Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение путей формирования патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования. Для чего ставились следующие задачи:
1) Изучить понятие патриотизма как качества личности младшего школьника
2) Рассмотреть особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
3) Выявить уровни патриотизма у младших школьников.
4) Выявить эффективные методы и приемы формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников 7
1.1.Характеристика патриотизма как качества личности младшего школьника 7
1.2. Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования .13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..19
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 21
2.1 Диагностика уровней сформированности патриотизма у младших школьников 21
2.2. Методы и приемы по формированию патриотизма у младших школьников в условиях дополнительного образования 28
Вывод по второй главе…………………………………………………………..34
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение………………………………………………………………………42
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и методики начального образования
ТЕМА:
«Формирование патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования»
Курсовая работа по дисциплине
«Педагогика начального образования»
«Прошла защиту» Исполнитель:
Эдемова Наталья
Вадимовна
Оценка___________ (гр. Пм-32)
Дата _____________
Научный руководитель:
Руденко Татьяна Борисовна канд. пед. наук, доцент кафедры ПиПНО
Волгоград 2012
Оглавление
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Поколение 30-40 летних росло и училось любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Изменения, которые произошли в последние двадцать пять лет в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения «снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма» [20, с. 14].
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
В 30-40 гг. ХХв. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.
Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, В.А.Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [18, с. 115]. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [17, с. 412].
Признавая патриотическое
воспитание как необходимую составную
часть воспитательной работы, разные
ученые отводят ему различное
место в общей системе
В последнее время все настойчивее звучат слова многих политических деятелей и практиков в педагогике о создании реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Модернизация российского социокультурного пространства в 21 веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к рыночной экономике, гражданского общества обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях изменившейся России.
Пренебрежение к российским духовным, нравственным, историческим, в том числе патриотическим ценностям демонстрировала новоявленная российская элита, ориентированная на образ жизни в ведущих капиталистических странах, связывающая с ними свое будущее, будущее своих детей, материальное благополучие и безопасность.
Гражданам страны внушались: комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Перед обществом встает вопрос определения задач и приоритетов патриотического воспитания.
Целью курсовой работы является рассмотрение путей формирования патриотизма у младших школьников в системе дополнительного образования. Для чего ставились следующие задачи:
1) Изучить понятие патриотизма как качества личности младшего школьника
2) Рассмотреть особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
3) Выявить уровни патриотизма у младших школьников.
4) Выявить эффективные методы и приемы формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях дополнительного образования.
Гипотезой являются следующие положения:
1. Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.
2. Если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к
родному краю, к своей стране.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: патриотизм младших школьников в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, опрос, беседы, наблюдение, эксперимент, математические и статистические данные.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и углублении научного опыта в вопросах формирования патриотизма; в выявлении педагогических особенностей, условий, факторов и возрастных закономерностей его становления; в определении взаимосвязи патриотизма с категориями, составляющими и обуславливающими его формирование.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения данного опыта диагностик, определяющих уровень сформированности патриотизма; в использовании исследовательской деятельности, направленной на формирование чувства патриотизма младших школьников.
Базой исследования является творческое объединение «Почемучки» МКОУ ДОД Дома детского творчества с. Старая Полтавка Волгоградской области (ученики 1 «А» класса МБОУ «Старополтавская СОШ»).
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Патриотизм – любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов [8, с.10]. Патриотизм представляет собой сложное многогранное явление. В Толковом словаре В. И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот – «это любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб».
В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых емких, простых и взаимосвязанных формулировках. Патриотизм – это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству. Патриотизм – это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность, прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм – это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках [17, с.85].
Содержание
патриотического воспитания включает:
воспитание любви к Родине, к родным
местам, родному языку; уважения к
прошлому своей Родины, к традициям
и обычаям своего народа, знание истории
Родины; формирование культуры межнационального
общения (уважения к другим народам, их
обычаям и культуре, нетерпимости к расовой
и национальной неприязни и др.); развитие
стремления к укреплению чести и достоинства
Родины, готовности к защите Родины и содействовать
прогрессивному развитию Отчества при
сочетании личных и общественных интересов.
Будучи одной из наиболее значимых
ценностей общества, патриотизм интегрирует
в своем содержании социальные, политические,
духовно-нравственные, культурные, исторические
и другие компоненты. Появляясь в первую
очередь как эмоционально-возвышенное
отношение к Отечеству, как одно из высших
чувств человека, патриотизм выступает
в качестве важной составляющей духовного
богатства личности, характеризует высокий
уровень ее социализации. Истинный патриотизм
всегда есть единство духовности, гражданственности
и социальной активности человека, является
действенной побудительной силой и реализуется
в деятельности личности на благо Отечества
[9, с.15].
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотизм является
нравственной основой жизнеспособности
государства и выступает в
качестве важного внутреннего
Историческая почва формирования и развития патриотизма – существование обособленных отечеств, в рамках которых складываются относительно замкнутые территориальные общности людей со своеобразной системой ценностей, определенным образом жизни, особыми интересами. Первые элементы патриотизма возникли в глубокой древности в виде привязанности человека к природной среде своего обитания. Сохранившийся отголосок этого – характерное для большинства людей эмоционально-возвышенное отношение к так называемому отчему краю, малой родине – месту, где происходило становление человека как личности. Одновременно формируется приверженность к условиям и особенностям жизни, определяющим социокультурную среду Отечества. Как правило, на формирование патриотического сознания и чувств большое влияние оказывают этническая общность и религиозная конфессия. Их исторический опыт и традиции, а так же характер и состояние межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений воздействуют на содержание и формы проявления патриотизма. С образованием государства патриотизм неразрывно связывается с ним. Ответственное отношение к государству и государственной власти, в целом к политической среде становится неотъемлемой и важной частью патриотизма, который тем самым приобретает характер политического умонастроения. Современное определение патриотизма базируется на его общей трактовке в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и содержит интерпретацию на личностном и макроуровне (уровне общественного сознания) [16, с.87].
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая, интегративная характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведении, в которой следует выделить три признака.
Во-первых, по своему основному сущностному проявлению патриотизм – это любовь к Родине, верность своему Отечеству. Это изначально социальное чувство – чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Как первичная целостная эмоция любовь к родине является источником и лежит в основе комплекса переживаний, воззрений и идей. Патриотизм как социальное чувство носит индивидуально-личностный, глубоко интимный характер. Как значимое, дорогое и святое чувство, патриотизм наполняется субъективными смыслами на уровне бессознательного и осознанного и занимает ведущее место в ценностной иерархии человека.