Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование процессов формирования фонематического развития.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Структура исследования состоит из

Содержание работы

1.Теоретические основы формирования фонематического восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр и игровых упражнений.
1.1Понятие «фонематическое восприятие» и его развитие в онтогенезе.
1.2 Общее недоразвитие речи и его характеристика.
1.3Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
1.4Дидактические игры и игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.5Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

фонетико фонематическое восприятие Диплом.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования  и науки

ГБОУ СПО Краснодарский  педагогический  колледж № 3 Краснодарского края

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

по специальности Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры и  игры упражнения в формировании фонематического  восприятия у детей дошкольного возраста с

 общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.Теоретические основы формирования фонематического восприятия          детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр и игровых упражнений.

  1.1Понятие «фонематическое восприятие» и его развитие в онтогенезе.

  1.2 Общее недоразвитие  речи и его характеристика.

  1.3Особенности фонематического  восприятия у детей с общим    недоразвитием речи.

1.4Дидактические игры  и игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.5Особенности работы  воспитателя в группе детей  с общим недоразвитием речи.

 

 

Объект исследования: процесс восприятия  дидактических игр игровых упражнений у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с

 общим недоразвитием речи.

 

Цель: исследование процессов формирования фонематического развития.

Задачи исследования:

Методы исследования:

Структура исследования состоит из

                               

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. По данным отечественных и зарубежных исследований, общее недоразвитие речи  является одной из наиболее частых форм нарушений в онтогенезе.   Например, в России до 70% детей дошкольного возраста имеют проблемы в речевом развитии [3, с.25].

Речь - ведущая функция, определяющая готовность  ребенка   к школьному обучению.  Наряду с правильным звукопроизношением, способностью различать и дифференцировать акустические признаки звуков, достаточным уровенем сформированности словаря,  речевую готовность  во многом определяет умение ребенка  логично и  связно высказываться. Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка» (25).

Как  отмечают в своих исследованиях  Ю.Г.Демьянов (1967) Т.А.Власова (1984), С.Г.Шевченко (1987), Р.И. Лалаева (1992), С.В.Зорина (1998)  и др., речь детей с ОНР в  целом развивается с отставанием  от возрастной нормы. Особенности речевого развития данной категории детей могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и  различать их, владеть артикуляционным  аппаратом, правильно построить  предложение и т. д., одна из насущих  проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путем  целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей  дошкольного возраста с ОНР включает в себя специальные занятия для развития фонематического слуха, эти занятия так и называются «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте».  Программа обучения рассчитана на несколько лет. Дети, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Занятие по «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте»  ведет учитель-логопед, для этих занятий разработана специальная программа. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать воспитатель, который работает с детьми с общим недоразвитием речи, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

 

Объект исследования: процесс восприятия  дидактических игр игровых упражнений у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

общим недоразвитием  речи.

Цель: исследование процессов формирования фонематического развития.

Задачи исследования:

Методы исследования:

Структура исследования состоит из

 

 

 

1.Теоретические основы формирования фонематического восприятия          детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр и игровых упражнений.

  1.1Понятие «фонематическое восприятие» и его развитие в онтогенезе.

 

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин) [27, c. 72].

Центральное значение для  отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции  действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т.д.). По мнению Б.Г.Ананьева, любой  психический процесс формируется «как определённая констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)» [4, c. 35].

Без участия этих функций  не могут осуществляться никакие  психические процессы, в том числе  и процессы восприятия. В специальной  справочной литературе восприятие определяется как:

- «форма чувственного  отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ»;

- «непосредственное,  чувственное отражение предметов  и явлений в целостном виде  в результате осознания их  опознавательных признаков»;  «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Процесс формирования этого образа.

Таким образом, восприятие рассматривается большинством психологов, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом).

При изучении восприятия в психологической литературе разрабатываются  проблемы константности этого процесса, фильтрации или отбора информации, поступающей в процессе восприятия, актуализации знаний или извлечения информации из памяти. Исследователи отмечают зависимость восприятия от процессов сличения поступающей информации с хранимым в памяти образом, следом того или иного стимула.  
По мнению А.А.Леонтьева, существуют «две различные ситуации восприятия. Первая ситуация — когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая — когда происходит опознание уже сформированного образа». При этом привычные объекты воспринимаются симультанно, малознакомые — сукцессивно. В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности предъявляемого объекта, затем принимается решение о его категоризации, номинализации и только после этого его признаки критически оцениваются. Под симультанностью «понимают опознание группы элементов, отделенных друг от друга временным интервалом, как единого целостного объекта; ... некоторый объект (или группа объектов), имеющий более или менее сложное строение, одномоментно опознается испытуемым в своих существенных чертах без какого-либо последовательного анализа тех или иных свойств объекта (одномоментность здесь является скорее качественной, чем количественной характеристикой)» (А.И.Подольский 1978: 10) [14, c. 101],

По мнению ряда исследователей (Р.М.Грановская 1972, 1974, А.И.Подольский 1978, Е.Д.Хомская 1987), становление симультанных процессов в онтогенезе основывается на сукцессивном анализе и синтезе. Двигаясь по спирали, восприятие совершенствуется, проходя путь от развернутых форм к сокращенным, симультанным.

А.В.Запорожец, 1967, В.П.Зинченко, Н.Ю.Вергилес, 1969, Л.А.Венгер, 1969 считают, что в онтогенезе происходит постепенное формирование си-мультанности восприятия как генетически вторичного образования по отношению к перцептивным действиям, которые сукцессивны.  
Формирование образа связано с преобразованием сукцессивного восприятия в симультанную структуру. При этом Л.М.Веккер (1974) рассматривает симультанное опознание не как исходный акт, а как результат научения.  
В формировании образа объекта, как правило, участвуют несколько анализаторов. В зависимости от модальности рецепторов различаются зрительное, слуховое, осязательное и обонятельное восприятия. Поскольку целью нашей работы является исследование процессов формирования фонематического развития, нас интересует восприятие устной речи, как частный случай слухового восприятии [7, c. 87].

Слуховое восприятие человека и высших животных обеспечивает множество необходимых в их жизнедеятельности  функций отражения звуков. К их числу относятся пространственная локализация источника звука, константное и аконстатное восприятие громкости звука, выделение нужного звука из звукового окружения, опознавание и т.п. Уже в силу того, что слух формируется в деятельности и для деятельности, опосредствуя достижение ее многообразных целей при практически неповторяющихся условиях восприятия, на всех стадиях своего генезиса он обеспечивает множество необходимых в деятельности результатов восприятия и их гибкую смену в зависимости и в соответствии с ее целями и задачами. Поэтому даже на начальных стадиях генеза слуховая система является аппаратом полифункционального восприятия звуков. При таком понимании слуховой системы, как писал А.М.Зальцман, «можно представить две, непротиворечивые логики ее работы: а) в генезисе восприятия по мере необходимости формируется ряд специализированных механизмов, каждый из которых обеспечивает свою функцию: пространственную локализацию, выделение одного из звуков, звуковысотное различение и т.д. Одновременно формируется и некоторый общий, интегративный механизм, осуществляющий оперативное управление этими механизмами и обеспечивающий тем самым получение результатов восприятия в зависимости и в соответствии с целями и задачами деятельности,  
б) формирующаяся в филогенезе слуховая система в силу присущих ей принципов строения и функционирования обеспечивает возможность получения любых доступных слуховому восприятию результатов и их гибкую смену. В онтогенезе восприятия эти возможности реализуются неодинаково: в зависимости от особенностей деятельности индивида (интересов, профессиональной ориентации и т.д.) формируются функциональные системы, реализующие те или иные возможности слуховой системы» [7, c. 88].

Исследования Л.А.Венгера, А.В. Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Г.Рузской и др. показывают, что «слуховое восприятие представляет собой своеобразное перцептивное действие и что на ранних ступенях его развития важную роль здесь играют внешние движения (вокализация и т.д.), моделирующие особенности воспринимаемых звуков».  
СЛ. Рубинштейн пишет: «слуховые восприятия ребёнка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребёнок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т.д. Ухо ребёнка — это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребёнок слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры».

«Первое, что бросается  в глаза, - это разделение целостной  системы механизма речи на два противостоящих звена. Противопоставление их обусловлено ходом приобретения сигнальных значений отдельными элементами несущих сигналов или их семантизаций, что в свою очередь обусловлено необходимостью при приёме, выдаче и транспортировке словесного сообщения разлагать его на самые элементарные десемантизированные элементы и синтезировать их в значимые комплексы, которые после этого могут замещаться или другими комплексами или элементами с теми же значениями, или переменить своё значение. Первое звено механизма речи — это отбор по нормализованным правилам элементов для составления слова. При воспроизводстве речи - это отбор речедвижений. При приёме речи - это различение элементов воспринимаемого слова и узнавание его. Два этих материально разных набора элементов эквивалентны. Нормализованные правила отбора обеспечивают образование за звукокомплексом, синтезированным из элементов словесного сигнального значения».

Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам  образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) в коре мозга образуется условная связь. С этого момента данное звукосочетание будет вызывать в коре мозга образ воспринятого предмета, а предмет — образ звукосочетания. В зависимости от опыта устанавливаются условные связи звукосочетаний с предметами, раздражения от которых поступают в другие анализаторы[39, c. 6].

В дальнейшем, кроме образования  слов путем воздействия на рецепторы  самих предметов и их действий, благодаря сочетанию их с уже  имеющимися, словами. Мы познаем этим способом предметы и явления, которые  никогда не воспринимали — не видели, не слышали и т.д. Таким образом, у нас создаются словесные цепи, иногда очень сложные, каждое звено которых основано на сочетании одних речевых сигналов с другими. При этом начальное звено цепи всегда связано с конкретной вещью, т.е. с первосигнальным раздражителем.

Информация о работе Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч