Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, лекция

Описание работы

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий.

Файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному:

  • «Давай сочиним вместе сказку о петушке»;
  • «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»;
  • «Я начну сказку, а ты ее закончишь»;
  • «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр — необходимое условие для их развития.Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора. 

Характеристика театрализованных игр.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. 
 
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.  
 
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.  
 
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями. 
 
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. 
 
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа 
 
1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться;  
 
2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).  
 
3. сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки. 

Театрализованные игры как художественная деятельность

А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. [14]

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости  от переживания его содержания и, особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать  искусством в полном смысле этого  слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей  и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в  театрализованной игре думают о воздействии  на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось  ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они  добились. А результат - это то, как  изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому  исполнению произведения заключается  воспитательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются  различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными  видами театрального искусства. При  грамотном руководстве у детей  формируются представления о  работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных  театрализованных игр дети чувствуют  и осознают, что театр дарит  радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для  формирования обобщенного представления  о назначении искусства в жизни  общества.

ЗАНЯТИЯ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Детям второго года жизни доступно сооружение несложных построек из кубиков  и кирпичиков. Занятия со строительным материалом обладают большой педагогической ценностью. Прежде всего они активно обогащают сенсорный опыт детей. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. При разумном словесном руководстве со стороны взрослого на этих занятиях обогащается и речь. Обучая детей возведению построек, им дают понять, что их сооружения могут изображать какие-то знакомые предметы. Это подводит детей к отобразительной деятельности, развивает воображение.

На занятии со строительным материалом дети получают самые простые конструктивно-строительные умения. С постройкой, изображающей предмет, можно поиграть: за загородку  посадить кошку или собачку, по лесенке  водить куколку и т.п. Тем самым обогащается содержание детской игры, дается толчок ее дальнейшему совершенствованию как игры не только предметной, но и отобразительно-сюжетной.

Во время таких занятий дети приучаются целенаправленно действовать  и подражать взрослому, воспроизводя образцы построек. Исподволь развиваются  элементы произвольного внимания и  способность к подражанию.

Если взрослый не ограничивается наглядным  показом, а сопровождает свои действия пояснением, то постепенно для детей  становится возможным действовать  при возведении уже знакомых ему  построек по одному словесному предложению.

Детей приучают к аккуратному пользованию  материалом и его хранению (не бросать, не стучать кубиками, складывать их на место после занятия), к тщательному  выполнению построек (построить ровно, красиво).

Таким образом, игры и занятия со строительным материалом имеют большое  воспитательное значение.

Занятия проводятся с детьми начиная с 1 года 4 месяцев. Сначала занятия проводятся индивидуально, но вскоре с небольшой группой. На занятиях с детьми до полутора лет такая группа может состоять вначале из 2 — 3 человек, постепенно она увеличивается до 4 и даже 6 человек. После полутора лет, когда дети быстрее схватывают объяснения и более самостоятельны в игре, количество детей в группе может быть увеличено до 8 — 10. Объединение такого довольно значительного количества детей возможно потому, что, действуя рядом, каждый занят своим, но таким же, как и у других, делом, поэтому никто не мешает друг другу и не отвлекается деятельностью соседей. 

Педагогическая ценность дидактических игр.  

 В дидактических играх перед  детьми ставятся те или иные  задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила,  последовательность действий, преодолеть  трудности. Они содействуют развитию  у дошкольников ощущений и  восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.  

 Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была  не только формой усвоения  отдельных знаний и умений, но  и способствовала бы общему  развитию ребёнка, служила формированию  его способностей.  

 Дидактическая игра содействует  решению задач нравственного  воспитания, развитию у детей  общительности. Воспитатель ставит  детей в такие условия, которые  требуют от них умения играть  вместе, регулировать своё поведение,  быть справедливым и честным,  уступчивым и требовательным.

Виды дидактических  игр     

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.      

Чёткой  классификации, группировки игр  по видам ещё нет. Часто игры соотносят  с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.     

Иногда  игры соотносят с материалом:

  • Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  • Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  • Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.4

 

 Можно  группировать игры и так:      

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:5

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы.

 

     Охарактеризуем  кратко каждый вид:       

игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.     

игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.      

игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.     

игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.     

игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.     

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей.     

По  мере «вхождения» детей в новую для них деятельность — учебную — значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы. 

Понятие преемственности трактуется широко - как не прерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.  

Информация о работе Дошкольная педагогика