Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:26, реферат
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
Изучение физиологических законов развития человеческого организма, позволило К.Д. Ушинскому сформулировать принципы физического воспитания: «Человек легко и свободно может приводить в деятельность мускулы и нервы другого, особенно еще развивающегося человека, и тем оказывать сильнейшее влияние на самый процесс его физического развития». Другими словами, воспитатель может давать большую или меньшую нагрузку ребенку, может разнообразить эту деятельность, ослаблять или усиливать ее постепенно, прекращать ее и возвращаться к ней после отдыха. Тем самым он способен оказать непосредственное влияние на развитие всей нервной системы ребенка в целом и даже самого мозга.
К.Д. Ушинский дает подробную характеристику нервной системы человека и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мускульного чувства на уровне современного ему развития физиологической науки. Ученый отмечает влияние физиологических процессов в организме человека на его психическую деятельность. Он пишет, что «процесс уставания и отдохновения нервов, а равно их нормальная или раздраженная деятельность должны иметь большое влияние на яркость, отчетливость и ход наших представлений, а, следовательно - на акты внимания, воспоминания, воображения и даже мышления». Из этого вытекает педагогическое требование чередования занятий с отдыхом и перемены занятий. Данное положение справедливо в отношении, как физической деятельности детей, так и их учебных занятий. Привычка и постепенное увеличение нагрузки в выполнении каких-либо занятий повышает интеллектуальную способность человека.
Внимательное наблюдение за ходом развития ребенка позволило К.Д. Ушинскому сделать вывод: на ранних стадиях своего развития дети в меньшей степени способны к какой-либо деятельности в одном направлении. Перемена занятий необходима ребенку для его правильного развития. «Ребенок, видимо, устал читать, внимание его ослабело, процесс понимания остановился: заставьте дитя полчаса пописать, порисовать, посчитать, попеть и - заметите, что, воротившись потом к чтению, ребенок снова стал и понятлив, и внимателен». Приучать детей к постоянству деятельности необходимо, считает русский мыслитель, но нужно делать это понемногу и постепенно, чтобы не подорвать их силы чрезмерными усилиями. Из этого следует, что первоначальное обучение должно начинаться не с одного, а с нескольких предметов: наглядное обучение, письмо, рисование, пение и гимнастика,- которые должны чередоваться. Взаимодействие этих предметов будет способствовать всестороннему развитию телесного и душевного организма ребенка.
При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».
Отсутствие сознания и воли в привычке отмечал еще И.Кант, считая ее недопустимой в деятельности человека. Дж.Локк, наоборот, объясняет этим почти все психические явления и строит на привычке свою систему воспитания. К.Д.Ушинский не приемлет обе эти точки зрения, считая их односторонними. По его мнению, постоянное повторение и закрепление детьми усвоенных знаний и навыков дает возможность педагогу сосредоточить внимание воспитанника на приобретении новых, полезных для него сведений, поскольку прежние навыки его уже не затрудняют, обратившись в бессознательную или полубессознательную привычку. Именно «на способности нашей нервной системы приобретать привычки, удерживать их и даже передавать их наследственно, основывается, главнейшим образом, возможность воспитательной деятельности»,- считает русский ученый. Привычки и навыки, укореняемые в воспитанниках, должны быть полезны, необходимы, немногочисленны и ни в коем случае не противоположны друг другу. В своих трудах он дает практические рекомендации по формированию полезных и искоренению вредных привычек.
Изучая физиологические основы процесса запоминания, Ушинский выделяет несколько видов памяти: память зрения, слуха, голосового органа и вообще мускульных движений. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются»,- пишет русский ученый.
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.
Разделяя психические явления на явления сознания, чувства и воли К.Д.Ушинский делит психологию на три главных отдела: в первом излагаются явления сознания, во втором - явления внутреннего или сердечного чувства (в отличие от пяти внешних чувств) и в третьем - явления воли или желания. «Сознавать, чувствовать и хотеть - вот три главные психические акта».
Для воспитателя очень важно правильно решить вопрос о психологических законах развития человека, в частности, о том, что такое рассудочная деятельность и какими силами она совершается. Эти вопросы К.Д.Ушинский рассматривает в «психологической» части своего основного труда.
Предметами «рассудительной деятельности являются:
1) образование понятий,
2) составление суждений,
3) вывод умозаключений...
4) постижение предметов и явлений,
5) постижение причин и законов явлений,
6) постройка систем науки и практических правил для жизни».
В то же время русский мыслитель осознает слабость современной ему науки в определении первичных основ рассудочной деятельности человека и потому совершенно не отрицает возможности существования врожденных идей. Ученый пишет: «Может быть, еще не скоро глубокий анализ успеет отделить вполне и с совершенною ясностью то, что вошло в рассудочный процесс из опыта, от того, что вносится в этот процесс из прирожденных свойств души».
Теоретические основы дидактики К.Д. Ушинский выводит из научного анализа объективно-логических и субъективных, психофизиологических моментов процесса познания. Исходя из того, что познание есть отражение в нашем сознании явлений природы и жизни, он различает три взаимосвязанные стадии познания: чувственное восприятие, рассудочный процесс и стадию идейного (разумного) познания. В характеристике этих стадий заметно влияние кантовского учения: «Рассудок есть процесс сознания,- пишет русский мыслитель,- а разум - сознание самого этого процесса, или, вернее, самосознание рассудка. Рассудок есть совокупность фактов, приобретенных сознанием из опытов и наблюдений над внешним миром. В разуме к этому содержанию рассудка присоединяются еще наблюдения и опыты, которые сделало сознание над своим собственным процессом в различных областях рассудочной деятельности - в истории философских и политических систем, в истории цивилизации, в истории религии, в истории самой науки». К.Д. Ушинский подчеркивает узость, односторонность и ограниченность рассудочных понятий, которые только с помощью разума могут быть включены в те широкие научные и этические идеи, которые создаются на подъеме мыслительной деятельности человека и широко раздвигают его сознание. Философ приходит к выводу, что переход от рассудка к разуму повышает значение мышления, способствуя познанию «совершенной истины», созданию научных и этических идей. Именно на уровне идейного мышления формируется мировоззрение, ключевыми идеями (генеральными понятиями) которого являются идеи истины (наука), добра (гуманизм), красоты (воплощения истины и добра).
К.Д. Ушинский тщательно исследует особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторы формирования характера. Подчеркивая значение внимания в целом для умственного и нравственного развития человека, он полагает, что «главная цель воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать воспитанника внимательным к серьезным и нравственным интересам жизни».
Русский мыслитель дает рекомендации по повышению внимания на уроке с помощью разнообразных средств: применение наглядности, тишина в классе, выделение слов голосом, частое обращение к учащимся, действия по команде, постановка вопросов, удар по столу, награды и взыскания и т. д. Соответствующие упражнения для развития внимания должны быть и в учебниках: неоконченные фразы, специально допущенные ошибки, контрольные вопросы. При этом следует нейтрализовать физические и нравственные причины, ослабляющие внимание учеников.
По мнению К.Д. Ушинского, большое значение во внутренней жизни человека, принадлежит памяти: «Память как результат процесса нашей сознательной жизни. Мы - то, что мы помним»,- пишет он. Способность памяти сохранять в человеке следы всех влияний внешнего мира, дает внутренней жизни известную самостоятельность, которая состоит в работе над этими впечатлениями. Русский ученый формулирует ряд правил, необходимых для более эффективного запоминания, которые актуальны и в настоящее время: привлекать к участию в акте памяти возможно большее число органов нервной системы; последовательно развивать сначала механическую, а затем рассудочную и духовную память и их сочетания; использовать «сократический метод»; обогащать сознание воспитанников впечатлениями из окружающей жизни и природы; закладывать первые ассоциации при начале обучения наглядным методом; употреблять повторение как предотвращение забвения; добиваться воплощения выученного в разнообразных упражнениях и новых комбинациях; возбуждать в учащихся интерес к обучению и приучать к труду; следить за соответствием учебной нагрузки способностям детей и т.п.
Память человека, считает К.Д. Ушинский, имеет свои пределы и поэтому «труд, употребляемый на приобретение каких-либо знаний, должен соразмеряться с пользою, от них проистекающей». С этой целью в школьных учебниках нужно оставить только то, что действительно полезно и необходимо для человека. Педагогика же должна пересмотреть все науки и все сведения, предлагаемые учащимся и переработать научные системы в педагогические. Воспитание и образование должны быть связаны с жизнью и наукой и переносить из жизни и науки в школу самые существенные, несомненные достижения человечества. «До сих же пор педагогика больше думает о том, как учить тому, чему обыкновенно учат, чем о том, для чего что-нибудь учится».
В связи с этим особое внимание К.Д. Ушинский уделяет отбору содержания обучения. В частности, он полагает, что ничем не оправданны чрезмерное увлечение классическим образованием как средством общего развития и его противопоставление реальному образованию, как средству подготовки к практической деятельности. Содержание сознания человека ведет за собой развитие и памяти, и воображения, и мышления. Обучать логическим операциям необходимо, но они ничего не значат для развития личности без формирования жизненно важных ценностей.
Важной задачей нравственного воспитания является воспитание характера, который составляет индивидуальную особенность в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках человека. Он формируется под воздействием на ребенка его собственной жизни и той среды, в которой он вращался, а также наследственных наклонностей и особенностей.
В «Детском мире» К.Д.Ушинский показывает отличие закона естественного от закона нравственного на примере выполнения сыновьями поручения отца. Высокой оценки и признания заслужил тот сын, который выполнил порученное ему дело не под принуждением, а по собственной воле. Мыслитель объясняет нравственный закон религией: «Бог дал человеку свободную волю, и, дав ему закон, дал ему возможность исполнять и не исполнять его». Законы естественные, по мнению ученого, не могут не исполняться; закон же «нравственный, который дан человеку Богом и выражен в священном писании и в совести каждого человека, исполняется человеком свободно, из любви к Богу и ближнему и из понимания премудрости божественных законов. Вот почему Господь одарил любимое свое создание, человека, разумом и свободой».
К.Д. Ушинский признает стремление к свободе врожденным качеством человека, которое обнаруживается еще в младенчестве при первых попытках стеснить пеленками его произвольные движения. Однако это стремление формируется и развивается только в самостоятельной деятельности человека. «Самостоятельная, излюбленная деятельность есть именно то соединение сознания и воли, в котором стремление к свободе является корнем человеческого благоденствия». Свобода так же необходима для нравственной жизни человека, как кислород для физической. Одностороннее увлечение умственной или физической деятельностью отрицательно сказывается на развитии детей.
Многолетняя практика воспитания показывает, что при ограничении возможностей самореализации в школе и обществе человек удовлетворяет свою потребность к деятельности и реализует свои способности в антиобщественной деятельности. Воспитатель, по мнению педагога, должен отвлечь душевную деятельность ребенка от сфер непроизводительных, ложных и вредных и сосредоточить ее на сферах производительных, полезных, предполагающих совершенствование человека в умственной, практической и нравственной сферах. Такая деятельность должна быть самостоятельной и свободной, т.к. «стремление к деятельности и стремление к свободе так тесно связаны, что одно без другого существовать не может».
Наиболее полезным для человека К.Д.Ушинский считает соединение физического и умственного труда. В таком труде развиваются и крепнут воля, стремление к свободе, уменье пользоваться ею, а также необходимая для этого сила характера. Труд составляет необходимое условие для развития человека, его тела стандартом самостоятельной свободной деятельности маленького ребенка К.Д. Ушинский считает игру. В игре формируются все стороны человеческой души, его ум, сердце и воля, развиваются способности и наклонности ребенка. Важны в развитии ребенка и разнообразные вне учебные занятия, тесно связанные с игрой: посадка цветов, шитье платья кукле, плетение корзинок, рисование и другая работа. Ребенок не отличает игры от работы, работает с наслаждением и терпеливо переносит лишения и страдания ради своей игры - работы, переходя постепенно к более сложным видам труда. Обучение, по мнению К.Д. Ушинского, необходимо отделить от игры и сделать серьезной обязанностью для воспитуемых. Нужно приучать ребенка любить «свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении». Занятие для ребенка должно быть обязательным, серьезным, но в то же время занимательным, интересным. Кроме игры, работы и учения, К.Д. Ушинский выделяет такую сферу деятельности ребенка, как отношения с товарищами и воспитателями, которые необходимо наполнять серьезными интересами. Воспитание, соответствующее природе человека, должно основываться на принципе народности. К.Д. Ушинский доказывает, что общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, отражающая культуру, историю и условия жизни народа, заимствование которой другим народом не всегда оправданно. Наука же является общим достоянием всех народов.