Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

В данном случае педагог не ознакомил  учащихся с законами цветоведения, с законами дополнительных цветов. Соблюдая принцип научности, учитель должен был рассказать об основных свойствах красок, продемонстрировать схему (таблицу) дополнительных цветов, чтобы учащиеся ее хорошо запомнили.

Некоторые учителя, пренебрегающие принципом  научности, в подобных случаях любят  говорить: «Зачем ребенку навязывать свое видение? Каждый человек видит  и воспринимает мир по-своему, и  в этом ценность искусства. В детском  рисунке нас восхищает, прежде всего, непосредственность восприятия. Так  пусть ребенок изображает природу, как ему самому хочется, как в  песне поется: «Оранжевое небо, оранжевое  море, оранжевый верблюд.»

Это ложная точка зрения на методику преподавания искусства в школе. Законы строения форм природы и явлений  действительности остаются одни и те же, независимо от того, кто их наблюдает. В каждом явлении, в каждом предмете, каким бы он ни казался ученику, существует определенная закономерность строения, объективно и независимо от наших  ощущений. Не вещи существуют благодаря  ощущениям, а ощущения - благодаря  вещам.

Субъективность наших ощущений объясняется различием физиологического строения нашего организма, различием  нашего интеллекта. Сама же природа  существует объективно и независимо от наших чувств. Карл Маркс писал: «Так световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как  субъективное раздражение самого зрительного  нерва, а как объективная форма  вещи, находящейся вне глаз». И  если не каждый ученик сможет сразу  увидеть все особенности строения натуры, то мы объясним это не тем, что  он видит натуру по-иному, а лишь его недостаточным знанием предмета. Познание натуры у школьника должно быть объективным, правильным, возникающим  на основе серьезных научных знаний.

Падающие на какой-нибудь предмет  лучи света отражаются от него, а  зритель, наблюдающий этот предмет, воспринимает их органом зрения (глазами), причем это отражение объективного мира в глазу человека является точным, адекватным. И.М. Сеченов писал: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внешнюю причину ощущения - стоящий перед нами (т.е. вне нас) предмет».

Возвращаясь к нашему примеру, скажем, что все дети, несмотря на различие темпераментов и способностей, могли правильно увидеть цвет синей вазы и желтого лимона. Более того, они смогли бы правильно определить и цвет рефлекса на синей вазе от желтого лимона, если бы педагог немного помог им в этом.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его, мы не только стараемся  скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру. Внешность предмета определяется внутренней конструкцией, скелетом, который часто скрыт от глаза, но важен для правильной передачи внешней формы. Например, желая нарисовать куб, рисующий, прежде чем приступить к изображению, ясно представит себе его форму, основные грани, завершающие собой плоскости, и расположение этих граней в пространстве, т.е. представит конструктивную схему строения куба, а затем уже приступит к рисованию. И кого бы мы ни попросили нарисовать куб, нам каждый сумеет его изобразить правильно: один хуже, другой лучше, но все дадут изображение формы куба. Причина этого в том, что у рисующих есть ясное представление о форме и характере предмета - знание его строения.

Если же мы предложим рисующим изобразить предмет, который они никогда  не видели, то большинство не сможет дать логически построенного изображения. Причина в том, что у них  в сознании нет никаких образов. Следовательно, при изображении  предмета у рисующего прежде всего должно сложиться правильное представление и понятие о нем, ибо каждый в рисунке выражает свое представление о реальной действительности, т.е. образ предмета, который сложился в его сознании. Это и послужило поводом для Микеланджело заявить: «Рисуют не руками, а головой».

Итак, рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в  основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает  результаты познания реальной действительности в форме понятий, суждений и умозаключений, искусство же - в образной форме.

Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их правильно  видеть основные особенности ее строения. В учебном рисунке наблюдение и познание природы играют первостепенную роль. Педагог старается, чтобы его  ученики, приступая к рисованию, понимали закономерности строения предмета, его конструкцию, характер формы, пропорции  и т.д., видели их в натуре.

Существует мнение, что научить  правильно видеть форму предмета нельзя: каждый человек видит ее субъективно, а потому и изображать может, «как захочется». Такой взгляд ошибочен. Каждый человек имеет возможность видеть форму предмета правильно (объективно), что наукой уже давно доказано.

Для учителя рисования этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение, так как от учителя зависит правильное направление и решение проблем методики художественного воспитания. С методологической и методической точки зрения неверна теория, утверждающая, что раз все люди по-разному видят и по-разному воспринимают мир, то и натуру они могут передавать по-разному, как видят. В учебном процессе педагог не должен допускать, чтобы каждый ученик изображал натуру по-разному, как ему вздумается. Нужно добиваться от всех рисующих объективного изображения предметов. Это не противоречит развитию творческих способностей. Наоборот, для развития их надо заложить фундамент прочных знаний и навыков. Только отталкиваясь от хорошо усвоенных законов и традиций, человек может создавать произведения новаторские, а не ремесленнические.

Материальный мир сложен и многообразен; для его познания, для раскрытия  его закономерностей одного чувственного восприятия недостаточно. На помощь должно прийти абстрактное мышление, которое  составляет вторую и вместе с тем  высшую ступень процесса познания. Наше мышление, исходя из ощущений и  восприятий, выходит за пределы непосредственного  отражения действительности. Оно  отражает внешний мир обобщенно  и опосредованно, в форме понятий, суждений и умозаключений. Умение видеть связано с сознанием и мышлением. Человек обладает сложнейшей системой восприятия, ему доступны тончайшие  оттенки и особенности действительности. «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем  глаз орла» (Ф. Энгельс).

В рисунке отражение действительности осуществляется и выражается в виде изображения. Процесс создания реалистического  рисунка не мыслится без познавательных процессов. Ученик должен не автоматически  переносить на бумагу увиденное, а изображать то представление и понятие о  натуре, которое сложилось в его  сознании. Созерцая, осматривая с различных  точек зрения предмет, ученик не в  состоянии в первый момент логически  познать его. Первое впечатление  от предмета неполное, а ощущения от него, подаваемые в сенсорный центр  головного мозга, еще не находятся между собой в логической связи, на основе которой и вырабатывается окончательный вывод.

Начинающий, неопытный рисовальщик  обычно останавливается на своих  первых ощущениях, на «первой эмоциональной  ступени», и закрепляет в своем  сознании это неполное представление  о предмете. Понятие о предмете по-настоящему уясняется только в  результате последовательного ряда зрительных впечатлений и логических суждений.

Основой обучения рисованию является работа с натуры. При этом, несмотря на то, что умение видеть и логически  осмысливать увиденное координируется в процессе рисования, т.е. в практике, все же основной успех зависит  от правильного методического руководства. Последовательность зрительных оценок в учебном рисунке должна быть направлена педагогом и подчинена  определенной системе. Рисуя предмет, ученик начинает с помощью педагога разбираться в своих впечатлениях и представлениях о натуре. При  правильном методическом руководстве  он начинает многое осознавать, отказываться от допущенных вначале ошибочных  суждений о натуре и постепенно, с помощью педагога, подходит к  истинному ее познанию.

Например, по программе шестого  класса учащиеся должны нарисовать с  натуры гипсовую вазу. Подавляющее  большинство детей, как правило, начинают механически копировать натуру, т.е. пытаются точно срисовать абрис  вазы, не понимая особенностей строения ее формы. В данном случае педагог  показывает, из каких частей складывается форма и как эти части в  рисунке надо увязать в единое целое, используя вспомогательные  линии построения.

Чтобы раскрыть перед учащимися  принципы и методы реалистического  построения изображения на плоскости, им необходимо дать научно-теоретические  сведения из области перспективы  и теории теней, - т.е. педагог на практике реализует дидактический принцип научности. Более того, и самостоятельную работу учащихся надо организовать так, чтобы они стремились приобретать научно-теоретические знания, ощущали в них необходимость. Для этого следует наряду с длительным рисунком, выполняемым в классе под руководством учителя, давать задания на дом на кратковременные наброски. Такие задания приучают внимательно наблюдать, анализировать и сознательно строить изображение. Такие задания требуют от учащихся научных знаний, которые они и стремятся получить.

Основной задачей преподавателя  является указание путей правильного  наблюдения и познания реальной действительности. Когда учащийся впервые начинает рисовать предмет, то, не зная характерных  особенностей его строения, он стремится  добросовестно срисовывать все, что видит, передавая главным  образом внешние признаки. При  условии же правильного методического  руководства со стороны педагога он сможет сравнительно легко выработать систему наблюдений, а именно: наблюдение общей формы - наблюдение пропорционального  соотношения частей и целого - наблюдение объемно-пластических качеств натуры - конструктивный анализ натуры - детальная  характеристика натуры.

