Процесс речевого подражания
должен быть тесно связан с практической
деятельностью, с игрой, с наглядной
ситуацией. Упражнения проводятся не только
на занятиях воспитателя, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий
и т.д., при обязательном условии хорошего
эмоционального контакта с ребенком, при
наличии устойчивого произвольного внимания.
По мере развития речевой
активности следует постепенно отказываться
от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы
окружающего мира {машина вместо «би-би»
и т.д.).
Необходимо учить детей
пользоваться побудительной формой
речи: выражать просьбу одним словом {дай, пойдем), затем — словосочетанием (Дай машину и т. д.) и предложением.
Речевое общение должно развиваться сначала
через отраженную побудительную речь,
а затем через самостоятельную[61, с.187].
На основе развития интереса
к окружающим предметам надо учить
детей обращенной речи в форме
простых вопросов: кто это? Куда положил? и т. д. При этом допустимо обращение к
взрослым на ты.
По мере усвоения речевых
средств необходимо обучать детей
переносу слов — использованию их в других
обстоятельствах. Например, при изучении
темы «Фрукты» дети знакомятся со словами
зеленый, круглый, большой, маленький. Дальнейшее уточнение
значений этих слов осуществляется при
изучении темы «Овощи». В рамках изучения
других тем происходит широкая активизация
данного ряда слов.
Формирование самостоятельной
речи связано не только с накоплением
запаса слов, но и с усвоением правил их употребления.
Дети с трудом усваивают согласование
слов в роде, числе, падеже, выражаемое
их окончаниями; употребление слов с различными
смысловыми оттенками, которые выражаются
суффиксами и приставками; образование
новых слов и т. д.
Во втором периоде
обучения (декабрь — март) на занятиях
воспитателя особое внимание уделяется
развитию у детей умения употреблять в
самостоятельной речи слова в полной и
уменьшительно-ласкательной форме, грамматические
формы единственного и множественного числа, существительные
в сочетании со словом много; правильно
передавать слоговую структуру двуи трехсложных
слов; активно пользоваться известным
словарем. На общеобразовательных занятиях
педагог закрепляет речевые навыки и умения,
полученные детьми на логопедических
занятиях.
В процессе
третьего периода обучения (апрель — июнь)
детей с первым уровнем речевого развития
воспитатель продолжает работу по расширению
объема предложения[61, с.187].
Как можно раньше на занятиях
по развитию речи следует начинать заучивать двустишия вроде
следующих:
Лена
по лесу идет, Сидит на окошке громко песенки поет. Маленькая кошка.
Заучивание должно проводиться
с обязательной опорой на предметные
или несложные сюжетные картинки.
При этом необходимо убедиться, что
ребенок понимает содержание стихов, для
чего к картинкам ставятся соответствующие
вопросы.
Список использованной
литературы
- Алифанова, Е. И, Логопедические рифмовки и миниатюры / Е. И. Алифанова, Н. И. Егорова.- М: Гном-Пресс, 1999,
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. –СПб., 1999.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды в 2 томах / Б. Г. Ананьев.- СПб: Питер, 2001.
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.- Новосибирск, 1994.
- Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В, Бенедиктова-- СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- М: Аркти, 1998.
- Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования: Методическое пособие / А. П. Бизюк.- СПб.: Речь, 2005.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1991.
- Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. — 1982. — № 5.
- Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова,- М: 1997.
- Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. – М., 2005.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб. 2009.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2007.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский,- М., 1995.
- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
- Гадасина, Л. Я. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр / Л. Я. Гадасина, О. И. Ивановская.- СПб.: Детство-Пресс, 1999.
- Гаркуша, Ю. Ф. Система крррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарущениями речи / Ю. Ф. Гаркуша.- М, 1992.
- Гвоздев А, Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- Ц., 1961.
- Грибова, О. Е. Технология организации логопедичеркрго обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2005,
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венге-ра.- М.: Просвещение, 1978.
- Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.-М.: Просвещение, 1983.
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефимен
кова.-М., 1985.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М., 1990.
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.- М, 1990.
- Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.- М.: Просвещение, 1963.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Запорожец А.В. Психология [Текст]. - М., 1985.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец // под ред. В. В. Давыдова.-М., 1986.-т. 2.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова.-М., 1994.
- Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверсотов В.И. – М., 1981.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. Л. Венгер, О. М. Дьяченко.- М., 1989. \
- Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.-СПб.: КАРО, 2004.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
- Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше.-М., 1985.
- Кириллова, Е. В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Е. В. Кириллова // Практическая психология и логопедия.- 2006.- № 1.
- Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова.- СПб.: КАРО, 2004.
- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 5 5. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.- М., 2001.
- Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В, Колесникова.- М., 2002.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М., 2009.
- Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М, 1999.
- Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.- М.: Гном - Пресс, 1998.
- Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Тандем, 1999.
- Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции / И. Г* Корнилова.- М.: Издательство «Научная книга», 2000.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи: Методическое пособие / Под ред. Ю. Ф. Гар-куши.-М, 1999.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. В. Ю. Секачева.- М., 2000. а
- Кравцов Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе [Текст]. - М., 1991.
- Крутецкий В.А.Психология [Текст]. - М., 1986.
- Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н. Л. Крылова // Дефектология.-1985.-№ 2.
- Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кузнецова, Л. В. Использование игры в коррекционных целях / Л. В. Кузнецова // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения.- М., 2004.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст]. - М., 1999.
- Логопедия / Под ред. Л, С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.
- Лубовский, В, И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский //Дефектология.- 1971.- №6.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1083.
- Максакова, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада / А. И, Максакова, Г. А. Тумако-ва.-~М.: Просвещение, 1985.
- Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подго<span class="dash0411_0435_0437