Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:26, реферат
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. К.Д. Ушинский считал, что успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.
Наглядность обучения.
Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике «Родное слово»: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье... »
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и, ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному - по картинкам, другому без картинок, - и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка. Показывание картинок и рассказы по ним - лучшее средство для сближения воспитателя с детьми... »
Сознательность, активность и самостоятельность в обучении.
К.Д. Ушинский считал, что познавательная самостоятельность ребенка в сочетании с развивающим влиянием сознательно усвоенных знаний дает лучшие результаты. В процессе обучения необходимо активное овладение знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы.
При этом следует учесть, что К. Д. Ушинский, который всякое обучение рассматривал как единый процесс, указывал, что эти дидактические принципы самостоятельно, в чистом виде не могут существовать, и они в процессе обучения органически переплетаются друг с другом и обуславливают друг друга.
Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №55 «Полянка »
К.Д. Ушинский об уроке и методах обучения
Воспитатель МБДОУ
детский сад № 55 «Полянка »
Шумкова Е.А.
г. Курган, 2014г.
«Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка -
наш народный композитор»
Модзалевский Л.Н.
Ушинский много внимания
уделил в своей педагогической системе
уроку. Необходимыми условиями успешной
организации учебных занятий в школе,
характерными чертами классно-урочной
системы он считал класс с твердым составом
учащихся как основное звено школы, твердое
расписание классных занятий, фронтальные
занятия со всеми учащимися данного класса
в сочетании с индивидуальными занятиями
при ведущей роли учителя.
К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной
системы организации учебных занятий
в школе. Необходимыми условиями всякого
рационального обучения он считал:
1) класс как основную единицу, основное звено школы;
2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе;
3) строго регламентированные во времени занятия, проводимые по твердому учебному расписанию;
4) фронтальные занятия
учителя со всем классом, с
учетом специфических
5) сочетание фронтальных форм занятий учащихся с индивидуальными на основе применения учителем методов активного обучения;
6) ведущую роль учителя в ходе урока.
Виды учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов.
Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами.
Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», - писал Ушинский.
Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное. Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.
По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:
1-я ступень - познание на стадии
чувственного восприятия (ощущения,
представления). Учитель должен способствовать
накоплению учащимися
2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.
3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения.
4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление.
В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие "необходимые условия преподавания»:
Необходимые условия преподавания К.Д. Ушинского отражали требования к обучению, позволяли сделать обучение умственно развивающим процессом. К.Д. Ушинский считал, что все эти условия «необходимо соединить в каждом ученике, если хотим сделать его средством положительного развития и воспитания».
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах.
Такими принципами К. Д. Ушинский считает:
1) своевременность;
2) постепенность;
3) ограниченность;
4) постоянство;
5) твердость усвоения;
6) ясность;
7) самодеятельность учащегося;
8) отсутствие чрезмерной
напряженности и чрезмерной
9) нравственность;
10) полезность.
Анализ содержания каждого их них ясно показывает, что под «нравственностью» К. Д. Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» - связь обучения с жизнью, под «своевременностью» и «ограниченностью» - природосообразность в обучении, а под остальными «условиями» - то, что мы называем дидактическими принципами обучения.
Основными
дидактическими принципами К. Д. Ушинский
считал:
1) Сознательность и активность учащихся
в процессе обучения («ясность», «самодеятельность
учащегося») - К. Д. Ушинский понимал, что
психологическое содержание принципа
сознательности делает процесс обучения
активным, т. е. обеспечивает активность
каждого учащегося во всем процессе обучения;
поэтому и сознательность и активность
не отделимы друг от друга: активность
- это форма, в которой осуществляется
сознательное обучение учащегося.
2) Наглядность в обучении - для К. Д. Ушинского наглядность является не каким-то «высшим» или «универсальным» принципом обучения, способным заменить даже учителя, как на это часто указывали представители так называемого «свободного воспитания», а одним из таких условий обучения, которое, при руководстве учителя, наряду с другими условиями обеспечивает получение учащимися твердых, полноценных знаний. Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность». Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».