В процессе такого наблюдения и анализа  натуры ученик будет стремиться как можно точнее изобразить форму. Прежде чем нарисовать ее, он постарается понять строение, чтобы не допустить грубых ошибок. Получить полное представление о строении натуры по мимолетному и поверхностному наблюдению невозможно, для этого нужен более длительный срок. Поэтому в учебном процессе внимание уделяется главным образом законченному рисунку: он показывает конечный результат анализа натуры учеником. По законченному рисунку педагог устанавливает, в какой мере правильно ученик понял строение натуры и насколько верно передал существенные признаки модели; в законченном рисунке школьник передает все, что знает о модели.

Хорошим рисунком в учебном академическом  смысле считается такой, который  исчерпывающе отражает существенные признаки предмета - признаки, позволяющие зрителю  получить о предмете верное представление.

Обучение изобразительному искусству, также как и художественному  труду, начинается с непосредственного  наблюдения натуры. Ученик вначале  зрительно знакомится с натурой, а педагог направляет его внимание на характерные признаки модели, на ее пропорции, на особенности формы, цвета и освещения. Такое предварительное  ознакомление с натурой служит поводом  к дальнейшему анализу объекта. Обратив внимание на натуру, учитель постепенно подводит своих воспитанников к более углубленному наблюдению: он указывает на основные особенности строения модели, отделяя их от второстепенных, раскрывает конструктивное строение формы.

Наблюдаемые учеником отдельные, несущественные детали предмета часто заслоняют  собой целостный образ изучаемой  натуры, не дают возможность понять ее строение, а, следовательно, мешают правильному изображению. Чтобы  ученик ясно представил себе изучаемый  объект, он должен, прежде всего, охватить его форму в целом, а затем  ясно осознать существенные признаки данного предмета, все его важные детали и свойства в их взаимосвязи  и взаимозависимости и вместе с тем четко представить взаимное расположение этих элементов, т.е. структурное  единство.

Для этого педагогу необходимо приучить школьников сочетать процессы анализа  и синтеза - процессы расчленения  целого на части и обратного воссоединения  их в единое целое. Такой порядок  изложения и рассмотрения фактов - от целого к детали и от детали к  целому - всеми педагогами признан  наилучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для  детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором  выделяется и изучается каждая часть  в отдельности.

Факты показывают, что очень часто  учитель, не знающий и не соблюдающий  дидактических принципов, не обучает  сознательному овладению рисунком. Такие педагоги почти ничего не объясняют, а только выправляют рисунки учеников, переходя от одного к другому. При  таком преподавании рисование рассматривается  как выработка механических навыков  и технических приемов работы. При этом забываются познавательный и образовательный моменты обучения, а следовательно, рисование с натуры приобретает более узкую цель и теряет свою педагогическую ценность как общеобразовательный учебный предмет. Это приводит к тому, что успехи учащихся оцениваются не по их знаниям, а только по их техническим достижениям. Здесь усилия ученика направлены не на изучение натуры, а на выполнение «эффектного» рисунка.

Принцип научности обязывает педагога, передавая знания, подкреплять их научными положениями. Подкреплять  каждое положение реалистического  искусства данными науки - это  значит учить основательно, указывая на причины и закономерности того или иного явления. Это означает, что педагог не только показывает, каким образом строится данная форма, но также и объясняет, почему она  не может строиться иначе.

Обучать детей реалистическому  рисунку можно и нужно с  первого класса, даже дети дошкольного  возраста способны усваивать основы изобразительной грамоты.

При обучении художественному труду  учитель должен дать ученикам понятным им языком правильные научные понятия  об изучаемых явлениях и процессах (объяснить детям: почему корабль  не тонет, самолет летает, подъемный  кран не падает), который можно сформировать на основе наблюдений, опытов, лабораторных работ. Учитель должен использовать строгую техническую терминологию, пользоваться принятыми в науке  символическими обозначениями, оформлять  чертежи по стандарту, правильно  называть инструменты, материалы, оборудования.

Таким образом, там, где обучение поставлено на серьезную научную основу, ученик может достигнуть поразительных  успехов.

Принцип наглядности. Этот принцип считается одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда