Исторический аспект развития
дошкольного образования в России
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….2
Возникновение дошкольного
образования в России………………....….3
Дошкольное образование
до 1917 года……………………………….......4
Советская система дошкольного
образования…………………………...6
Дошкольное воспитание в
годы Великой Отечественной войны
(1941—1945 гг.)…………………………………………………………………….............8
Развитие дошкольного
образования в послевоенные годы
и в период развитого социализма……………………………………………………...........10
Современное дошкольное образование………………………………....14
Заключение………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………19
Введение
Первые воспитательные
системы сложились еще во времена
античности (VI – V вв. до н.э.). Известны
римские, афинские, спартанские школы,
различавшиеся между собой методами и
содержаниями обучения, а также его целями.
Так, древнегреческий философ Аристотель
говорил о единстве физического воспитания,
воспитания личности и воспитания общественного.
При этом он подчеркивал, что «воспитание
тела способствует воспитанию духа». Другой
философ, Демокрит, утверждал, что процесс
обучения и воспитания преобразует природу
человека, формирует стремление постичь
неизвестное, чувство ответственности
и долга. Он подчеркивал, что воспитание
ведет к обладанию тремя сокровищами:
«хорошо мыслить», «хорошо говорить»,
хорошо делать». Философы Древнего Рима
также уделяли большое внимание проблеме
воспитания детей. Так, Плутарх говорил
о громадной важности обучения и воспитания
ребенка в семье. Он подчеркивал необходимость
материнского воспитания: «Мать должна
оставаться кормилицей собственных детей».
Сенека отводил воспитанию роль формирования
самостоятельной личности, подчеркивая
важность постижения подрастающим поколением
нравственных основ. Главным методом воспитания
он считал беседу с яркими примерами из
реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал
ребенка с «драгоценным сосудом», который
способен вместить в себя все хорошее
или дурное. Именно поэтому он считал,
что роль воспитания заключается в развитии
позитивных качеств человеческой натуры.
Он подчеркивал необходимость соединять
воспитание ребенка и природную доброту
человеческого существа.
Практически все философы
античности основной задачей
воспитания полагали развитие
в формирующейся личности добрых,
положительных черт характера,
законопослушания, уважения к старшим,
наставникам, а также подавление
дурных наклонностей. Именно эти
постулаты педагогической науки
прошли проверку временем от
эпохи античности до наших
дней.
1. Возникновение и развитие
дошкольного образования в России
В Киевской Руси
воспитание детей всех возрастов
осуществлялось преимущественно
в семье. Цель воспитания заключалась
в подготовке детей к труду,
выполнению основных социальных
ролей. В качестве основных
средств воздействия выступали
факторы народной педагогической
культуры (потешки, пестушки, скороговорки,
загадки, сказки, народные игры
и т.д.). Все эти средства педагогики
передавались устно.
В связи с крещением
Руси значительное место в
воспитании подрастающего поколения
заняла церковь. Появились такие
средства, как выполнение обрядов,
заучивание молитв и т.д.
Двенадцатым веком
датировано «Поучение Владимира
Мономаха своим детям». Владимир
Мономах писал наставления для
своих детей, но многие поучения
носят общий педагогический характер.
В XVII в. Епифанием Славницким
была составлена педагогическая книга
«Гражданство обычаев детства». В ней
излагались правила поведения детей в
обществе (гигиена ребенка, значение выражений
лица, мимики, поз; правила поведения в
различных ситуациях и т.д.). В сборнике
есть глава об играх. В ней изложены рекомендации
по играм для детей дошкольного возраста.
Советы Славницкого психологически обоснованы
и проникнуты любовным отношением к детям.
В начале XVIII в. происходило
бурное развитие и изменение
России по влиянием реформ, осуществляемых
Петром I. Одно из направлений реформирования
– образование. Дошкольное образование
в это время не выделялось как самостоятельное,
а осуществлялось под влиянием общих педагогических
отраслей. Педагогические идеи высказывались
и публиковались лучшими представителями
того времени. М.В.Ломоносов занимался
активной просветительской деятельностью.
И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей
тогда системы образования. Н.И.Новиков
издавал литературу для детей. В области
дошкольного воспитания значительное
место занимает его статья о воспитании
детей «Для распространения общих полезных
знаний и всеобщего благополучия». В ней
сформулированы правила для родителей.
В первой половине XIX
в. в России появился целый ряд общественных
деятелей, педагогов, каждый из которых
внес вклад в развитие педагогики в целом
и дошкольной педагогики в частности.
В.Г.Белинский придавал большое значение
умственному и физическому развитию дошкольников,
наглядности и детским играм, эстетическому
воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное
значение роли матери в воспитании детей
дошкольного возраста. Говорил о необходимости
педагогической подготовки матерей. Считал,
что в развитии дошкольников большое место
занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником
семейного воспитания, но понимал необходимость
создания системы дошкольного общественного
воспитания. Он высказывал соображения
о деятельности воспитателей дошкольных
учреждений, подготовил книгу для детского
чтения «Родное слово». Она сохранила
свое назначение до сих пор.
2. Дошкольное образование
до 1917 года
В последней трети
XIX в. появляются новые типы образовательных
заведений. Первый бесплатный «народный
детский сад» в России для детей горожан
из низших слоев населения был открыт
в 1866 г. при благотворительном «Обществе
дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.
В том же году
редактор педагогического журнала
«Детский сад», который выходил
в то время, А.С.Симонович открыла
несколько детских садов. Один
из них (платный, частный) для
детей интеллигенции просуществовал
в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время
был открыт первый бесплатный сад для
детей работниц Петербурга. К сожалению,
сады просуществовали недолго.
А.С.Симонович были
разработаны некоторые педагогические
и методические подходы к организации
дошкольного воспитания. Она считала,
что до трех лет ребенок должен воспитываться
в семье, но дальнейшее воспитание должно
идти вне семьи, так как он нуждается в
товарищах, сверстниках для игр и занятий.
В детском саду должны находиться дети
от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое,
умственное, нравственное воспитание
дошкольников, их подготовка к школе. Симонович
считала также, что работа воспитателей
детских садов и при индивидуальном обучении
должна вестись методически и последовательно.
Большое значение она придавала личности
воспитателей: «Энергичная, неутомимая,
изобретательная воспитательница придает
детскому саду свежий колорит и поддерживает
в нем неиссякаемую, веселую деятельность
детей».
В 1871 году было создано
Санкт-Петербургское общество содействия
первоначальному воспитанию детей
дошкольного возраста. Общество
содействовало открытию курсов
по подготовке женщин-воспитательниц
в семьях и детских садах,
а также проведению лекций
по дошкольному воспитанию.
Значительный вклад
в разработку проблем воспитания
дошкольников внесла детская
писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы
замечательные для своего времени очерки
и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова
была за границей и изучала там опыт семейного
воспитания и организации детских садов.
В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное
и нравственное воспитание детей от первого
появления сознания до школьного возраста».
Книга предназначалась для воспитателей
детских дошкольных учреждений и матерей.
К началу XX в. в России было
открыто довольно большое число дошкольных
учреждений как платных для интеллигенции
и рождающейся буржуазии, так и бесплатных
детских садов, площадок, приютов, очагов
для детей низших слоев населения, а также
для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился
первый детский сад для глухонемых детей.
Позднее подобные заведения открылись
в Петербурге и Киеве. Перед революцией,
по примерным данным, в России работали
250 платных детских садов и около 30 бесплатных.
В 1913 – 1917 гг. Вице-президентом
Санкт-Петербургского Общества содействия
дошкольному воспитанию была
известный российский педагог
Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся
изучением вопросов дидактики
и методики начального обучения.
Она создала оригинальную теорию
дошкольного воспитания. Ее основные
идеи – преемственность воспитания
в детском саду, семье, школе;
особое место методики развития
речи дошкольника. В 1913 г. вышло
первое издание ее книги «Родная
речь и пути ее развития».
Эта книга дополнялась и переиздавалась
несколько раз. В 1937 г. вышло
последнее издание. Некоторые
положения этой книги сохранили
свое значение до сих пор. Тихеева была
горячей сторонницей общественного воспитания.
В своей книге «Современный детский сад,
его значение и оборудование» она изложила
рекомендации по организационной работе
в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева
разработала свою оригинальную систему
средств по организации сенсорного развития.
Большое значение в дошкольном воспитании
она отводила разумной дисциплине и четкому
режиму дня. Она считала их средствами
формирования привычек и воли. Елизавета
Ивановна придавала большое значение
специальной профессиональной подготовке
воспитателей.
3. Советская система дошкольного
образования
Начало государственной
системы дошкольного образования
в нашей стране было положено
после принятия 20 ноября 1917 года
«Декларации по дошкольному воспитанию».
В этом документе были определены
принципы советского дошкольного
образования: бесплатность и доступность
общественного воспитания детей
дошкольного возраста. В 1918 году
на базе Московских высших
женских курсов по инициативе
профессора К.Н.Корнилова был
открыт второй Московский государственный
университет, где организовался
педагогический факультет с дошкольным
отделением. В этом же году
при Наркомпросе был организован специальный
дошкольный отдел. Корнилов был убежденным
сторонником общественного воспитания.
Ему принадлежат работы «Общественное
воспитание пролетарских детей», «Методика
исследования ребенка раннего возраста»
и другие. Эти работы имели большое значение
в разработке проблем дошкольной педагогики,
они пользовались большой популярностью.
В это время был создан музей по дошкольному
воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин.
он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических
особенностей дошкольников. Его фундаментальный
труд «Дошкольный возраст, его особенности
и гигиена» стал прекрасным пособием для
детских врачей и воспитателей.
Важной вехой создания
государственной системы подготовки педагогов
дошкольного образования стал первый
Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию,
состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая
«Программа работы детского сада» вышла
в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав
детского сада», определявший задачи работы,
структуру и особенности функционирования
дошкольных учреждений, и «Руководство
для воспитателей детского сада», содержавшее
методические указания по разделам работы
с детьми. В 1937 году специальным постановлением
Совнаркома вводятся ведомственные детские
сады, в 1939 году устанавливаются типовые
штаты для детских садов всех видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить
ежемесячный научно-методический
журнал «Дошкольное воспитание».
К 40-м годам XX в. сеть дошкольных
образовательных учреждений достигла
довольно высокого уровня, общественным
воспитанием были охвачены более двух
миллионов воспитанников.
Война 1941 -1945 гг. прервала
деятельность по развитию дошкольной
педагогики и становлению дошкольного
воспитания.
4. Дошкольное воспитание
в годы Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг.)
22 июня 1941 г. фашистская
Германия вероломно напала на
Советский Союз. В числе тяжелых
потерь, которые понесла наша
страна во время этой невиданной
в истории войны, было и уничтожение
многочисленных учреждений, культуры,
школ и дошкольных учреждений.
Несмотря на тяжелое
военное и экономическое положение,
Коммунистическая партия и Советское
правительство по-прежнему проявляли
заботу о нормальной деятельности
школы и воспитательных учреждений.
Особое внимание партия и правительство
уделяли обеспечению нормальных
условий жизни, воспитания и
обучения сотен тысяч детей,
лишившихся родителей и переселенных
в восточные районы страны. В
начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров
СССР принял специальное постановление
о борьбе с детской беспризорностью,
согласно которому при облисполкомах
создавались особые комиссии, а
в районных отделах народного
образования вводились должности
инспекторов по патронированию и
борьбе с детской безнадзорностью, создавалась
сеть детприемников и детдомов, осуществлялись
меры по трудоустройству старших подростков.
В спасении детей
участвовала вся страна. Поддержанное
государством, развернулось движение
по усыновлению детей-сирот. Только
в одном лишь Ташкенте 643 семьи
взяли на воспитание осиротевших
детей, а в целом по Союзу
так поступили тысячи семей.
Была организована широкая сеть
детских домов, интернатов и
групп продленного дня. Лишь
в Узбекистане свыше 100 тыс.
детей, оставшихся без родителей,
получили должный уход и воспитание.
Проводилась целая система мероприятий
по охране и укреплению здоровья
детей, открывались детские столовые,
летом работали многочисленные
пионерские лагеря и детские
площадки. Весной 1944 г. было принято
и затем полностью выполнено
правительственное постановление
об охвате различными формами
организованного летнего отдыха
2 млн. 500 тыс. детей школьного и
дошкольного возраста.