Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, лекция
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий.
Социальная значимость профессии педагога
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий. В 1840 г. Ф.Фребель, немецкий педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г.Бланкенбург название «детский сад». Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Проблема, которая наблюдается в нашей стране, - это всплеск насилия, терроризма, экстремизма, наркомания. Поэтому сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялся полноценный воспитательно-образовательный процесс. Родители наших воспитанников хотят, чтобы ребенок получал широкое образовательное воспитание, выходящее за рамки традиционного (приобщение к искусству, иностранным языкам и т.д.). Назрел вопрос о подготовке «эффективного воспитателя», способного в условиях дошкольного учреждения обеспечить высокий уровень воспитания и квалифицированную заботу о здоровье, досуге дошкольника, участие в семейном воспитании, постоянном пополнении знаний общекультурного и профессионального характера. Он должен работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Социальный характер детской игры
Рассматриваемая нами социальная природа детской игры заключается не только в том, что в ней воссоздаются и осваиваются формы поведения в обществе и формируется способность оценивать свое поведение с точки зрения других. В игре ребенок учится осознавать свое поведение, осмысливать самого себя. Играющие дети образуют свой мир, которому и подчиняются, а нарушитель изгоняется из этого мира. Обратите внимание на детские игры. Если играет группа ребят, то малыш либо в игре, либо вне игры. Иного не дано. Помните, «кто в прятки идет – собирайся народ»? Детская игра – это узкокорпоративное занятие. Причем «участники» этих «корпораций» могут меняться достаточно регулярно, создавая все новые и новые «корпорации». Игра особенно ценна с точки зрения познания ребенком окружающего мира и самого себя. Она учит его тому, что такое мир, какими могут быть отношения между людьми. В возрасте трех – пяти лет наблюдается несовпадение Я со многими умениями и действиями. Иными словами, представление ребенка о себе не совпадает с тем, каким он является на самом деле. И в известных пределах это не патология. Ребенок думает о себе и чувствует себя таким, какую информацию сообщают ему родители, а позже – еще и сверстники. Для примера проанализируем две фразы: 1. «Ну какой ты растешь неумеха! Даже курточку неправильно застегиваешь!» 2. «Ты пробуешь по-разному застегивать куртку? Молодец! Давай выберем самый удобный способ». Социальная природа детской игры. Природа детской психики такова, что ребенок неизменно стремится получить от взрослого нечто новое, нечто более совершенное. И сначала образцы родительского поведения неосознанно воспринимаются как абсолютно правильные. Поэтому для взрослого важно общаться с ребенком не только как более знающему с менее знающим, более умеющему с менее умеющим (то есть по вертикали), но и в контексте двух сознаний (то есть по горизонтали). В приведенном выше примере вторая фраза отражает пример общения по горизонтали. Детская игра вообще предполагает только горизонтальные, «диалогичные» отношения. Игру малыша нельзя регламентировать, нельзя навязать правила. Таким образом, в самом общем смысле игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются грани человеческой деятельности вообще. И в этом плане игра очень показательна. Психологи отмечают, что в отличие от так называемой серьезной деятельности в игре присутствует чувство свободы. При работе («серьезном деле») приятно не само занятие, а цель, которая этим достигается. В игре, наоборот, приятно само занятие, которое производится без всякой цели. В этом плане игра носит неутилитарный, порой вообще не привязанный к практической деятельности характер. Игра – это свободная деятельность, которая не продиктована необходимостью. Это выход за рамки повседневной жизни, пространство, наиболее благоприятное для развития ребенка.
Характеристика игр
Игра специфическая детская
деятельность неоднородна. Каждый вид
игры выполняет свою функцию в
развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня
в теории и практике стирание граней
между самодеятельными и
Виды игр для детей очень разнообразны.
Есть такие игры, которые предназначены
специально для развития умственных способностей
детей, совершенствования и тренировки
их памяти и мышления, которые помогают
лучшему усвоению и закреплению приобретенных
в школе знаний, пробуждению у учащихся
живого интереса к изучаемым предметам.
Таким играм необходимо уделять постоянное
внимание. В своей совокупности развивающие,
познавательные игры должны способствовать
развитию у детей мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, способности
к анализу и синтезу, восприятию пространственных
отношений, развитию конструктивных умений
и творчества, воспитанию у детей наблюдательности,
обоснованности суждений, привычки к самопроверке,
учить детей подчинять свои действия поставленной
задаче, доводить начатую работу до конца.
Игра как средство воспитания
Будучи увлекательным занятием
для дошкольников, игра вместе с
тем является важнейшим средством
их воспитания и развития. Но это
происходит тогда, когда она включается
в организуемый и управляемый
педагогический процесс. Развитие и
становление игры в значительной
степени происходит именно при использовании
ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы
воспитания в детском саду», педагог отбирает
и планирует программное содержание, которое
должно быть усвоено детьми в играх, четко
определяет дидактические и игровые задачи,
действия и правила, предполагаемый результат.
