Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Представляющий собой  одну из существенных составляющих британской модели мониторинг качества образования, включающий проверку и подробное  рецензирование письменных работ тьютором, выборочную перепроверку этих работ  и проверку тьюторских рецензий тьютором - монитором, анкетирование тьюторов и студентов по поводу качества учебных и методических материалов, студенческой поддержки, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию студентов и тьюторов, так и, в целом, обратную связь между академическими отделами и службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.

Дистанционное образование  весьма распространено в США.

В середине 60-х годов  некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что они стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, в Китай [1,95-97].

В 1984 г. эти программы  привели к образованию Национального  технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г. Форт-Коллинз, штат Колорадо. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами — работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 г. суммарный доход NTU составил 13,5 млн дол., а в 1995 г. NTU предоставил больше инженерных магистерских программ, чем любая другая организация США.

По программам дистанционного образования в США сегодня  обучаются более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS — TV). Программа обучения взрослых (PBS Audit Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране, а через спутники в других странах.

Вооруженные силы США  также используют возможности образовательных  институтов для передачи учебных  курсов своим служащим в других странах. Во время войны в Персидском заливе в 1990—1991 гг. многие американские моряки изучали такие курсы, передаваемые Annenberg Corporation в рамках проекта PBS — TV. Используя различные технологии, более 4000 военнослужащих изучали эти курсы, а более 70% успешно их освоили. Программа Американского открытого университета Нью-Йоркской технологической школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании.

В Европе дистанционное образование в основном развивается в университетах, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше используя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах [14, 16-19].

Дистанционное образование  в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов. В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.

Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего недавно свою 20- летнюю годовщину. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме.

В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип  обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного образования во Франции. Основанный в 1939 г. сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета. Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991—1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона, а в 1993—1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона.

Опыт зарубежных организаций  показывает, что дистанционное образование  развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими  компаниями с преимущественной ориентацией  на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего дистанционного образования.

Электронные программы  переподготовки, такие, как внутренняя спутниковая образовательная система IBM, составляют один из крупнейших сегментов высшего образования сегодня, не считая корпораций, сотрудничающих с NTU или ЕurоРасе. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как General Motors, J.C. Penney, Ford, Walmart и Federal Express. Многие из этих систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству абонентов.

Вместе с тем, транснациональные  корпорации встречаются с теми же проблемами, что и системы высшего  образования во всем мире: разница  во времени на больших территориях; проблема коммуникации и стандартов; языковой барьер; различие национальных интересов и культурных традиций; проблема стратегического планирования, например, решение вопроса о том, кому, какие и где предоставить курсы; качество курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов; проблема признания уровней дистанционного образования классическими университетами.

Анализ опыта развития моделей дистанционного образования  в развитых и развивающихся странах  позволяет выявить их характерные особенности, связанные с национальными традициями, образовательной политикой и сделать вывод о невозможности прямого копирования данных моделей для Республики Беларусь.

Состояние дистанционного образования в нашей стране на сегодняшний день не полностью отвечает требованиям информационного общества, поскольку республика отстает от развитых стран в применении технологий дистанционного образования. В настоящее время отсутствует нормативно- правовая база, которая бы регламентировала и обеспечивала деятельность учебных заведений в направлении внедрения дистанционного образования как равноценной формы обучения с очной, заочной и экстернатом.

Несмотря на указанные  проблемы, количество студентов и  слушателей, способных и желающих получать образование дистанционно, уже сейчас довольно велико и увеличивается очень быстро.

Важным шагом в улучшении телекоммуникационной связи стало создание корпоративной телекоммуникационной сети для учреждений образования и науки UNIBEL, а так же научно — исследовательской компьютерной сети (НИКС). Эти сети были созданы в рамках Национальной программы информатизации, программы Белнет, Проекта Правительства Беларуси и Представительства ООН «Internet».

Определенные шаги в  развитии и внедрении дистанционных  технологий в учебный процесс сделаны в ряде учебных заведениях, организациях и учреждениях Республики Беларусь, в которых накоплен научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, существует телекоммуникационная инфраструктура.

На 11 Международной конференции - выставке «Информационные технологии в образовании», которая проходила в 2001 году, были намечены основные элементы концепции создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь.

Основной целью является повышение уровня образованности общества и качества образования, а так же формирование единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества [17, 65-66].

Данная система должна обеспечить: расширение круга потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах; повышение качества обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения; создание специальных курсов дистанционного образования, направленных на повышение квалификации и переподготовку кадров; индивидуализацию обучения при массовости образования.

Стоит отметить, что к  сегодняшнему дню уже удалось  достичь многих поставленных целей. Довольно широко распространено дистанционное  образование в IATP. В рамках данного проекта разработаны и представлены широкой аудитории дистанционные курсы по различным темам. Посетители официального сайта данного проекта могут размещать свои материалы на сайте, принимать участие в дистанционных курсах, предлагаемых IATP или внешними организациями, обмениваться идеями по развитию дистанционного образования на форуме сайта.

С дистанционным образованием в Республике Беларусь работают Белорусский  государственный университет информатики  и радиоэлектроники, Центр дистанционного образования; Гомельский государственный университет; Белорусский государственный экономический университет; Очно - заочная школа по математике и информатике; Международный институт дистанционного образования (МИДО), созданный на базе факультета информационных технологий и робототехники Белорусского национального технического университета.

Также успешно функционируют совместный проект Национальной академии наук Республики Беларусь и университета Манхэйма (обучение на английском); система дистанционного образования «Е-University», разработанная IBA; дистанционный тренинг по журналистике "Женское лидерство и масс - медиа".

Таким образом, можно сделать вывод, что первый период эволюции корреспондентного дистанционного образования и развитие понятия дистанционного образования в рамках этого периода принесло свои плоды:

- осознание первыми  организаторами дистанционного  образования его специфики как  особой формы образования, в  основе которой лежит особая  образовательная ситуация;

- определение принципов дидактики  дистанционного образования в  образовательной практике первых учреждений дистанционного образования;

- институциональное оформление  дистанционного образования в  виде двух типов частных, самофинансирующихся  учреждений;

- частичное формирование типичной  структуры дистанционных образовательных  программ, сочетающих академические и профессионально-технические практикоориентированные курсы;

- определение приоритетной целевой  группы дистанционного образования  (профессионально занятые, взрослые, грамотные студенты).

Подводя итоги второго периода в развитии дистанционного образования можно заключить, что, включившись в единую советскую государственную образовательную систему, дистанционное образование в форме заочного обучения закономерно приобрело общие черты, присущие этой системе, разделявшей все базовые установки социалистического общества, подходы и приоритеты, среди которых определяющим был приоритет общественно-государственных интересов над личными и частными.

 Результатом третьего периода в развитии дистанционного образования в мире стал новый уровень конкретизации данного понятия, реализованного в единой, высокотехнологичной дидактической системе. Дистанционное образование трактуется в британской модели как особая форма образования, основанная на самостоятельном изучении, требующем создания обеспечивающих его комплектов специальных учебно - методических и аттестационных материалов - предметного воплощения изучаемых курсов.

Дистанционное образование  получило широкое распространение  и признание в разных странах  и на разных континентах. В США, Испании, Великобритании, Франции, Англии, а также в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль дистанционного  образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся

В организации образовательного процесса, как правило, существенную роль отводят созданию и поддержанию  на высоком уровне познавательного интереса обучаемых. Без этого интенсивность и эффективность учебного процесса снижаются.

Поиски путей решения  проблемы развития познавательного  интереса студентов, избравших дистанционную  форму получения образования, ведут  к разработке и внедрению в педагогический процесс обучения структурно-функциональной модели, выстроенной в соответствии с современными теоретическими исследованиями. Применяемый в данном случае метод моделирования – это создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо ее части.

Информация о работе Дистанционное образование