Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:26, реферат
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
Дидактические взгляды К.Д. Ушинского
К. Д. Ушинский о дошкольном воспитании.
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
В своем выдающемся
труде «Человек как предмет воспитания»
К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее
положение о необходимости обязательного
учета возрастных и психологических особенностей
каждого ребенка. «Если педагогика хочет
воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во
всех отношениях»,- писал он.
Создавая на основе
имевшихся научно-психологических данных
теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал
ее воспитательно-образовательное значение.
Он считал, что в психологической жизни
ребенка большую роль играет воображение,
которое наиболее полно реализуется в
игре. «В игре же дитя,- писал К. Д. Ушинский,
- уже зреющий человек, пробует свои силы
и самостоятельно распоряжается своими
же созданиями». Он показал, как влияют
на характер и содержание игр социальная
среда и возраст детей, как в играх познаются
основы общественных отношений. Особое
значение придавал он народным играм,
видя в них превосходное и могущественное
воспитательное средство. Высказанные
К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились
важным вкладом в русскую и мировую дошкольную
педагогику.
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. В умственном воспитании Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления. По его мнению, произведения для детей должны отличаться простотой изложения, ясностью и высокой художественностью. Этим требованиям вполне соответствовали его собственные произведения. Многие рассказы из написанной им книги «Родное слово» используются в настоящее время для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста.
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.
Дидактические взгляды К. Д. Ушинского.
В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, то есть та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.
К.Д. Ушинский стремился построить процесс обучения в соответствии с природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия он видел в своевременном начале обучения. «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, - писал Ушинский, - или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ребенку».
К.Д. Ушинским была разработана целая дидактическая система. В данной системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Опираясь на достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребенка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, памяти, воображения, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения.
Указывая на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей, К.Д. Ушинский дал ряд конкретных методических рекомендаций по развитию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, то есть произвольное, и пассивное, то есть непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста развивать пассивное внимание, в то же время развивая внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем. Внимание он рассматривал как показатель направленности интересов человека, уровня его общего развития.
Также К.Д. Ушинский
рассматривает природу памяти, механизмы
процессов памяти, показывает педагогическое
значение памяти.
Память, отмечает К.Д.
Ушинский, - процесс психофизический, материалом
для ее развития выступает содержание,
то есть «память развивается в том, что
она содержит». Развивает память запоминание
не всяких фактов, а только тех, которые
составляют систему, организованы в «прочные
ассоциации с фактами, приобретенными
прежде».
Развитию памяти, по
мнению К.Д. Ушинского, будет способствовать
упражнение в произвольном «воспоминании».
Необходимо заставить себя вспомнить
то или другое. Процесс развития памяти
невозможен без перестройки имеющихся
ассоциаций, приведения в систему всех
имеющихся представлений.
Основу процессов памяти, по Ушинскому,
составляют ассоциации представлений.
Он выделяет и дает характеристику ассоциаций
по сходству, по противоположности, «ассоциации
по порядку времени, ассоциации по единству
места». Кроме названных, К.Д. Ушинский
говорит и о «рассудочных ассоциациях».
Это ассоциации, где следы связываются
по «внутренней логической необходимости»:
как причина и следствие, как средство
и цель, часть и целое, положение и вывод.
Ассоциации, которые
складываются у ребенка, имеют, как правило,
механический характер. К.Д. Ушинский считает
важной задачей учения «превращение (вопросами)
механических ассоциаций в рассудочные».
С этой целью он советует показывать логические
связи между теми явлениями, которые уже
установлены у ребенка на основе ассоциаций
времени, места.
Говоря о памяти и заучивании,
Ушинский указывал, что частым повторением,
предупреждающим забывание, надо укреплять
в воспитаннике уверенность в своей памяти.
Как в общепсихологическом плане, так и с точки зрения педагогической психологии К.Д. Ушинский затронул основные стороны психологии мышления и дал указания о построении обучения с учетом психологических закономерностей процесса мышления.
Начиная с первого года обучения, К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Учить их находить сходство и различие в предметах, обобщение. Особую роль К.Д. Ушинский отводит развитию наблюдательности, умению вести наблюдение. Эта способность лежит в основе развития мышления, так как весь наш мыслительный процесс состоит из тех элементов, которые были восприняты нами из внешнего мира. Образы, возникающие у нас благодаря ощущениям и восприятием, являются строительными материалами нашего мыслительного процесса. Правильность же нашего мышления зависит от того, насколько верны данные, воспринятые из внешнего мира.
Развитие мыслительного процесса у ребенка К.Д. Ушинский связывает с усвоением им понятий, способности к суждениям и умозаключениям. Понятия, подчеркивает педагог, развиваются на основе представлений. Понятие образуется, если ребенок, имея многообразие представлений о каком-либо предмете или явлении, в сознании выделяет общие и наиболее важные признаки. Абстрактные понятия (понятия вещи и ее признаков, причинности, числа, величины) должны быть сформированы у ребенка, хотя и значительно позднее. Ребенок должен получить достаточное количество представлений об изучаемых явлениях, они должны быть разнообразными и сообщать разносторонние знания о предмете.
Развитие понятий у
ребенка не может осуществляться успешно,
если он не умеет отличать существенное
и необходимое от случайного, выделить
причину и следствие, различить временные
и пространственные отношения.
Обучение должно быть
построено на принципах посильности его
для ребенка и последовательности. Во
избежание переутомления нельзя допускать
в первые годы обучения перегрузки детей
учебными занятиями.
Учитывая, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он.
Ушинский считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, так как единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств».
Много внимания К.Д. Ушинский уделял сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала, методику образования у детей общих понятий из наглядных единичных представлений, развития мышления у детей, одновременно с развитием у них речи.
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.
Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским.
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания воспитания, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе воспитания и обучения детей.
Доступность обучения (природосообразность) - К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и навыков в развитии. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.
Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания). Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство.
Систематичность и последовательность в обучении.
К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.