Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.
Представляющий собой одну из существенных составляющих британской модели мониторинг качества образования, включающий проверку и подробное рецензирование письменных работ тьютором, выборочную перепроверку этих работ и проверку тьюторских рецензий тьютором - монитором, анкетирование тьюторов и студентов по поводу качества учебных и методических материалов, студенческой поддержки, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию студентов и тьюторов, так и, в целом, обратную связь между академическими отделами и службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.
Дистанционное образование весьма распространено в США.
В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что они стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, в Китай [1,95-97].
В 1984 г. эти программы
привели к образованию
По программам дистанционного образования в США сегодня обучаются более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS — TV). Программа обучения взрослых (PBS Audit Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране, а через спутники в других странах.
Вооруженные силы США также используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Во время войны в Персидском заливе в 1990—1991 гг. многие американские моряки изучали такие курсы, передаваемые Annenberg Corporation в рамках проекта PBS — TV. Используя различные технологии, более 4000 военнослужащих изучали эти курсы, а более 70% успешно их освоили. Программа Американского открытого университета Нью-Йоркской технологической школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании.
В Европе дистанционное образование в основном развивается в университетах, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше используя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах [14, 16-19].
Дистанционное образование в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов. В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.
Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего недавно свою 20- летнюю годовщину. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме.
В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения.
В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного образования во Франции. Основанный в 1939 г. сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.
Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета. Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991—1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона, а в 1993—1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона.
Опыт зарубежных организаций показывает, что дистанционное образование развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего дистанционного образования.
Электронные программы
переподготовки, такие, как внутренняя
спутниковая образовательная
Вместе с тем, транснациональные корпорации встречаются с теми же проблемами, что и системы высшего образования во всем мире: разница во времени на больших территориях; проблема коммуникации и стандартов; языковой барьер; различие национальных интересов и культурных традиций; проблема стратегического планирования, например, решение вопроса о том, кому, какие и где предоставить курсы; качество курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов; проблема признания уровней дистанционного образования классическими университетами.
Анализ опыта развития моделей дистанционного образования в развитых и развивающихся странах позволяет выявить их характерные особенности, связанные с национальными традициями, образовательной политикой и сделать вывод о невозможности прямого копирования данных моделей для Республики Беларусь.
Состояние дистанционного образования в нашей стране на сегодняшний день не полностью отвечает требованиям информационного общества, поскольку республика отстает от развитых стран в применении технологий дистанционного образования. В настоящее время отсутствует нормативно- правовая база, которая бы регламентировала и обеспечивала деятельность учебных заведений в направлении внедрения дистанционного образования как равноценной формы обучения с очной, заочной и экстернатом.
Несмотря на указанные проблемы, количество студентов и слушателей, способных и желающих получать образование дистанционно, уже сейчас довольно велико и увеличивается очень быстро.
Важным шагом в улучшении телекоммуникационной связи стало создание корпоративной телекоммуникационной сети для учреждений образования и науки UNIBEL, а так же научно — исследовательской компьютерной сети (НИКС). Эти сети были созданы в рамках Национальной программы информатизации, программы Белнет, Проекта Правительства Беларуси и Представительства ООН «Internet».
Определенные шаги в развитии и внедрении дистанционных технологий в учебный процесс сделаны в ряде учебных заведениях, организациях и учреждениях Республики Беларусь, в которых накоплен научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, существует телекоммуникационная инфраструктура.
На 11 Международной конференции - выставке «Информационные технологии в образовании», которая проходила в 2001 году, были намечены основные элементы концепции создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь.
Основной целью является повышение уровня образованности общества и качества образования, а так же формирование единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества [17, 65-66].
Данная система должна обеспечить: расширение круга потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах; повышение качества обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения; создание специальных курсов дистанционного образования, направленных на повышение квалификации и переподготовку кадров; индивидуализацию обучения при массовости образования.
Стоит отметить, что к сегодняшнему дню уже удалось достичь многих поставленных целей. Довольно широко распространено дистанционное образование в IATP. В рамках данного проекта разработаны и представлены широкой аудитории дистанционные курсы по различным темам. Посетители официального сайта данного проекта могут размещать свои материалы на сайте, принимать участие в дистанционных курсах, предлагаемых IATP или внешними организациями, обмениваться идеями по развитию дистанционного образования на форуме сайта.
С дистанционным образованием
в Республике Беларусь работают Белорусский
государственный университет
Также успешно функционируют
Таким образом, можно сделать вывод, что первый период эволюции корреспондентного дистанционного образования и развитие понятия дистанционного образования в рамках этого периода принесло свои плоды:
- осознание первыми организаторами дистанционного образования его специфики как особой формы образования, в основе которой лежит особая образовательная ситуация;
- определение принципов
- институциональное оформление
дистанционного образования в
виде двух типов частных,
- частичное формирование
- определение приоритетной
Подводя итоги второго периода в развитии дистанционного образования можно заключить, что, включившись в единую советскую государственную образовательную систему, дистанционное образование в форме заочного обучения закономерно приобрело общие черты, присущие этой системе, разделявшей все базовые установки социалистического общества, подходы и приоритеты, среди которых определяющим был приоритет общественно-государственных интересов над личными и частными.
Результатом третьего периода в развитии дистанционного образования в мире стал новый уровень конкретизации данного понятия, реализованного в единой, высокотехнологичной дидактической системе. Дистанционное образование трактуется в британской модели как особая форма образования, основанная на самостоятельном изучении, требующем создания обеспечивающих его комплектов специальных учебно - методических и аттестационных материалов - предметного воплощения изучаемых курсов.
Дистанционное образование получило широкое распространение и признание в разных странах и на разных континентах. В США, Испании, Великобритании, Франции, Англии, а также в Республике Беларусь.
1.3. Роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся
В организации образовательного процесса, как правило, существенную роль отводят созданию и поддержанию на высоком уровне познавательного интереса обучаемых. Без этого интенсивность и эффективность учебного процесса снижаются.
Поиски путей решения проблемы развития познавательного интереса студентов, избравших дистанционную форму получения образования, ведут к разработке и внедрению в педагогический процесс обучения структурно-функциональной модели, выстроенной в соответствии с современными теоретическими исследованиями. Применяемый в данном случае метод моделирования – это создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо ее части.