Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:45, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….2
Возникновение дошкольного образования в России………………....….3
Дошкольное образование до 1917 года……………………………….......4
Советская система дошкольного образования…………………………...6
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)…………………………………………………………………….............8
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма……………………………………………………...........10
Современное дошкольное образование………………………………....14
Заключение………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Исторический аспект развития дошкольного образования в России.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Исторический аспект развития дошкольного образования в России

 

 Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..…….2

 

Возникновение дошкольного  образования в России………………....….3

 

Дошкольное образование  до 1917 года……………………………….......4

 

Советская система дошкольного  образования…………………………...6

 

Дошкольное воспитание в  годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)…………………………………………………………………….............8

 

Развитие дошкольного  образования в послевоенные годы и в период развитого социализма……………………………………………………...........10

 

Современное дошкольное образование………………………………....14

 

Заключение………………………………………………………………….……17

 

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 Введение

 

 

 Первые воспитательные  системы сложились еще во времена  античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.

 

 Практически все философы  античности основной задачей  воспитания полагали развитие  в формирующейся личности добрых, положительных черт характера,  законопослушания, уважения к старшим,  наставникам, а также подавление  дурных наклонностей. Именно эти  постулаты педагогической науки  прошли проверку временем от  эпохи античности до наших  дней.

 

1. Возникновение и развитие  дошкольного образования в России

 

 

 В Киевской Руси  воспитание детей всех возрастов  осуществлялось преимущественно  в семье. Цель воспитания заключалась  в подготовке детей к труду,  выполнению основных социальных  ролей. В качестве основных  средств воздействия выступали  факторы народной педагогической  культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры  и т.д.). Все эти средства педагогики  передавались устно.

 

 В связи с крещением  Руси значительное место в  воспитании подрастающего поколения  заняла церковь. Появились такие  средства, как выполнение обрядов,  заучивание молитв и т.д.

 

 Двенадцатым веком  датировано «Поучение Владимира  Мономаха своим детям». Владимир  Мономах писал наставления для  своих детей, но многие поучения  носят общий педагогический характер.

 

 В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

 

 В начале XVIII в. происходило  бурное развитие и изменение  России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.

 

 В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.

 

 

2. Дошкольное образование  до 1917 года

 

 

 В последней трети  XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.

 

 В том же году  редактор педагогического журнала  «Детский сад», который выходил  в то время, А.С.Симонович открыла  несколько детских садов. Один  из них (платный, частный) для  детей интеллигенции просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад для детей работниц Петербурга. К сожалению, сады просуществовали недолго.

 

 А.С.Симонович были  разработаны некоторые педагогические  и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».

 

 В 1871 году было создано  Санкт-Петербургское общество содействия  первоначальному воспитанию детей  дошкольного возраста. Общество  содействовало открытию курсов  по подготовке женщин-воспитательниц  в семьях и детских садах,  а также проведению лекций  по дошкольному воспитанию.

 

 Значительный вклад  в разработку проблем воспитания  дошкольников внесла детская  писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детских садов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

 

 К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных.

 

 В 1913 – 1917 гг. Вице-президентом  Санкт-Петербургского Общества содействия  дошкольному воспитанию была  известный российский педагог  Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся  изучением вопросов дидактики  и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию  дошкольного воспитания. Ее основные  идеи – преемственность воспитания  в детском саду, семье, школе;  особое место методики развития  речи дошкольника. В 1913 г. вышло  первое издание ее книги «Родная  речь и пути ее развития».  Эта книга дополнялась и переиздавалась  несколько раз. В 1937 г. вышло  последнее издание. Некоторые  положения этой книги сохранили  свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей.

 

 

3. Советская система дошкольного  образования

 

 

 Начало государственной  системы дошкольного образования  в нашей стране было положено  после принятия 20 ноября 1917 года  «Декларации по дошкольному воспитанию».  В этом документе были определены  принципы советского дошкольного  образования: бесплатность и доступность  общественного воспитания детей  дошкольного возраста. В 1918 году  на базе Московских высших  женских курсов по инициативе  профессора К.Н.Корнилова был  открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным  отделением. В этом же году  при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.

 

 Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

 

 С 1928 года начал выходить  ежемесячный научно-методический  журнал «Дошкольное воспитание».  К 40-м годам XX в. сеть дошкольных  образовательных учреждений достигла  довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

 

 Война 1941 -1945 гг. прервала  деятельность по развитию дошкольной  педагогики и становлению дошкольного  воспитания.

 

 

4. Дошкольное воспитание  в годы Великой Отечественной  войны (1941—1945 гг.)

 

 

22 июня 1941 г. фашистская  Германия вероломно напала на  Советский Союз. В числе тяжелых  потерь, которые понесла наша  страна во время этой невиданной  в истории войны, было и уничтожение  многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

 

 Несмотря на тяжелое  военное и экономическое положение,  Коммунистическая партия и Советское  правительство по-прежнему проявляли  заботу о нормальной деятельности  школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство  уделяли обеспечению нормальных  условий жизни, воспитания и  обучения сотен тысяч детей,  лишившихся родителей и переселенных  в восточные районы страны. В  начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров  СССР принял специальное постановление  о борьбе с детской беспризорностью,  согласно которому при облисполкомах  создавались особые комиссии, а  в районных отделах народного  образования вводились должности  инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

 

 В спасении детей  участвовала вся страна. Поддержанное  государством, развернулось движение  по усыновлению детей-сирот. Только  в одном лишь Ташкенте 643 семьи  взяли на воспитание осиротевших  детей, а в целом по Союзу  так поступили тысячи семей.  Была организована широкая сеть  детских домов, интернатов и  групп продленного дня. Лишь  в Узбекистане свыше 100 тыс.  детей, оставшихся без родителей,  получили должный уход и воспитание. Проводилась целая система мероприятий  по охране и укреплению здоровья  детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные  пионерские лагеря и детские  площадки. Весной 1944 г. было принято  и затем полностью выполнено  правительственное постановление  об охвате различными формами  организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и  дошкольного возраста.

Информация о работе Дошкольное образование