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С.15.

 

62.     Николаева  С. Место игры в экологическом  воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.

 

63.     Николаева  С. Как приобщить ребенка к  природе. Методический материал  для работы с родителями в  дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.

 

64.     Організація  педагогічного процесу в дитячому  садку. Методичні рекомендації. - К.:,1992.-320с.

 

65.     Педагогический  энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.Безруких, В.Болотов, Л. Глебова и др.- М. Большая Российская энциклопедия,2003.-528 с.: ил.

 

66.     Педагогіка:Навчальний  посібник. - Харків, ТОВ «Одіссей»,2003.-352 с.

 

67.     Поваляева  М. Развитие речи при ознакомлении  с природой. Серия «Мир вашего  ребенка», - Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002.-416с.

 

68.     Плохiй З.  П. Виховання еколог. культури  дошкiльникiв. - К.: Ред. журн. «Дошкiльне  виховання», 2002. - 173 с.

 

69.     Програма  та методичні рекомендації для  вихователів дошкільних закладів  освіти. - Одеса, «Маяк», 1999.-312с.

 

70.     Психология  личности и деятельности дошкольника./ Под. Ред. А.Запорожца и Д.  Эльконина.- М.: Просвещение 1990.620с.

 

71.     Региональная  программа и методические рекомендации  по межкультурному образованию  детей дошкольного возраста в  Крыму «Крымский веночек»- Симферополь  - 2004.-70 с.

 

72.     Рибцун Ю.  Граємо з дитиною всією родиною.// Дошкільне виховання,- 203.Руководство  играми детей в дошкольных  учреждениях:/ Сост.: Е.Тверитина, Л.  Барсукова; Под ред.. М. Васильевой.- М.: Просвещение 1986.-112 с.

 

73.     Саморукова  П. Как знакомить дошкольников  с природой. - М.: Просвещение 1983.-25 с.

 

74.     Скворцова  И. Программа развития и обучения  дошкольника. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет.- СПб.: Издательский  Дом «Нева»; 2004.-240 с.

 

75.     Смирнова  Е., Гударева О. Современные пятилетние  дети: особенности игры и психического  развития.// Дошкольное воспитание,-2003,- № 10,- С.63.

 

76.     Смирнова  Л., Ткаченко Г. Коррекционно –  развивающие игры,// Дошкольное воспитание,-2001,-№  3, С.34.

 

77.     Смирнова  Л., Холмогорова В. Игры, направленные  на формирование доброжелательного  отношения к сверстникам.// Дошкольное  воспитание,-2003,- № 8,- С.73.

 

78.     Сосновская  Е. Методика ознакомления с  природой.- М: Приор-издат.2005-208с.

 

79.     Сударейкина  Т. Дайте детству наиграться.// Детский сад,-2005,-№ 6,- С.45.

 

80.     Сурогевина  Е., Енкевич В. Экология и мир:  Метод. пособ.- М.: Новая школа,2004-46 с.

 

81.     Сушкова Г.  Ігри зі словесним супроводом.// Дошкільне виховання,2002,-№ 4,-С.35.

 

82.     Токмакова  И. К. Земля - наш дом родной: Поэтический экологический утренник.// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 82-85.

 

83.     Усова А.  Роль игры в воспитании детей.  Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.

 

84.     Ушакова О., Арушанова А. и др. Занятия по  развитию речи в детском саду.- М.: Совершенство,1999.-138 с.

 

85.     Фребель Ф.  Система дидактических игр.// Дошкольное  воспитание,-2006,- №3,- С.79.

 

86.     Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста./ Сост. Алексеева М., Яшина В.- М.: Академия,1999.-680 с.

 

87.     Черница М.  Поиграй со мной! // Дошкольное  воспитание,-2006,- № 4,- С.54.

 

88.     Шевчук Н.  Как ребенку не попасть к  злому волку прямо в пасть?// Дошкольное образование,-2002,- № 15,- с.4.

 

89.     Экологическое  воспитание дошкольников./ Под ред.  Сакирдановой Т.- Симферополь.: 1995.-35 с.

 

90.     Ярышева Н.  Ознакомление детей с природой.- К.: Радянська школа, 1980. -164 с.

 

91.     50 игр с  буквами и словами/ Художники  М. Душин В., Янаев.- Ярославль:  Академия развития: Академия, К: Академия  Холдинг, 2001.-112 с.: ил.-/ Серия «Потехе-час»/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕМА:  «Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой»


Информация о работе Дидактическая игра как метод ознакомления детей с природой