Он как бы проектирует весь ход игры, не
разрушая ее своеобразия и самодеятельного
характера.
Включая игру в педагогический процесс,
воспитатель учит детей играть, создавать,
по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру».
Для такой игры характерны следующие качества:
воспитательно-познавательная ценность
содержания, полнота и правильность отражаемых
представлений; целесообразность, активность,
организованность и творческий характер
игровых действий; подчинение правилам
и способность руководствоваться ими
в игре с учетом интересов отдельных детей
и всех играющих; целенаправленное использование
игрушек и игровых материалов; доброжелательность
отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует
на все стороны личности ребенка: на его
сознание, чувства, волю, поведение, использует
ее в целях умственного, нравственного,
эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются
знания и представления детей. Чтобы выполнить
в игре ту или иную роль, ребенок должен
свое представление перевести в игровые
действия. Иногда знания и представления
о труде людей, о конкретных действиях,
взаимоотношениях оказываются недостаточными,
и возникает необходимость в их пополнении.
Потребность в новых знаниях выражается
в вопросах детей. Воспитатель отвечает
на них, прислушивается к разговорам во
время игры, помогает играющим установить
взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет
уже имеющиеся у детей знания и представления,
но и является своеобразной формой активной
познавательной деятельности, в процессе
которой они под руководством воспитателя
овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр
для формирования у детей положительного
отношения к социалистической действительности,
любви к Родине, своему народу, учит их
правилам общественного поведения, проверяет,
как они усвоены, и закрепляет их. В игре
и через игру воспитатель развивает у
дошкольников такие качества, как смелость,
честность, инициатива, выдержка.
Игра - это своего рода школа, в которой
ребенок активно и творчески осваивает
правила и нормы поведения советских людей,
их отношение к труду, общественной собственности,
их взаимоотношения. Она является той
формой деятельности, в которой в значительной
мере формируется общественное поведение
самих детей, их отношение к жизни, друг
к другу.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель
воздействует на коллектив детей и через
коллектив на каждого ребенка. Становясь
участником игры, ребенок сталкивается
с необходимостью согласовывать свои
намерения и действия с другими, подчиняться
правилам, которые устанавливаются в игре.
Вне педагогического руководства игры
детей могут иногда оказывать и нежелательное
влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры,
вырабатывающие жестокость, грубость,
разжигающие национальную ненависть,
плохо действующие на нервную систему,
вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры,
имеющие громадное воспитывающее значение,
укрепляющие волю, воспитывающие чувство
справедливости, умение помогать в беде
и т, д. и т. п.».
Чтобы использовать положительное влияние
игры и не допустить возникновения нежелательных
игр, нужно учить детей различать, что
хорошо и что плохо, воспитывать активное
стремление к хорошему и неприязнь к плохому.
С этой целью воспитатель через игру и
в игре раскрывает детям смысл тех или
иных положительных фактов, дает их оценку,
вызывает у ребят желание подражать им
и тем самым формирует их отношение к тому,
что отображается в игре.
Воспитатель широко использует игру как
средство физического воспитания. Большинство
игр требует активных движений, которые
усиливают кровообращение, способствуют
более полному и глубокому обмену веществ.
Двигательная активность содействует
формированию правильной осанки, развитию
координации движений, их красоты. Однако
неправильно было бы думать, что игра является
средством физического воспитания сама
по себе. Без педагогического руководства
игра может принести вред физическому
развитию детей. Иногда они переутомляются,
находясь продолжительное время в одной
и той же позе (сидение на корточках) или,
наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому
воспитатель прежде всего заботится о
соблюдении гигиенических условий для
игр детей.
Используя четкую, постепенно развивающуюся
систему игр, педагог повышает эффективность
физического развития дошкольников. Он
создает у них радостное, бодрое настроение
в игре, а положительное эмоциональное
состояние - это залог полноценного физического
и нервно-психического развития ребенка
и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного,
доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство
эстетического воспитания, потому что
дети отражают окружающий их мир через
роль, образ. Огромное значение в игре
имеет воображение - создание образов
на основе ранее полученных впечатлений.
В содержание многих игр включаются знакомые
песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет
воспитателю углублять эстетические переживания
детей. Нередко в играх они украшают свои
постройки, используют элементы ряжения,
что содействует воспитанию художественного
вкуса.
Таким образом, игра является средством
всестороннего воспитания и развития
детей.
Классификация игр |
Игра – ведущий вид Сущность режиссерских игр Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит. В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!» В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей. |
Педагогические условия развития режиссерских игр
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнеишее условие для развития режиссерских игр — создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке — за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры:
Внедряются и некоторые
Учитывая преимущественно
Внимательный педагог