Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)


 

Введение

За последние несколько десятилетий в системе образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием научно-технического прогресса и его возрастающим воздействием на все стороны жизни общества.

Высшее образование  в настоящее время является одной из приоритетных задач в жизни современной молодёжи. Всё больше и больше людей стремятся стать студентами ВУЗов. И вполне естественно, что обучение такой массы на дневной форме является серьёзным экономическим стрессом. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в Республике Беларусь.

Одной из таких форм является дистанционное образование. Основанное на современных компьютерных средствах, оно позволяет получать образование в самых удаленных регионах, а практически неограниченный спектр образовательных услуг может удовлетворить любые образовательные потребности.

Особое значение здесь  приобретают дополнительное образование, переподготовка кадров, повышение квалификации и т.п. Именно в этих областях дистанционное  образование работает наиболее эффективно.

Ещё одним существенным плюсом дистанционного образования является то, что оно  даёт возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, без выезда за пределы своего города или другого населенного пункта, в удобное для учащихся время. Очевидные преимущества дистанционного образования перед традиционными формами образования- это, в первую очередь, гибкость учебных планов, выбор индивидуального темпа изучения выбранного курса, возможность получения консультаций специалиста с помощью сетевых технологий.

Исследованием данной темы занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. Среди них В. Штоф, Б. С. Грязнов, С. Холберг, Г. В. Можаева, Е. С. Полат, И. А. Тавгень и др.

Данная тема, на мой  взгляд, является весьма актуальной в  современной образовательной среде  не только за рубежом, но и в Республике Беларусь. Именно поэтому я выбрала для изучения именно её.

Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.

Задачи:

1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.

2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.

3.Определить роль дистанционного  образования в развитии познавательного  интереса и мотивации учащихся.

4.Изучить основные технологии дистанционного образования.

5.Исследовать принципы и методы дистанционного образования, особенности его организации.

6.Ознакомиться с основными  методами дистанционного образования;  выявить уровень осведомлённости  молодёжи в сфере развития  дистанционного образования, их  заинтересованность в данном  вопросе. Для этого был использован такой метод исследования как констатирующий эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире

Словосочетание «дистанционное образование» прочно вошло в наш образовательный лексикон. В течение последних трёх десятилетий оно стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира, в том числе и Республике Беларусь. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование», впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота. База данных ICDL содержит описание более 850 центров дистанционного образования, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды, в которых только по различным программам профессионального образования обучается примерно двенадцать миллионов студентов - порядка 13-14% от общего числа студентов в мире. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» и среднесрочной стратегии ЮНЕСКО в 1996-2001 гг. Содействие развитию дистанционного образования определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза, а авторитетный американский еженедельник «The Chronicle of Higher Education» называет уровень активности в индустрии дистанционного образования последних трёх лет «ошеломляющим».

Однако, прежде всего, по этой причине - из-за многогранности и  масштабности дистанционного образования как явления, широкого разнообразия образовательных услуг и форм организации в крупных национальных и международных центрах дистанционного образования - общепринятого, канонического определения дистанционного образования не существует. По удачному и не потерявшему актуальности выражению Д. Шела, «дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое».

В публикациях различных  американских авторов и учреждений образования имеются многочисленные и часто противоречащие друг другу определения дистанционного образования. Существенно иная ситуация в России, где положение дел в образовании напрямую зависит от его федеральной нормативно- правовой базы, а состояние нормативно- правовой базы в значительной мере определяется установленными значениями основных понятий, или терминологическим стандартом [12, 32-34].

Отсутствие ясного и  однозначного ответа на вопрос, что  такое дистанционное образование, приводит к достаточно сложной ситуации в плане формирования нормативного обеспечения и к неопределённости государственной политики в отношении дистанционного образования. Как следствие - к возникновение серьёзных препятствий в решении всего комплекса проблем, связанных с развитием дистанционного образования. Что именно развивать: информационные и коммуникационные технологии в образовании, информационно-образовательную среду, заочное образование, неопределённую новую форму образования, вообще не дистанционное, а открытое образование?

Здесь следует отметить, что дистанционное и открытое образование- это не одно и то же. Если в первом случае речь идет о  форме образования, которых в  международной классификации существует всего две (не считая третьей, смешанной) и которые отличаются по форме образовательной коммуникации - непосредственной или опосредованной, то во втором - о характере, или характеристике образования, в зависимости от его доступности и/или гибкости. При этом под доступностью, как правило, имеется в виду отсутствие требований к уровню образования при приёме на обучение, а под гибкостью - пластичность и вариативность всех составляющих образовательного процесса: структуры и содержания образовательных программ, учебно-методического обеспечения, форм учебных занятий и аттестации, преподавательского состава, а также места, времени и темпа обучения.

Понимаемая как гибкость, «открытость» образования - относительная  характеристика. Чем более открытым, или гибким, является образование, тем  большей свободой выбора обладает учащийся. Поэтому об открытом образовании часто говорят как о свободном, или независимом, а также как о «сфокусированном на учащемся» («learner-centred») образовании.

Объединённый же термин – «открытое и дистанционное  образование» - на практике применяется  только к корреспондентной, британской и к производным или близким британской моделям дистанционного образования, действительно характеризующимся высокой степенью доступности и гибкости.

В определении дистанционного образования как понятия можно выделить несколько подходов.

Если ограничиться только аналитическими суждениями о понятии  «дистанционное образование», то очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идёт об образовании  на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой учащийся (студент) и учитель (преподаватель) - по крайней мере, как правило - находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг от друга.

Из этой буквальной характеристики дистанционного образования прямо следует ещё одна: поскольку обучающий и обучаемый дистанцированы друг от друга, образовательная коммуникация между ними носит опосредованный характер. Вместе с тем, эта образовательная коммуникация должна иметь место, поскольку в противном случае дистанционное образование свелось бы к полностью самостоятельному изучению, или самообразованию. Другими словами, дистанционное образование предполагает обратную связь учащегося с преподавателем или интерактивность.

Таким образом, мы получаем чисто аналитическое, или тавтологическое определение дистанционного образования как образования на расстоянии, предполагающего опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим. Но это определение не содержит в себе ничего, кроме того, что очевидно следует из буквального смысла слов, входящих в словосочетание «дистанционное образование».

Но, тем не менее, это  определение небесполезно, т. к. оно  позволяет прояснить  терминологический  по форме и концептуальный по существу вопрос о том, как правильно: «дистанционное образование» или «дистанционное обучение» и чем отличаются эти два понятия?

Все без исключения авторы из стран Британского Содружества и США, где термины «distance education» и «distance learning» первоначально появились, отдают предпочтение термину «dis tance education». Дело в том, что английское «learning» означает «изучение» или «научение», то есть главным образом самостоятельное приобретение знаний о предмете, поэтому словосочетание «distance learning» обозначает только одну сторону дистанционного образования, не беря во внимание взаимодействие с преподавателем.  
         С учётом этого, понятие «distance education» - «дистанционное образование», охватывая и «обучение», и «изучение», оказывается более ёмким и адекватным для обозначения.

Та же логика применима  и к употреблению этих терминов в  русском языке. Наиболее уместно употреблять термин «дистанционное образование», потому что существенным его слагаемым, кроме обучения, является ещё и самостоятельное изучение.

Правда, при широком  понимании обучения - как, например, совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание, - когда в это понятие включается и самостоятельная образовательная активность, и воспитание, приведённый аргумент теряет силу, поскольку границы между «обучением» и «образованием» стираются и они становятся синонимами.

Но, как мне кажется, лучше избегать такого рода толкования терминов, поскольку это может привести к взаимонепониманию. Кроме того, в подавляющем большинстве академических, справочных, энциклопедических, нормативных текстов, а также согласно действующей Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО (МСКО 1997), утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29 сессии в ноябре 1997 г. под термином «образование» понимается любая целенаправленная и систематическая деятельность, преследующая своей целью удовлетворение потребностей в научении [1, 83-91].

Для дистанционного образования не являются родовыми такие понятия, как «технология» или «информационно - образовательная среда». Любое образование, будучи по существу особого рода организованной и целенаправленной коммуникацией, использует те или иные технологии и осуществляется в той или другой информационно-образовательной среде, однако не становится от этого «технологией» или «средой».

Подводя итоги анализа  происхождения понятия «дистанционное образование», отличия его от понятия  «дистанционное обучение», а также  от понятия «открытое образование», можно заключить:

1. При соблюдении формально-  логических требований дистанционное  образование должно быть определено  как форма образования, поскольку  именно «образование» является  для него родовым понятием;

2. Видовым отличием  дистанционного образования от  других форм образования, прежде всего, от очного образования и самообразования, является способ получения через опосредованную интерактивную коммуникацию, при этом набор конкретных средств, каналов и технологий такой коммуникации может варьироваться и включать в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях;

3. Терминологически корректно  применять термин «дистанционное образование»; термин «дистанционное обучение» - говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений; термин «дистанционное изучение» - в отношении самостоятельной или в основном самостоятельной активности учащихся.

1.2. История развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике

В истории дистанционного образования достаточно отчетливо прослеживаются две традиции, различение которых в значительной мере даёт ключ к пониманию смысла противоречий, возникающих при определении и попытках найти единую или единственно правильную трактовку дистанционного образования.

Первая- традиция корреспондентного образования, основанного на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала - с помощью обычной регулярной почты, затем - электронной).

Информация о работе Дистанционное образование