Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, лекция

Описание работы

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий.

Файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

 Работа по обеспечению преемственности  между дошкольным и школьным  образованием ведётся по трём основным направлениям: 

1. Работа с детьми. 

2. Работа с родителями. 

3. Методическая работа.  

Работа с детьми.  

Учителя начальных классов регулярно, 1 раз в 2 недели, проводят различные  мероприятия с детьми подготовительной к школе группы по математике, окружающему  миру, изобразительной деятельности. Наши воспитанники посещают открытые мероприятия, проводимые в школе: театрализованные развлечения, спортивные соревнования.  

 Эта совместная работа ДОУ  и школы является хорошей поддержкой  в работе по подготовке к  школе, делает более лёгкой  адаптацию детей к новому жизненному  периоду. Дети заранее знакомятся  со школой, у них появляется  мотивация на учёбу, формируется  положительное отношение к школе,  учителям, учебной деятельности.

Формы работы в ДОУ по подготовке детей к школе: 

    1. Занятия.  
      2. Беседы о школе.  
      3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.  
      4. Экскурсии.  
      5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.  
      6. Ознакомление с пословицами и поговорками.  
      7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.  
      8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику.  
      9. Сюжетно-ролевая игра «В школу».  
      10. Работа с родителями.

Принципы непрерывного образования

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие  принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует  об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения  квалификации, самообразования[11]. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для  развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается  как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность  образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями  и потребностями. Он обеспечивает свободу  перехода из одного учебного заведения  в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния  здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных  учреждений, равноправные отношения  субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в  многообразии средств, способов, организационных  форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой  перестройке в соответствии с  изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует  на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное  прогнозирование, требует более  быстрого и гибкого развития, перестройки  учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования  по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных  заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип непрерывности образования  является систематизирующим. Учебные  заведения, работники образования  и повышения квалификации, науки  и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования  в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную  «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

 

Факторы развития личности 
 
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые в свою очередь можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.  
 
В качестве биологического фактора выступает наследственность. Под наследственностью понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т.д.  
 
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие. 
 
Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (И.П.Подласый). В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» - природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле - непосредственное предметное окружение ребенка. 
 
В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» - совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. 
 
Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того, чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности ему необходима помощь педагога.

 

Предметно-игровая среда  в современных дошкольных учреждениях  должна отвечать определенным принципам:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места  и времени игры;

принцип универсальности позволяет  детям и воспитателями строить  и менять игровую среду, трансформируя  ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами  развития;

принцип системности представлен  сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Закономерности развития детей раннего и дошкольного  возраста

Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены  работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.  
У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.  
Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сенситивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.  
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).  
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.  
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.  
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.  
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.  
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.  
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь  
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.  
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.  
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.  
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.  
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка. 

По биологическим признакам  дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  1. новорожденный — первые 4 недели жизни;
  2. грудной (младенческий) — до 1 года;
  3. ранний детский — от 1 года до 3 лет;
  4. дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает  построение системы физического  воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных  занятий (составлению программ, подбору  и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

Первые годы жизни ребенка  характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и  лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует  помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в  процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так  как возникший навык прочно и  надолго закрепляется. Заученные  с ошибками простые движения сделают  невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности  ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно  меняются пропорции тела: руки и  ноги становятся значительно длиннее  и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается  в 2 раза, то длина рук — более  чем в 2,5 раза, а длина ног —  более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются  мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается  мышечная сила. Однако из-за быстрой  утомляемости мышц и относительной  слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к  длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка  еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над  процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность  частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При  физической нагрузке сердечная мышца  быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст  характеризуются значительными  изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА  ВВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ

 
В период адаптации детей к условиям общественного воспитания методисты  и воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие  педагогические правила: 
1. Необходимо учитывать органические потребности ребенка в еде, питье, туалете, сне. Если он приучен к режиму, воспитателю легче решить эту задачу, так как у ребенка уже выработан рефлекс на время кормления, укладывания, туалета. Если режим в семье не соблюдался, учесть его потребности сложнее, и однако необходимо к этому стремиться. Если ребенок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребенок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом. И т. п. 
2. Необходимо приучать ребенка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним. В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребенка дома (сосет соску, засыпает при укачивании, засыпает на руках), и вести соответствующую работу с родителями. Надо объяснить, что они должны дома постепенно перестраивать привычки ребенка. Однако в первые дни надо по мере необходимости сохранять выработанные привычки. Только когда ребенок начнет привыкать к новым условиям, негативные привычки можно сводить на нет. 
3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и ребенку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно». При этом, безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние. 
4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому это правило особенно необходимо учитывать. Если, например, ребенок третьего года жизни не приучен есть самостоятельно, в первое время его необходимо кормить, одновременно вырабатывая умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго года жизни, и только затем развивать этот навык дальше. 
5. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать»; «Мишенька будет спать. Вот так, Мишенька. Ложись удобнее. Молодец!» и т. п. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать. 
6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений. 
7. Нельзя заставлять ребенка длительно ожидать чего-либо. Например, посадив ребенка за стол, надо сразу подать ему пищу; раздев, надо предложить сразу лечь в постель и т. п.  
8. Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их. 
9. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия. 

Информация о работе Дошкольная педагогика