Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование процессов формирования фонематического развития.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Структура исследования состоит из

Содержание работы

1.Теоретические основы формирования фонематического восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при проведении дидактических игр и игровых упражнений.
1.1Понятие «фонематическое восприятие» и его развитие в онтогенезе.
1.2 Общее недоразвитие речи и его характеристика.
1.3Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
1.4Дидактические игры и игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.5Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

фонетико фонематическое восприятие Диплом.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь  разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения[57, с.207].

Работа воспитателя  по развитию речи во многих случаях  предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя  также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя  входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Особое внимание воспитателя  должно быть обращено на детей с  поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.

Воспитатель готовит  детей к восприятию материала  логопедических занятий.

Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся[57, с.208].

Необходимым элементом  при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя  на занятиях осуществляется поэтапно:

а)    дети знакомятся непосредственно с изучаемым  явлением;

б)    с помощью  правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в)    воспитатель  организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.

Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое виц. мание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должна усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя  в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника) [57, с.209].

На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить  за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной  работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне-учебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя  в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Основной формой воздействия  на детей в дошкольных образовательных  учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в  которых ведущая роль принадлежит  взрослым. Занятия проводятся учителем-логопедом  и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы.

Дети с общим недоразвитием  речи очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать  с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать  у детей положительное эмоциональное  отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры[57, с.210].

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает  и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

Воздействие воспитателя  должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создает необходимые предпосылки для формирования речи.

Воспитатель должен помочь ребенку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада.

Направления работы воспитателя  будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи.

Особое внимание воспитателя  должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к  окружающим, выработку правильного  поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. Воспитатель обязан быть внимательным к психическому состоянию ребенка, отмечать на каждом занятии все положительные изменения. Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от успехов, которые он делает. Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, основной контингент которых представляют дети 3-4-летнего возраста, главными задачами воспитателя следует считать:

- формирование умений  вслушиваться в речь, понимать  ее содержание;

- развитие подражательной  деятельности в виде произношения  любых звуковых сочетаний;

- обогащение словаря,  уточнение лексических и грамматических  значений слов;

- развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.

Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека). Ведущая форма занятий — игра. Это помогает сформировать мотивационную основу речи.

Занятия первого периода  обучения (сентябрь — ноябрь) должны быть насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, с мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.

Обязательным условием в коррекционно-воспитательном воздействии является многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящим ребенком и воспитателем обеспечивает успех работы

На занятиях, в ходе режимных моментов дети усваивают определенные знания об окружающих предметах и явлениях. На полученных представлениях основана работа по расширению понимания конкретных слов и выражений[57, с.211].

Воспитатель может решать эти задачи с помощью следующих приемов обучения детей: показ и рассматривание игрушки, предмета, явления окружающего мира и его называние; выполнение поручений детьми; показ картинок; наблюдения. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только действиями, но и словами, речью.

Чтобы ребенок вместо мимики и жеста мог употребить слово, педагог может использовать специальные приемы для активизации его речи: внезапно убрать и снова показать предмет; побуждать отвечать на вопросы: кто это? что это? кто спрятался? и т. д.; отраженное и совместное проговаривание слова; договаривание знакомых слов; предъявление речевого образца.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи детям  предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (голова, ноги, руки, нос, рот, уши); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т. д.); предметы туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные предметы и явления окружающей его жизни (цветы, дом, машина, трава, земля, солнце, вода); названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь  должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (сидит, стоит, ест, спит, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, подметает, копает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, рисует, несет). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди и которые он неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, шьет, гладит и т.д.). У детей с общим недоразвитием речи пассивный глагольный словарь по своему объему значительно меньше предметного словаря. Поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать их понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий[57, с.211].

Используя ситуативные  моменты режимных процессов, игры, прогулки и т.д., воспитатель должен называть предметы, которые берет ребенок  в руки, действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, те ощущения, которые испытывает ребенок. Педагог должен говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Важно, чтобы одни и те же словосочетания повторялись воспитателем по 2-3 раза, а слова употреблялись в разных грамматических формах.

Речь взрослых является средством регуляции детской  деятельности. Она может как ограничивать действия детей («Нельзя!»), так и  побуждать к действиям, совмещаться  с действиями («Будем одеваться на прогулку» — «Оделись на прогулку» — «Раздеваемся»). Постепенно словосочетания усложняются. Адекватное выполнение заданий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Необходимо поддерживать у детей интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, к самим взрослым и на основе устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных образцов речи, в том числе и различных вариантов предложений.

Вся речь воспитателя  должна быть насыщена вопросами, которые  нацелены на побуждение ребенка к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицания, звукоподражания, слоги, слова и т. д.).

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Начинать работу по активизации  лексического запаса у детей необходимо с создания потребности подражать  слову взрослого. Первые слова и  словосочетания у неговорящего ребенка  появляются — как отраженное прого-варивание — всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. Воспитатель должен создать такую игровую ситуацию, в которой у ребенка появятся звуковые комплексы или лепетные слова (подражание крикам животных, шуму и т. д.). При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется[57, с.212].

Информация о работе Дидактические игры и игры упражнения в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием реч