Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

При использовании практических методов  формируются умения и навыки.

 

Действия®приемы®операции®умения®навыки.


 

Действия – осуществляются учениками  в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента.

Приемы – требуют дальнейшего  осмысления и совершенствование  в процессе специальных упражнений.

Операции – объединенные приемы.

Умения – знания, которые применяются  на практике, понимается осознанное выполнение учащихся заданных действий с выбором  правильных приемов работы, но знания могут не доводиться до степени умений.

Навыки – действия, которые доведены в определенной степени до автоматизма  и выполняются в обычных стандартных  ситуациях.

Навыки вырабатываются многоразовыми  однотипными упражнениями без изменения  вида деятельности. Во время работы учитель основное внимание концентрирует  на формировании у детей трудовых умений. Умения проявляются при действиях  человека в незнакомой ситуации. Для  формирования умений проводятся разнообразные  упражнения, которые позволяют переносить способ действия в новую ситуацию.

У учащихся начальных классов на уроках художественного труда формируется  три основных группы умений:

1.                 Политехнические умения – измерительные, вычислительные, графические, технологические.

2.                 Общетрудовые умения – организаторские, конструкторские, диагностические, операторские.

3.                 Специальные трудовые умения – обработка разных материалов различными способами.

4.                 Формирование умений всегда связано с практической деятельностью.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком  данной классификации считается  то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень  их самостоятельности в учебной  работе. Тем не менее, именно эта  классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков, ученых-методистов и применяется  на уроках технологии и изобразительного искусства.

4. Репродуктивные методы обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и  запоминание сообщаемой учителем или  другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных  и практических методов и приемов  обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений.

Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий.

В данном случае большое внимание следует уделить инструктажу  с демонстрацией (на уроках художественного  труда) и объяснение последовательности и приемов работы с показом (на уроках изобразительного искусства). При  выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного  метода обуславливается сложность  учебного материала. Известно, что в  младших классах дети не могут  выполнять одни и те же тренировочные  упражнения. Следовательно, следует  постоянно вносить элементы новизны  в упражнениях.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует  факты, доказательства, определения  понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель  в ходе нее опирается на уже  известные ученикам факты, на ранее  полученные знания и не ставит в  задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Практические работы репродуктивного  характера отличаются тем, что в  ходе их ученики применяют по образцу  ранее или только что усвоенные  знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке  практических умений и навыков, так  как превращение умения в навык  требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются  репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала  носит преимущественно информативный  характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально  новым для того, чтобы ученики  могли осуществить самостоятельный  поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной  мере развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При  чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие  качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все  это не позволяет их активно применять  на уроках технологии, а требует  применять наряду с ними еще и  методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

5. Проблемные  методы обучения.

Проблемный метод обучения предусматривает  постановку определенных проблем, которые  решаются в результате творческой и  умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися  логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя  опыты и наблюдения, дает возможность  опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель  использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все  это создает перед учащимися  проблемную ситуацию, вовлекает детей  в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности  детей.

Изложение учебного материала методом  проблемного рассказа предполагает, что преподаватель по ходу изложения  размышляет, доказывает, обобщает, анализирует  факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая  беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая  на которые они должны высказывать  какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем  самым некоторое самостоятельное  продвижение вперед в усвоении новых  знаний. Если в ходе эвристической  беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов  новой темы, то во время проблемно  поисковой беседы ученики разрешают  целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемных методах обучения применяются уже  не только в целях активизации  запоминания, и для постановки экспериментальных  задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

Проблемные методы применяются  преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более  осмысленному и самостоятельному овладению  знаниями.

Этот метод раскрывает перед  учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно  вводить на уроках художественного  труда в 3 классе.

Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые  ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный  водой, помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается  на дно.

Почему фольга тонет? Дети выдвигают  предположение, что фольга – тяжелый  материал, поэтому она тонет. Тогда  учитель делает из фольги коробочку  и осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в  этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает  проблемная ситуация. И первое предположение  о том, что тяжелые материалы  всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще  раз кусочек фольги и коробочку  из фольги и установить, чем они  отличаются. Учащиеся устанавливают, что  эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую  форму, а коробочка из фольги –  объемную пустотелую форму. Чем заполнены  пустотелые предметы? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес.

Он легкий. Какой можно сделать  вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл, заполненные (легким (воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)

Таким образом, учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить  гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать  или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов.

Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей  в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала  приближает учебный процесс в  общеобразовательной школе к  научному поиску.

Применение проблемных методов  на уроках художественного труда  и изобразительного искусства наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Частично-поисковый метод обучения

Частично-поисковый, или эвристический  метод получил такое название, т. к. ученики не всегда могут решить сложную проблему и поэтому часть знаний сообщает учитель, а часть они добывают самостоятельно.

Под руководством учителя ученики  рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания.

Для развития самостоятельности и  творческой инициативы учитель использует различные приемы.

На уроках труда на первом этапе  дети выполняют задания по технологическим  картам с подробнейшим описанием  операций и приемов работы. Затем  составляют технологические карты  с частично пропущенными данными  или этапами. Это заставляет детей  самостоятельно решать некоторые посильные  для них задачи.

Так, в процессе частично-поисковой  деятельности, учащиеся сначала получают представление об изделии, затем  планируют последовательность работы и осуществляют технологические  операции по реализации проектов в  законченное изделие.

На уроках изобразительного искусства, как пример использования частично-поискового метода обучения, можно спланировать работу таким образом, чтобы первым этапом было получение представления  о самом предмете, затем составление  последовательности его рисования (изображенные на доске этапы расположить  в правильной последовательности, заполнить  пропуски этапов последовательности и  т.д.).

7. Исследовательский метод обучения

Исследовательский метод следует  рассматривать как высшую ступень  творческой деятельности учащихся, в  процессе которой они находят  решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует  у учащихся знания и умения, которые  обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых  трудовых ситуациях.

Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и  с методикой научного поиска.

Естественно, что по содержанию исследовательский  метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые, ранее не известные явления  и процессы; во втором – ученик открывает  явления и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Другими словами, в первом случае открытия осуществляются в социальном плане, во-втором – в психологическом.

Учитель, ставя перед учащимися  проблему для самостоятельного исследования, знает как результат, так и  пути решения и виды деятельности, приводящие ученика к правильному  решению поставленной проблемы. Таким  образом, исследовательский метод  в школе не преследует цели сделать  новые открытия. Он вводится учителем для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности.

Рассмотрим на конкретном примере  элементы исследовательского метода.

На уроке художественного труда  учитель ставит перед детьми задачу – подобрать для изготовления кораблика бумагу, которая должна обладать следующими признаками: хорошо окрашиваться, быть плотной, прочной, толстой. В распоряжении каждого ученика  имеются образцы писчей, газетной, рисовальной, бытовой (потребительской) бумаги и кальки, кисти, баночки с  водой. В процессе несложных исследований из имеющихся видов бумаги ученик выбирает для изготовления корпуса  модели кораблика такую бумагу, которая  обладает всеми перечисленными признаками. Допустим, что первый ученик начинает проверять признак окрашиваемости. Проводя кистью с краской по образцам писчей, газетной, рисовальной, потребительской  бумаги и кальки, ученик устанавливает, что писчая, рисовальная, потребительская  бумага и калька являются плотными бумагами, газетная – неплотной. Ученик делает вывод, что газетная бумага не годится для корпуса кораблика. Разрывая имеющиеся образцы бумаги, ученик устанавливает, что писчая и  потребительская бумага непрочная. Значит, эти виды не подходят для  изготовления корпуса кораблика.

Далее ученик внимательно рассматривает  оставшиеся виды бумаги – рисовальную  и кальку – и устанавливает, что  рисовальная бумага более толстая, чем калька. Следовательно, для изготовления корпуса кораблика необходимо использовать рисовальную бумагу. Эта бумага обладает всеми необходимыми признаками: хорошо окрашивается, плотная, прочная, толстая. Проверку видов бумаги следовало  бы начинать с признака прочности. После  этой проверки в распоряжении ученика  осталось бы только два вида бумаги: калька и рисовальная. Проверка признака толщины дала возможность ученику  из оставшихся двух видов сразу выбрать  необходимую для кораблика рисовальную  бумагу. При использовании исследовательского метода, как показывает рассмотренный  пример выбора бумаги, ученику не дается готовое решение задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных  исследований ученик самостоятельно приходит к обобщениям и выводам. Исследовательский  метод активно развивает творческие способности учащихся, знакомит школьников с элементами научного поиска.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда