Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование процессов формирования фонематического развития.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Структура исследования состоит из

Содержание работы

1.Теоретические основы формирования фонематического восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр и игровых упражнений.
1.1Понятие «фонематическое восприятие» и его развитие в онтогенезе.
1.2 Общее недоразвитие речи и его характеристика.
1.3Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
1.4Дидактические игры и игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.5Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

фонетико фонематическое восприятие Диплом.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Процесс речевого подражания должен быть тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной  ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях воспитателя, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.

По мере развития речевой  активности следует постепенно отказываться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы окружающего мира {машина вместо «би-би» и т.д.).

Необходимо учить детей  пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом {дай, пойдем), затем — словосочетанием (Дай машину и т. д.) и предложением. Речевое общение должно развиваться сначала через отраженную побудительную речь, а затем через самостоятельную[61, с.187].

На основе развития интереса к окружающим предметам надо учить  детей обращенной речи в форме  простых вопросов: кто это? Куда положил? и т. д. При этом допустимо обращение к взрослым на ты.

По мере усвоения речевых  средств необходимо обучать детей  переносу слов — использованию их в других обстоятельствах. Например, при изучении темы «Фрукты» дети знакомятся со словами зеленый, круглый, большой, маленький. Дальнейшее уточнение значений этих слов осуществляется при изучении темы «Овощи». В рамках изучения других тем происходит широкая активизация данного ряда слов.

Формирование самостоятельной  речи связано не только с накоплением  запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т. д.

Во втором периоде  обучения (декабрь — март) на занятиях воспитателя особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа, существительные в сочетании со словом много; правильно передавать слоговую структуру двуи трехсложных слов; активно пользоваться известным словарем. На общеобразовательных занятиях педагог закрепляет речевые навыки и умения, полученные детьми на логопедических занятиях.

В процессе третьего периода обучения (апрель — июнь) детей с первым уровнем речевого развития воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения[61, с.187].

Как можно раньше на занятиях по развитию речи следует начинать заучивать двустишия вроде следующих:

Лена по лесу идет, Сидит на окошке громко песенки поет. Маленькая кошка.

Заучивание должно проводиться  с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При этом необходимо убедиться, что  ребенок понимает содержание стихов, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алифанова, Е. И, Логопедические рифмовки и миниатюры / Е. И. Алифанова, Н. И. Егорова.- М: Гном-Пресс, 1999,
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. –СПб., 1999.
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды в 2 томах / Б. Г. Ананьев.- СПб: Питер, 2001.
  4. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.- Новосибирск, 1994.
  5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В, Бенедиктова-- СПб.: Детство-пресс, 2001.
  6. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- М: Аркти, 1998.
  7. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования: Методическое пособие / А. П. Бизюк.- СПб.: Речь, 2005.
  8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.
  9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1991.
  10. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. — 1982. — № 5.
  11. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова,- М: 1997.
  12. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика.  – М., 2005.
  13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.  – СПб. 2009.
  14. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2007.
  15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.
  16. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский,- М., 1995.
  17. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
  18. Гадасина, Л. Я. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр / Л. Я. Гадасина, О. И. Ивановская.- СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  19. Гаркуша, Ю. Ф. Система крррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарущениями речи / Ю. Ф. Гаркуша.- М, 1992.
  20. Гвоздев А, Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- Ц., 1961.
  21. Грибова, О. Е. Технология организации логопедичеркрго обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2005,
  22. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венге-ра.- М.: Просвещение, 1978.
  23. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.-М.: Просвещение, 1983.
  24. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефимен 
    кова.-М., 1985.
  25. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М., 1990.
  26. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.- М, 1990.
  27. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.- М.: Просвещение, 1963.
  28. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  29. Запорожец А.В. Психология [Текст]. - М., 1985.
  30. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец // под ред. В. В. Давыдова.-М., 1986.-т. 2.
  31. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова.-М., 1994.
  32. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверсотов В.И. – М., 1981.
  33. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. Л. Венгер, О. М. Дьяченко.- М., 1989. \
  34. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.-СПб.: КАРО, 2004.
  35. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  36. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше.-М., 1985.
  37. Кириллова, Е. В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Е. В. Кириллова // Практическая психология и логопедия.- 2006.- № 1.
  38. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова.- СПб.: КАРО, 2004.
  39. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 5 5. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.- М., 2001.
  40. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В, Колесникова.- М., 2002.
  41. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М., 2009.
  42. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М, 1999.
  43. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.- М.: Гном - Пресс, 1998.
  44. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Тандем, 1999.
  45. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции / И. Г* Корнилова.- М.: Издательство «Научная книга», 2000.
  46. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи: Методическое пособие / Под ред. Ю. Ф. Гар-куши.-М, 1999.
  47. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. В. Ю. Секачева.- М., 2000. а
  48. Кравцов Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе [Текст]. - М., 1991.
  49. Крутецкий В.А.Психология [Текст]. - М., 1986.
  50. Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н. Л. Крылова // Дефектология.-1985.-№ 2.
  51. Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  52. Кузнецова, Л. В. Использование игры в коррекционных целях / Л. В. Кузнецова // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения.- М., 2004.
  53. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст]. - М., 1999.
  54. Логопедия / Под ред. Л, С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  55. Лубовский, В, И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский //Дефектология.- 1971.- №6.
  56. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1083.
  57. Максакова, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада / А. И, Максакова, Г. А. Тумако-ва.-~М.: Просвещение, 1985.
  58. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подго<span class="dash0411_0435_0437

Информация о работе Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч