Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, лекция
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий.
Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному:
Подбор игрового материла для режиссерских игр — необходимое условие для их развития.Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.
Характеристика театрализованных игр.
Театрализованные игры представляют
собой разыгрывание в лицах литературных
произведений (сказки, рассказы, специально
написанные инсценировки). Герои литературных
произведений становятся действующими
лицами, а их приключения, события
жизни, измененные детской фантазией,
- сюжетом игры. Особенность театрализованных
игр: они имеют готовый сюжет,
а значит, деятельность ребенка во
многом предопределена текстом произведения.
Полноценное участие детей в игре требует
особой подготовленности, которая проявляется
в способности к эстетическому восприятию
искусства художественного слова, умении
вслушиваться в текст, улавливать интонации,
особенности речевых оборотов.
От детей требуется понимание хода событий,
образов героев, их поведения, представление
персонажей такими, какими они поданы
в произведении со всеми характерными
особенностями.
Передача образов требует от детей использования
разных средств выразительности (жестов,
мимики), инициативы, самостоятельности,
творчества; умения проникнуться их чувствами,
мыслями, переживаниями.
В театрализованных играх развиваются
различные виды детского творчества: художественно-речевое,
музыкально-игровое, танцевальное, сценическое,
певческое.
Подготовка к театрализованной игре
осуществляется в 3 этапа
1. освоение литературного текста, который
будет драматизироваться;
2.этап реализуется в общей системе воспитания
и обучения детей группы (дети приобретают
и расширяют представления о персонажах
и событиях произведения, находят выразительные
средства для передачи речи, движений
героев, создают декорации, костюмы, реквизит;
упражняются в имитации движений, голоса
и др.).
3. сама театрализованная игра, в которой
реализуются ранее полученные впечатления,
знания, навыки.
Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. [14]
Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и, особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.
Особо следует отметить роль театрализованных
игр в приобщении детей к искусству:
литературному, драматическому, театральному.
Дошкольники знакомятся с разными
видами театрального искусства. При
грамотном руководстве у детей
формируются представления о
работе артистов, режиссера, театрального
художника, дирижера. Детям старшего
дошкольного возраста доступно понимание,
что спектакль готовит
ЗАНЯТИЯ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Детям второго года жизни доступно сооружение несложных построек из кубиков и кирпичиков. Занятия со строительным материалом обладают большой педагогической ценностью. Прежде всего они активно обогащают сенсорный опыт детей. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. При разумном словесном руководстве со стороны взрослого на этих занятиях обогащается и речь. Обучая детей возведению построек, им дают понять, что их сооружения могут изображать какие-то знакомые предметы. Это подводит детей к отобразительной деятельности, развивает воображение.
На занятии со строительным материалом
дети получают самые простые конструктивно-
Во время таких занятий дети приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослому, воспроизводя образцы построек. Исподволь развиваются элементы произвольного внимания и способность к подражанию.
Если взрослый не ограничивается наглядным показом, а сопровождает свои действия пояснением, то постепенно для детей становится возможным действовать при возведении уже знакомых ему построек по одному словесному предложению.
Детей приучают к аккуратному пользованию материалом и его хранению (не бросать, не стучать кубиками, складывать их на место после занятия), к тщательному выполнению построек (построить ровно, красиво).
Таким образом, игры и занятия со строительным материалом имеют большое воспитательное значение.
Занятия проводятся с детьми начиная с 1 года 4 месяцев. Сначала занятия проводятся индивидуально, но вскоре с небольшой группой. На занятиях с детьми до полутора лет такая группа может состоять вначале из 2 — 3 человек, постепенно она увеличивается до 4 и даже 6 человек. После полутора лет, когда дети быстрее схватывают объяснения и более самостоятельны в игре, количество детей в группе может быть увеличено до 8 — 10. Объединение такого довольно значительного количества детей возможно потому, что, действуя рядом, каждый занят своим, но таким же, как и у других, делом, поэтому никто не мешает друг другу и не отвлекается деятельностью соседей.
Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед
детьми ставятся те или иные
задачи, решение которых требует
сосредоточенности, внимания, умственного
усилия, умения осмыслить правила,
последовательность действий, преодолеть
трудности. Они содействуют
Необходимо добиваться того,
чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения
отдельных знаний и умений, но
и способствовала бы общему
развитию ребёнка, служила
Дидактическая игра
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
Можно группировать игры и так:
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:5
Охарактеризуем кратко каждый вид:
игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.
игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей.
По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность — учебную — значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Понятие преемственности трактуется широко - как не прерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.