Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, лекция
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий.
Этапы развития общения ребёнка со взрослым
"...Различают четыре этапа
развития потребности в
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками имеет ряд
существенных особенностей, качественно
отличающих его от общения с взрослым.
Первое яркое отличие общения
сверстников заключается в его
чрезвычайно яркой
Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.
Личностные трудности
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).
Нередко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Нельзя забывать и о том, что
некоторые трудности в
Очень важно суметь выявить истинные,
глубинные причины
Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:
• неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;
• неумении регулировать свои эмоции и поведение;
• проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.
Общение во взаимодействии педагогов с родителями
При общении с родителями ребенка
основной и определяющей весь характер
взаимодействия является равноправная
партнерская позиция («рядом»). Педагог
всегда находится рядом, вместе с
родителями в их отношении к ребенку,
к его развитию, со всеми радостями
и трудностями. Такая исходная позиция
предотвращает появление
Нередко возникают ситуации, когда
оптимальным средством общения
с мамой или папой ребенка
становится позиция педагога «сверху».
Педагог профессионально
Иногда педагогу в общении с
родителями необходимо занять позицию
«снизу» — внимательно
Обучать родителей навыкам эффективного
взаимодействия педагоги могут не только
прямым (например, если мама приходит к
кому-то из педагогов детского сада
за советом по конкретному поводу),
но и косвенным образом. В качестве
примера рассмотрим следующую ситуацию:
мама пятилетнего мальчугана приходит
за ребенком в детский сад, интересуется
у воспитателя его поведением
в течение дня. Ребенок весь день
капризничал, упрямился, подрался с
другим мальчиком и сломал его
игрушку. В данном случае воспитатель
может по-разному сообщить об этом
маме мальчика. Первый вариант: «Сегодня
он был неуправляемый —
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда должна быть одна. Именно цель и средства ее достижения отличают одни воспитательные системы от других. Причем определяющими факторами всегда являются идеология и политика государства.
К воспитательным задачам относятся те, что направлены на формирование взглядов, убеждений; развитие конкретных нравственных качеств личности, воли, чувств и эмоций на основе знакомства с жизнью, произведениями искусства; становление и развитие у детей самовоспитания.
К развивающим задачам относятся те, что направлены на формирование и развитие у детей логических операций и приемов мышления, психических процессов и активизацию познавательной деятельности, развитие способностей и творчества.
Возможные виды образовательных задач – формирование полноценных представлений на основе получаемой информации, усвоение теоретических, фактических и дополнительных сведений, формирование практических умений и действий; развитие самообразования детей.
Если данное общество выдвигает новые требования к уровню развития детей в той или иной области, то возникает необходимость в преобразовании системы воспитания, способной органи зовывать эффективное функционирование новых форм воспроиз водящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
В настоящее время еще не решен вопрос о системе и классификации методов научного исследования в педагогике Обычно в подходе к этому вопросу сходятся на том, что отдельные методы нельзя изолировать друг от друга, наоборот, их нужно видеть только во взаимосвязи.
На современном этапе развития
педагогики как науки важно для
ее дальнейшего развития членение методов,
связанное с относительным
К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, являющейся предметом научного познания, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка изучение передового педагогического опыта обобщение независимых характеристик
Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированних знаний об объективных законах действительности.
К числу этих методов относятся научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы.
Моделирование, анализ и синтез, конкретизация теоретических знаний
Сравнительно-исторические методы - изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии (например, показать, как возникали отдельные концепции в конкретных условиях исторического процесса, каковы их источники, какую общественную функцию они выполняли).