Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
2) Вырезаем силуэт птицы по полученному контуру.
3) Пальчиковая гимнастика
Начиная с указательных пальцев обеих рук.
Этот пальчик мой танцует,
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лёгкий-легкий мячик.
А мизинчик, мой, малышка,
Коготком скребёт, как мышка.
А большой мой, толстячок,
Тот улёгся на бочок.
4) Ажурное вырезывание
– Отметим центральную верхнюю точку у основания правого крыла. По очереди складываем перышки по лучевой симметрии и делаем на каждом сначала удлиненный дугообразный рез, а потом небольшой двойной, сходящейся в одной точке, рез ближе к концу пера (если дети уже знакомы с такой техникой, то можно уже не прорисовывать будущие резы).
– Аналогично декорируем левое крылышко.
– Отметим центральную точку на соединении туловища и хвоста. Теперь дополнительно складываем по центральной оси симметрии каждое перо и выполняем удлиненный дугообразный рез в середине перышка, а затем полукруглый маленький рез внизу и вверху хвостового пера. Продолжаем декорировать таким образом каждое перо на хвосте.
– Переходим к хохолку. Складываем пополам поочередно каждое перышко, делаем два вверху и внизу маленьких полуовальных реза.
– Складываем по горизонтальной оси симметрии верхнюю часть головки и делаем в центре два маленьких надреза, сходящихся в одной точке (типа треугольничка, либо дугообразный рез). Это наш будущий глазик.
Примечание 1: В классе, где дети в системе изучают приемы ажурного вырезания, могут самостоятельно их использовать при изготовлении поделок, можно предложить сделать произвольные резы по собственному усмотрению на хвосте или (и) крыльях.
– По окончании вырезания разворачиваем жар-птицу, проглаживая её свободным листочком бумаги формата А4, рассматриваем.
5) Гимнастика для глаз
«Обвести» глазками контур птицы. Потом закрыть глаза и представить себе свое изделие целиком на фоне.
6) Размещение жар-птицы на листе фона
– Посмотрите, пожалуйста, еще раз на образец. Как расположим лист фона? (Вертикально). Как расположена птица? (на середине листа, по диагонали, как бы летящей). Поэкспериментируйте с фоном вашей будущей поделки. Каким наиболее удачным для нашей «горящей» птицы может быть фон? (что-то темное, даже черное).
7) Наклеивание силуэта на фон.
Учитель разливает клейстер в приготовленные баночки.
– С помощью кисточек нанесите клейстер на фоновый лист и аккуратно приложите птицу, прижимая тряпочкой.
Примечание 2: не надо торопить детей, каждый должен работать в присущем ему ритме, чтобы не нарушать эмоционального баланса внутренней гармонии, позволяя полностью реализовать фантазию и творчество. Если ребенок не успевает закончить работу, можно предложить малышу помощь тех ребят, которые уже выполнили задание. Но если ученик все-таки хочет самостоятельно закончить изделие, то можно разрешить взять домой или продолжить работу после уроков.
9. Анализ готовых изделий.
Учитель просит детей поочередно показывать свои аппликации и пытаться их анализировать самостоятельно и коллективно (обращаем внимание на эстетическую оценку подобранного цвета птицы и фона, аккуратность выполнения, его индивидуальных особенностей и т.д., высказываем предложения по улучшению поделки). После выставляем работы на специальный стенд и просим ребят найти самую «жаркую» птицу.
Примечание 3: к готовой поделке каждый прикалывает значок: красный – «своей работой доволен, сделал все правильно»; оранжевый – «выполнил хорошо, есть предложения по выполнению работы», синий – «есть недочёты, мог бы лучше».
10. Приведение в порядок своего рабочего места
11. Домашнее задание
– Ребята, вы знаете, что перо жар-птицы в сказках может исполнить любое желание. Представьте себе, что у вас в руках оказалось такое перышко. Что бы вы у него попросили? А ещё продумайте, что и как вы могли бы украсить этой аппликацией. Спасибо за урок!
Заключение
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, были рассмотрены классификации методов и принципов обучения, определения этих понятий с позиции разных авторов. Также большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
В практической части были приведены
результаты наблюдений и анализ уроков
по этим предметам с целью изучения
влияния дидактических
Изучение темы исследования «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволило сделать следующие выводы:
1. Для эффективности обучения методы и принципы обучения необходимо использовать в соответствии с требованиями.
2. Только правильное и умело организованное использование методов и принципов обучения будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
3. Методы и принципы обучения должны использоваться в комплексе, т. к. «чистых» методов либо принципов не бывает.
4. Для эффективности обучения использование сочетания тех или иных принципов и методов обучения должно быть тщательно продумано учителем.
Как из теоретической части, так
и из практической, следует, что умело
организованное, методически грамотное
использование дидактических
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда
Введение
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных методов и принципов обучения.
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?»
Законы, или правила, действующие
в любой науке, отражают объективные,
существенные и устойчивые её связи,
а также обозначают определенные
тенденции их развития. Однако эти
законы не содержат непосредственных
указаний для практических действий:
они являются лишь теоретической
основой для выработки
Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе. Все это актуализирует тему исследования.
Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда.
Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:
· Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда.
· Способствует развитию любви к изобразительному искусству и художественному труду.
· Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.
· Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают в умения и навыки.
· Формирует умения применять полученные знания на практике.
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «
2. Рассмотреть классификации
3. Определить основные методы
и принципы обучения, используемые
на уроках художественного
4. Изучить особенности
5. Обосновать влияние
При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.
2. Наблюдение за учащимися.
3. Анализ собственного опыта работы в школе.
4. Анализ уроков художественного
труда и изобразительного
Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в результате подготовки к урокам изобразительного искусства и художественного труда.
База исследования: средняя школа №165 г. Минска.
Объем работы: введение, основная часть и заключение.
1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда
1.1 Понятие дидактических
принципов обучения и их
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.
Принципы обучения - руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги - гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но это было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.
Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.
Следует наблюдать, что возможно, в натуре; а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.
Велика заслуга Коменского в
разработке наглядности как одного
из важнейших дидактических
Коменский настаивал на систематичности
обучения. Он указывал на необходимость
доводить учащихся до понимания связи
между явлениями и так
Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать - так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.
Выдвинув дидактическое
Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.