Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

4. Использование различных стилей и методов обучения.

5. Модульный характер, позволяющий конструировать учебные программы для каждого обучаемого с учетом его уровня подготовки и потребностей.

6. Ориентация на открытые Интернет - стандарты для представления материалов курса. Необходимо максимально упростить процедуру доставки курса до потребителя. Здесь имеет значение также многообразие методов доставки в зависимости от категории обучаемых. Обучение в крупных образовательных центрах, удаленных филиалах или обучение отдельных слушателей приводят к необходимости использования различных методов: через Интернет, локальную сеть филиала или на CD-ROM.

7. Командный подход. В процессе разработки курса участвует команда из нескольких специалистов различных областей знаний, каждый из которых ответственен за конкретный участок работы по созданию курса.

8. Одним из важных принципов организации учебного процесса в дистанционном образовании является принцип распределенности. Суть этого принципа состоит в распределении учебного материала по видам представлений, по типам носителей, по формам учебной деятельности. Распределенный характер дистанционного образования, базирующегося на возможностях сетевых информационных технологий, позволяет студенту получать знания из различных информационных ресурсов, предоставляемых образовательными центрами.

9. Сведение к минимуму числа очных занятий (сессий).

10. Разделение ролей обучающего как преподавателя, представляющего изучаемое предметное содержание, и как консультанта и наставника, направляющего самостоятельное изучение посредством двухстороннего дидактического общения (диалога), осуществляемого большей частью асинхронно. При этом отмечается новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Взаимодействие студента и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время [12, 150-151].

11. Специализированные формы контроля: дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

В настоящее время  в отечественной и мировой  практике можно выделить несколько вариантов организации дистанционного образования:

  • образование по типу экстерната;
  • университетское образование;
  • образование на основе одновременного взаимодействия в сети нескольких учебных заведений;
  • организация автономных образовательных учреждений,специализирующихся на различных формах дистанционного образования;
  • локальное образование на основе автономных обучающих систем;
  • дистанционное образование, интегрированное с традиционными способами, или, иначе, дистанционная поддержка образовательного процесса.

Успешность и качество дистанционного образования в большинстве  случаев зависят от эффективной  организации и качества используемых материалов, а также руководства процессом, мастерства участвующих в нём педагогов. Дистанционное образование предполагает тщательное и детальное планирование деятельности студента, четкую постановку задач и целей образования, организацию доставки необходимых учебных материалов. Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между студентом и преподавателем, обратную связь между студентом и учебным материалом, предоставлять возможность группового общения, предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы студенты были уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию [13, 10-22]. Обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

В этих условиях на первый план при дальнейшем рассмотрении дистанционного образования выходят педагогические проблемы его организации. Необходима гибкая система, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно студенту. Важно, чтобы он не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности.

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Интернет для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Интернет на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы студентов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

  • знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды;
  • знание условий хранения и передачи информации внутри сети;
  • знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;
  • знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;
  • знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций;
  • знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети;
  • умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами;
  • умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;
  • умение проводить поиск информации по сети;
  • умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит;
  • умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на  трёх уровнях:

1.Уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими студентов;

2.Уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, координаторов;

3.Уровень элементов доставки, включающих различные        телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от студента к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования  целесообразно использование различных  памяток, графиков занятий, руководств и разъяснений, которые помогут  студентам спланировать свое рабочее время, сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков. Очень важно рассчитать оптимальную продолжительность курса обучения, т.к. его эффективность снижается при слишком длительной продолжительности. При модульном построении курсов имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.

Организация дистанционного образования требует привлечения  специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов - координаторов. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала: интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь.

Педагог - куратор обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т.е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж, оценивать и контролировать работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы.

Программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное  взаимодействие между студентами, между студентами и преподавателями, а также между студентами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т.д.

Обеспечение обратной связи позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью учащихся, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте. Также очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы студентов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

Информационный поток, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к студенту, а другая – от студента к преподавателю.

Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные (статические) и переменные (динамические) составляющие [4,15-16]. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т.д. К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.

Таким образом, можно  отметить, что организация дистанционного образования - это многоуровневый сложный процесс, требующий профессиональной компетенции и определённых навыков. Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства: учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе, аудио-, видеозаписи, компьютерные программы учебного назначения. Эти же средства обучения, но в электронном варианте, могут храниться на сервере сети и использоваться в процессе работы.

Информация о работе Дистанционное образование