Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

На уроках художественного труд необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:

· демонстрация рабочих операций (технические  карты, чертежи и т.д.);

· образцы изделий;

· показ моделей, макетов, плакатов, диафильмов, таблиц, слайдов и т.д.).

При показе задаются вопросы, которые  направляют внимание детей на более  существенные стороны изучаемых  предметов и объектов.

Принцип наглядности состоит в  том, что учащиеся идут к достоверным  знаниям, обращаясь к самим предметам  и явлениям как источнику познания.

Психологические основы наглядности  заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых  данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что  объяснил учитель.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие  бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве - ему всегда нужен  наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому  надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего  к главному.

Постановка натуры заключается  не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помогала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи. В школе натура часто устанавливается с учетом только композиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Безусловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма  на части, помогает ли свет выделить главное  и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко  меняют пластическую выразительность  формы, а вместе с тем и учебные  задачи, в одном случае облегая  их, в другом - усложняя. Педагогу надо внимательно следить за этими  моментами при постановке натуры и ее освещении.

Наглядность тесно связана с  правильной организацией наблюдения и  анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность  имеет на первоначальной ступени  обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления  учащихся становятся более ясными и  конкретными. Например, мы знакомим детей  с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия  горизонта в рисунке - это определение  уровня глаз рисующего по отношению  к натуре. Иначе говоря, линия  горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза  художника, когда он рисовал с  натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят  в окно, затем привстанут, присядут - и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном  по отношению к оконной раме.

Здесь же надо показать детям явления  перспективы на примере изменения  положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой  окна. Когда дети увидят явления  перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок  с изображением, например, вида на железнодорожные  пути или пейзажа, где будут видны  и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с  основными законами перспективы, которые  нужно соблюдать при рисовании  с натуры:

1. Величина предметов изменяется  по мере удаления их от глаз рисующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, ширину рельсов на первом плане и на втором.)

Вид на дорогу (перспектива)

И.И. Шишкин. Лесные дали. Фрагмент

2. Все прямые, уходящие в глубину  картины, стремятся в одну точку,  которая находится на линии  горизонта. Обращаем внимание  детей на телеграфные провода,  рельсы и т.д. Все они сходятся  в одной точке, поэтому эта  точка в перспективе называется  точкой схода. Точка схода указывает  место, куда устремлен взор  рисующего, поэтому она всегда  находится на линии горизонта,  т.е. на уровне глаз рисующего.  Главное внимание при обучении  рисованию с натуры обращается  на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных  явлений, особенностей светотени,  конструкции предмета.

Для облегчения этих основных задач  желательно рядом с натурой устанавливать  специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть  и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как  располагаются в пространстве невидимые  поверхности предмета. Устанавливая рядом с гипсовым слепком проволочную  модель, мы помогаем им правильно понять конструктивную закономерность строения формы.

На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение  цвета под влиянием рефлекса, изменение  цветовых и тоновых отношений  в зависимости от освещения и  расстояния.

Это можно продемонстрировать прямо  на натурной постановке.

На уроках художественного труда  в качестве наглядного материала  могут быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, народные игрушки, роспись - хохломская городецкая). Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства - рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

· схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры;

· модели из проволоки и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;

· специальные модели и приборы  для демонстрации явлений перспективы  и светотени;

· рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

· репродукции картин и рисунков мастеров;

· кинофильмы, раскрывающие технику  работы карандашом и кистью;

· специальные приборы - «Цветовой  круг» и «Тоновой круг» для  развития у детей чувства цвета  и тона.

Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру - ее форму, структуру, цвет и  фактуру. Например, при раскрытии  понятия «тон» педагог может  проделать опыт с кусочками картона  различной окраски и фактуры. Освещая их одним источником света, он может показать, как меняется тон под различными углами освещения  в зависимости от расстояния до источника  света. Стоит только немного изменить положение плоскости (угол падения  луча света), как изменится и тон. Можно показать изменение тональных от ношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на темном фоне.

И все же наилучшим средством  наглядного обучения является рисунок  самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное  действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Например, мы объясняем принципы построения формы кувшина с помощью вспомогательных  линий. Показывая местоположение вспомогательных  линий, мы замечаем, что многие учащиеся не совсем ясно себе представляют, как  они располагаются по форме. Когда  же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке  и где их можно представить, глядя  на натуру, ученикам становится ясна и  вся конструктивная схема строения формы, и местоположение линий в  рисунке.

Методическую последовательность работы над лепкой животного рассматривают  как механическое расчленение целого на части или как процесс последовательного  изготовления частей животного (голова, тело, хвост, лапы). Далее каждая часть снова расчленяется на части, только уже на более мелкие (голова: глаза, рот, уши; лапы: пальцы, когти и т.д.). Дети начинают лепку с более общих деталей: тело или голова. Далее, соблюдая пропорции, следует изготовить оставшиеся части.

Для соблюдения пропорций необходимо рассмотреть это животное в натуре. Это может быть изображение этого  животного на доске педагогом  или картинка, но эффективнее сочетать рисунок с натуральным макетом. Например, детям можно раздать  пластиковые макеты, либо они сами принесут из дома игрушки.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует  перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности  техники исполнения. Показывая тот  или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и, живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает  все это своей рукой. Однако процесс  построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом  изложения учебного материала. Главным  в данном случае должны быть пояснения  педагога, рисунок лишь дополняет  слова.

К педагогическому рисунку мы относим  рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или  на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление  работы ученика рукой педагога.

Первый вид рисунка - работа на классной доске - является прекрасным методом  наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на «золотое правило обучения», Я.А. Коменский писал: «Следовательно, о том, чтобы надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлился в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске.

Главное качество педагогического  рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми  средствами графического языка учитель  дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки  на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Простота и лаконичность изображения  диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение  человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей  движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера  форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие  рисунки учитель затрачивает  не более одной-двух минут. Некоторые  учителя стараются дать по возможности  законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время. 

 

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна  большая тренировка. Это надо иметь  в виду всем обучающимся в педагогических институтах. При должной настойчивости  рисунки будут становиться все  более лаконичными и простыми.

Второй вид рисунка - это зарисовка  учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в  том случае, когда ошибка в рисунке  замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического  рисования - это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически  возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные  формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место  в школе. Личная поправка рисунка  ученика преподавателем имеет большое  образовательное значение.

Ученик видит, как можно исправить  именно его рисунок. Наблюдая, как  преподаватель работает в его  альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже  сам старается делать так, как  показал педагог.

Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень  продуманной и тонкой. Искусство  преподавания состоит в том, чтобы  уметь почувствовать, что и в  какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил  в свои силы, а не был подавлен учителем.

 

Психолого-педагогическая характеристика на ученика 9 класса КГСОУ

"__________ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

___________________ Виктора, 22. 11. 1992 г. р.

Витя поступил в школу  в возрасте 9 лет, в 2001 году. Ранее  обучался в ____________начальной школе. Живут с отчимом, который нигде  не работает, семья малообеспеченная, многодетная, все взрослые члены  семьи курят, в том числе и  в доме, при малолетних детях.

Физическое развитие подростка  среднее, страдает язвой желудка, обостряющейся  осенью и весной, часто болеет простудными  заболеваниями. У Вити низкий уровень  развития моторики, движения недостаточно скоординированы.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда