Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

2) Вырезаем силуэт птицы по  полученному контуру.

3) Пальчиковая гимнастика

 

Начиная с указательных пальцев  обеих рук.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот – кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий-легкий мячик.

А мизинчик, мой, малышка,

Коготком скребёт, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улёгся на бочок.

 

4) Ажурное вырезывание дугообразных  резов и резов, сходящихся в  одной точке, на хвосте, крыльях,  хохолке с дополнительным складыванием  по осям симметрии:

– Отметим центральную верхнюю точку у основания правого крыла. По очереди складываем перышки по лучевой симметрии и делаем на каждом сначала удлиненный дугообразный рез, а потом небольшой двойной, сходящейся в одной точке, рез ближе к концу пера (если дети уже знакомы с такой техникой, то можно уже не прорисовывать будущие резы).

– Аналогично декорируем левое крылышко.

– Отметим центральную точку на соединении туловища и хвоста. Теперь дополнительно складываем по центральной оси симметрии каждое перо и выполняем удлиненный дугообразный рез в середине перышка, а затем полукруглый маленький рез внизу и вверху хвостового пера. Продолжаем декорировать таким образом каждое перо на хвосте.

– Переходим к хохолку. Складываем пополам поочередно каждое перышко, делаем два вверху и внизу маленьких полуовальных реза.

– Складываем по горизонтальной оси симметрии верхнюю часть головки и делаем в центре два маленьких надреза, сходящихся в одной точке (типа треугольничка, либо дугообразный рез). Это наш будущий глазик.

Примечание 1: В классе, где дети в системе изучают приемы ажурного вырезания, могут самостоятельно их использовать при изготовлении поделок, можно предложить сделать произвольные резы по собственному усмотрению на хвосте или (и) крыльях.

– По окончании вырезания разворачиваем жар-птицу, проглаживая её свободным листочком бумаги формата А4, рассматриваем.

5) Гимнастика для глаз

«Обвести» глазками контур птицы. Потом  закрыть глаза и представить  себе свое изделие целиком на фоне.

6) Размещение жар-птицы на листе  фона

– Посмотрите, пожалуйста, еще раз на образец. Как расположим лист фона? (Вертикально). Как расположена птица? (на середине листа, по диагонали, как бы летящей). Поэкспериментируйте с фоном вашей будущей поделки. Каким наиболее удачным для нашей «горящей» птицы может быть фон? (что-то темное, даже черное).

7) Наклеивание силуэта на фон.

Учитель разливает клейстер в приготовленные баночки.

– С помощью кисточек нанесите клейстер на фоновый лист и аккуратно приложите птицу, прижимая тряпочкой.

Примечание 2: не надо торопить детей, каждый должен работать в присущем ему ритме, чтобы не нарушать эмоционального баланса внутренней гармонии, позволяя полностью реализовать фантазию и творчество. Если ребенок не успевает закончить работу, можно предложить малышу помощь тех ребят, которые  уже выполнили задание. Но если ученик все-таки хочет самостоятельно закончить  изделие, то можно разрешить взять  домой или продолжить работу после  уроков.

9. Анализ готовых изделий. Организация  выставки.

Учитель просит детей поочередно показывать свои аппликации и пытаться их анализировать  самостоятельно и коллективно (обращаем внимание на эстетическую оценку подобранного цвета птицы и фона, аккуратность выполнения, его индивидуальных особенностей и т.д., высказываем предложения  по улучшению поделки). После выставляем работы на специальный стенд и  просим ребят найти самую «жаркую» птицу.

Примечание 3: к готовой поделке  каждый прикалывает значок: красный  – «своей работой доволен, сделал все правильно»; оранжевый – «выполнил  хорошо, есть предложения по выполнению работы», синий – «есть недочёты, мог бы лучше».

10. Приведение в порядок своего  рабочего места

11. Домашнее задание

– Ребята, вы знаете, что перо жар-птицы  в сказках может исполнить  любое желание. Представьте себе, что у вас в руках оказалось  такое перышко. Что бы вы у него попросили? А ещё продумайте, что  и как вы могли бы украсить этой аппликацией. Спасибо за урок!

 
 

Заключение

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, были рассмотрены классификации  методов и принципов обучения, определения этих понятий с позиции  разных авторов. Также большое внимание было уделено основным принципам  и методам, используемым на уроках художественного  труда и изобразительного искусства.

В практической части были приведены  результаты наблюдений и анализ уроков по этим предметам с целью изучения влияния дидактических принципов  и методов обучения на учебно-воспитательный процесс, а также разработаны  несколько уроков по этим предметам  с использованием вышеперечисленных  принципов и методов обучения.

Изучение темы исследования «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному  труду» позволило сделать следующие  выводы:

1.                 Для эффективности обучения методы и принципы обучения необходимо использовать в соответствии с требованиями.

2.                 Только правильное и умело организованное использование методов и принципов обучения будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

3.                 Методы и принципы обучения должны использоваться в комплексе, т. к. «чистых» методов либо принципов не бывает.

4.                 Для эффективности обучения использование сочетания тех или иных принципов и методов обучения должно быть тщательно продумано учителем.

Как из теоретической части, так  и из практической, следует, что умело  организованное, методически грамотное  использование дидактических принципов  и методов обучения на уроках художественного  труда и изобразительного искусства  способствует повышению эффективности  учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного  труда

Введение

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные  точки зрения на понятие, эффективность  применения различных методов и  принципов обучения.

Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые  этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?»

Законы, или правила, действующие  в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти  законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической  основой для выработки технологии практической деятельности.

Задача дидактики состоит в  том, чтобы на основе знаний об объективном  развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его  развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется  учитель в своей практической работе. Все это актуализирует  тему исследования.

Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда.

Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.

Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:

· Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда.

· Способствует развитию любви к  изобразительному искусству и художественному  труду.

· Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.

· Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают  в умения и навыки.

· Формирует умения применять полученные знания на практике.

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «дидактические  принципы» и методы обучения.

2. Рассмотреть классификации методов  и принципов обучения, их взаимосвязи.

3. Определить основные методы  и принципы обучения, используемые  на уроках художественного труда  и изобразительного искусства.

4. Изучить особенности реализации  основных методов и принципов,  используемых на этих уроках.

5. Обосновать влияние дидактических  принципов и методов обучения  на активность школьников и  эффективность учебно-воспитательного  процесса.

При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Изучение методической, психолого-педагогической  литературы по рассматриваемой  теме.

2. Наблюдение за учащимися.

3. Анализ собственного опыта  работы в школе.

4. Анализ уроков художественного  труда и изобразительного искусства.

Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в результате подготовки к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

База исследования: средняя школа №165 г. Минска.

Объем работы: введение, основная часть и заключение.

1. Дидактические принципы  и методы обучения на уроках  изобразительного искусства и  художественного труда

1.1 Понятие дидактических  принципов обучения и их классификация

Принципы обучения являются необходимым  инструментом в преподавательской  деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических  представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это  происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные  формы и приемы.

Принципы обучения - руководящие  положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Принципы - основные исходные положения  какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые  к чему-либо.

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать  поставленных педагогических целей.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип  наглядности. Наглядность применялась  и до него. О ней говорили педагоги - гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и  раньше, но это было, так сказать, эмпирическое применение наглядности  без теоретического обоснования  ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов  чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.

Следует наблюдать, что возможно, в  натуре; а в случае невозможности  непосредственного наблюдения вещей  их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в  разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов: он гениально обосновал, обобщил, углубил  и расширил имевшийся уже к  тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Коменский настаивал на систематичности  обучения. Он указывал на необходимость  доводить учащихся до понимания связи  между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался  учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет  последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать - так, чтобы изучение нового материала  было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями  детей, Коменский советует сначала  развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное  и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что  надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое  им: все имеющее связь должно преподаваться  «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив  новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный  им ученик изложил, повторил то, что  было сказано им; вызывает и другого  ученика сделать то же. Благодаря  такому упражнению и повторению учитель  ясно видит, что осталось непонятым  учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда