Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития системы дистанционного образования в мире.
Задачи:
1.Изучить дистанционное образование и дистанционное обучение в современном мире.
2.Рассмотреть историю развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике.
3.Определить роль дистанционного образования в развитии познавательного интереса и мотивации учащихся.
Вторая - традиция, выросшая из применения средств телекоммуникации и аудио- и видеозаписи в очном образовании и просвещении, что позволило, с развитием технологий телекоммуникации и аудио- и видеозаписи, транслировать очные занятия в удалённые аудитории и обеспечить образовательную коммуникацию на расстоянии посредством трансляции. Соответственно, данная традиция - трансляционная.
Идеи этих двух традиций дистанционного образования принципиально отличаются.
В основании первой традиции
лежит идея особенности дистанционного
образования как формы
В основании второй традиции - идея дистанционного образования как транслированного на расстояние очного образования. Здесь отличие дистанционного образования от очного не в дидактике, а в способе или технологии доставки.
Таким образом, если корреспондентная традиция дистанционного образования отличается от традиции очного образования технологией образования, то трансляционная - технологией доставки образования.
Эти две традиции привели
к развитию двух совершенно отличных
трактовок понятия
Для корреспондентной традиции решающее значение имеет эволюция дидактики дистанционного образования как особой формы образования, смена которых осуществлялась вместе со сменой институциональных моделей, или типов учреждений дистанционного образования в зависимости от смены социально-исторических эпох.
Для трансляционной традиции и её периодизации определяющей была и остаётся смена поколений технологий телекоммуникации и аудио- и видеозаписи, вплоть до современных интерактивных видеоконференций и мультимедиа.
Рассмотрим подробнее развитие системы корреспондентного образования.
В её рамках можно выделить три поколения.
Первое поколение- это поколение частных образовательных учреждений, возникших на основе курсов по переписке частных корреспондентных школ и создававшихся также по частной инициативе учредителей или администрации внешних отделений при университетах и колледжах.
Хронологически данное
поколение занимает период с 1840 года,
даты появления первого регулярного
курса корреспондентного
Наиболее известные частные корреспондентные школы второй половины ХIХ - первой трети ХХ вв. были учреждениями дополнительного образования, предлагавшими, в первую очередь, краткосрочные профессионально- технические курсы повышения квалификации (обучения технике стенографии, бухучёта, перевода, технике безопасности и т.п.) и различные курсы предэкзаменационной подготовки (например, Skerry's College в Эдинбурге готовил кандидатов к экзаменам Гражданской службы, University Correspondence College в Кембридже - выпускников не аккредитованных английских колледжей к экзаменам на степень бакалавра в Университете Лондона, Diploma Correspondence College в Оксфорде - к вступительным экзаменам в Оксфордский университет). Это были, кроме того, первые специализированные учреждения дистанционного образования.
Будучи сугубо дополнительным и частным образованием, дистанционное образование первого поколения не было официально признано и уж тем более не существовало никакой государственной системы и даже отдельных государственных институтов, так или иначе способствовавших развитию дистанционного образования. Но это не мешало ему, именно в качестве дополнительного платного образования, быть вполне востребованным и рентабельным, заложив начало обучения на расстоянии как перспективного коммерческого предприятия с обширным потребительским рынком. Действительно, «курсы по переписке», - отличавшиеся разнообразным и гибким ассортиментом, высокой степенью независимости от места и времени получения образования, доступной ценой, отсутствием дискриминационных ограничений, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и пр., - пользовались обоснованно широким спросом. Главным адресатом этих курсов был многочисленный и быстро растущий социальный слой грамотных, взрослых, инициативных, самостоятельно зарабатывающих людей, чья карьера в условиях динамичной экономики и общественной жизни эпохи свободной конкуренции самым непосредственным образом зависела от возможности не отходя от дел, в сжатые сроки повысить или расширить свою профессиональную квалификацию и, тем самым, социальную мобильность и конкурентоспособность.
Особенным в дидактике корреспондентных школ с самого начала были гибкость и подвижность сроков и темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата, модульная организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности и, с другой стороны, облегчающая почтовую доставку.
Дистанционное образование второго поколения - советская система заочного обучения, на этапе своего становления и самоопределения сохранявшая непосредственную преемственность с первым периодом, с начала 30- ых годов приобретает существенно отличный статус и меняет организацию и дидактику. Став из формы дополнительного образования формой основного, дистанционное образование советского образца испытало на себе все положительные и отрицательные последствия превращения в часть плановой государственной системы.
Положительные следствия превращения дистанционного образования в государственную систему для развития его теории и практики очевидны и, в целом, хорошо известны. Были учреждены специализированные государственные заочные ВУЗы (в 1940/41 гг. таких вузов было 18) и ССУЗы, ставшие центрами не только практики дистанционного образования, но и специальных научно-методических и учебно-методических исследований и разработок, открыты заочные отделения в большинстве «дневных» учреждений профессионального образования, в 1939 году учреждена заочная аспирантура, созданы заочные общеобразовательные школы. Дистанционное образование стало темой теоретических и прикладных исследований в целом ряде НИИ, предметом учебных курсов в педвузах и центрах повышения квалификации. В государственных органах управления образованием созданы специализированные отделы дистанционного образования, признана эквивалентность дипломов об образовании, независимо от его очной или заочной формы, установлена единая система аттестации, оценки, контроля качества, установлена система социальных льгот для заочников.
В начале 50-х годов, в дополнение к сети заочных образовательных учреждений и подразделений создана сеть из более чем 200 учебно-консультационных пунктов (УКП) - первых сетевых «сайтов» дистанционного образования. Складывается разделение труда и межотраслевая централизованная система разработки и создания специальных методических и дидактических материалов для студентов-заочников. Предприняты первые систематические попытки применения в заочном образовании новых технологий телекоммуникации и записи учебной информации на новых носителях: уже в 1928 г. был создан «первый рабоче-крестьянский университет по радио», в 1930 преобразованный в Институт заочного обучения по радио (ИЗОР) с филиалами на местах; в 1964-65 гг. на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института на ленинградской студии, а потом на студии Центрального телевидения в Москве разрабатывались телеверсии лекций для студентов-заочников; на УКП и в филиалах вузов, начиная с 50-х гг., создаются мультимедиатеки, включающие аудиозаписи лекций известных профессоров, учебные диа- и кинофильмы.
Таким образом, советская система заочного обучения стала первой системно организованной, реализующей сертифицированные государством образовательные программы всех уровней, основанной на институционально оформленном разделении труда моделью дистанционного образования.
У планово - государственного статуса и директивно установленного юридического равноправия заочного обучения с дневным была, однако, и оборотная сторона: единая для всех форм образования процедура вступительных экзаменов и общая курсовая система организации учебного процесса, с фиксированными сроками экзаменационных сессий, межсессионного периода, каникул, сделали организационно-дидактическую модель заочного обучения почти такой же закрытой и зависимой от заданного времени и места получения образования, как и модель очного образования.
Централизованное
Дополнительным, но также весомым фактором, определившим специфику заочного обучения как модели дистанционного образования, особенно на стадии её формирования в 30-е годы, был низкий уровень развития в СССР почтовых коммуникаций, а в 50-60-ые- относительная дороговизна услуг междугородной телефонной сети и слабая телефонизация отдалённых, сельских районов, небольших населённых пунктов.
Совокупность всех факторов привели к неофициальной, но от этого не менее устойчивой трактовке заочного обучения как «усечённого» очного, к фактической дискриминации.
Советская система заочного обучения, ставшая исторически первой государственной системой дистанционного образования и выпустившая за время своего существования миллионы дипломированных специалистов по многим основаниям, и исторически и логически, может считаться прямой предшественницей третьего поколения корреспондентного дистанционного образования [12, 180].
Начало третьему поколению дистанционного образования было положено учреждением Открытого Университета Великобритании в 1969 году.
Открытый Университет
Великобритании (OUUK), до сих пор остающийся
одним из крупнейших и, безусловно,
самым авторитетным центром дистанционного
образования в мире, своего рода
«хранителем печати»
Интегральной является и организационная форма OUUK, соединившего структуру и принципы управления классических британских университетов с характерными для заочных ВУЗов и ССУЗов специализированными подразделениями, сетью филиалов и консультационных пунктов и типичными для корреспондентных школ маркетинговыми и дистрибутивными службами.
Наконец, самим своим учреждением Британский Открытый Университет обязан синтезу политической воли - сначала премьер-министра Великобритании Г.Вильсона, а потом, во время смены кабинета в 1970 г., М.Тэтчер, ставшей госсекретарём по образованию, - и частной инициативы, у истоков которой стояла целая плеяда выдающихся педагогов и учёных: англичане Г.Уилтшир, У.Джеймс, У.Пери, руководивший в то время Wisconsin University Extension, американец Ч.Ведемейер, а также многие другие.
Общими характеристиками всех курсов данной модели являются:
-модульная структура,
требующая особой логики
-интерактивность - т.е. «встроенный» в курс диалог с преподавателем в виде путеводителя по курсу, рекомендаций по планированию учебного времени, методических указаний, вопросов, заданий;
-соблюдение определенных требований к форме изложения (ясность, наглядность и т.д.)
-мультимедийность - использование различных доступных студенту средств презентации: печатного текста, аудио и видеокассет, радио и телепрограмм.
Для разработки курсов формируются специальные «команды курса» (course team), куда входит, как правило, 7-9 экспертов: прежде всего, специалисты по курсовому дизайну (проектированию) и предметному содержанию курса. Создание таких специальных команд считается инновацией и «коньком» OUUK.
То же требование дидактической целесообразности определяет место и роль в британской модели очных (резидентных) групповых занятий - тьюториалов и выездных школ: очные занятия необходимы, когда без них невозможно или значительно труднее достичь выполнения дидактических целей курса, например, сформировать умение коллективно решать групповые, управленческие задачи, взаимодействовать с коллегами.