Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:45, реферат

Описание работы

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….2
Возникновение дошкольного образования в России………………....….3
Дошкольное образование до 1917 года……………………………….......4
Советская система дошкольного образования…………………………...6
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)…………………………………………………………………….............8
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма……………………………………………………...........10
Современное дошкольное образование………………………………....14
Заключение………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Исторический аспект развития дошкольного образования в России.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

 

 В годы Великой Отечественной  войны чрезвычайно усложнилась  работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения  были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

 

 В особо сложных  условиях работали дошкольные  учреждения осажденных городов  и тех местностей, которые находились  в зоне действия фашистской  авиации. Здесь воспитатели с  детьми большую часть времени  вынуждены были находиться в  бомбоубежищах.

 

 Большое значение для  развития дошкольного воспитания  имело принятое в 1944 г. постановление  СНК СССР «О мероприятиях по  расширению сети детских учреждений  и улучшению медицинского и  бытового обслуживания женщин  и детей». Постановление предусматривало  целый комплекс мер по улучшению  работы различных типов дошкольных  учреждений, таких как ясли, детские  сады, детские дома и консультации.

 

 В результате комплекса  мероприятий, предпринятых государственными  органами, к концу войны число  дошкольных учреждений в СССР  и число мест в них даже  превысили довоенный уровень.

 

 В дошкольных учреждениях  большое внимание уделялось физическому  развитию детей, а также воспитанию  у них чувства патриотизма,  интернационализма, любви к Советской  Армии.

 

 Важную роль в разработке  теоретических и методических  вопросов воспитания сыграли  научно-практические конференции,  начало которым было положено  еще в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16 таких  конференций, посвященных различным  вопросам теории и практики  дошкольного воспитания.

 

 В декабре 1944 г. был  принят новый «Устав детского  сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских  садов и сыгравший большую  роль в организации дошкольного  воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка  «Руководства для воспитателя  детского сада», содержащего программные  и методические указания для  работы в различных возрастных  группах, что способствовало улучшению  практической работы.

 

 Принятие новых «Устава»  и «Руководства...», активное применение  которых началось уже после  окончания войны, явилось свидетельством  значительного развития теории  и практики дошкольного воспитания  в СССР

 

 

5. Развитие дошкольного  образования в послевоенные годы  и в период развитого социализма

 

 

 В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

 

 Огромное внимание  уделялось укреплению здоровья  детей, ослабленных направляли  в санаторные детские сады.

 

 В связи с тем,  что обучение стало начинаться  с 7 лет и из детских садов  в школу ушли дети двух возрастов  – 7 и 8 лет, в дошкольных  учреждениях освободилось много  мест, что дало возможность охватить  большее количество детей. Однако  потребность в детских садах  все возрастала, т.к. в послевоенные  годы значительно увеличилась  рождаемость. Особенно остро встал  этот вопрос в сельской местности,  где до войны было мало детских  садов.

 

 Советское правительство  отпускало огромные средства  на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось улучшение  воспитательно-образовательной работы  в детских садах. XX съезд партии  указал на необходимость приступить  к решению важной задачи общественного  воспитания детей – к охвату  всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими  садами. Новые детские сады строились  там, где потребность в них  ощущалась более остро, а именно: при новых предприятиях, где работало  много женщин.

 

 В 1949 году было издано  постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми.

 

 В «Руководстве для  воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались  многие вопросы воспитательно-образовательной  работы в детском саду. Обучение  детей рекомендовалось проводить  в организованной форме – на  занятиях. Программный материал  был рассчитан на определенное  количество занятий для каждой  возрастной группы детского сада.

 

 В Академии педагогических  наук РСФСР и на кафедрах  дошкольной педагогики велись  научные исследования проблем  дошкольного воспитания.

 

 Ценным вкладом в  теорию и практику советского  дошкольного воспитания явились  исследования А.П.Усовой, которые  были посвящены разработке вопросов  содержания и методов дошкольного  обучения, а также его влияния  на умственное развитие ребенка.  А.П.Усова сделала важный шаг  вперед в разработке основных  положений дошкольной дидактики.  Под ее руководством сотрудники  сектора дошкольного воспитания  АПН РСФСР впервые по-новому  разработали теоретические основы  обучения в детском саду; была  определена программа того, что  должно было быть усвоено детьми  за время их пребывания в  детском саду.

 

 А.П.Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду». Решая проблемы дошкольного воспитания А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

 

 Огромное значение  для развития дошкольного воспитания  в СССР имело принятое 21 мая  1959 г. постановление ЦК КПСС  и Совета Министров СССР «О  мерах по дальнейшему развитию  детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского  обслуживания детей дошкольного  возраста». Постановление предусматривало  целую систему мер материального  и педагогического характера.  Во исполнение этого постановления  Совет Министров РСФСР утвердил  в 1960 г. «Временное положение  о дошкольном детском учреждении  яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

 

 Значение развития  учреждений дошкольного воспитания  было подчеркнуто в Программе  КПСС, где говорилось: «Коммунистическая  система народного образования  основывается на общественном  воспитании детей. Воспитательное  влияние семьи на детей должно  все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

 

 Развитие сети дошкольных  учреждений и школ-интернатов  разных типов обеспечит полное  удовлетворение потребностей трудящихся  в общественном воспитании детей  дошкольного и школьного возраста  по желанию родителей.

 

 Развитие дошкольного  воспитания в СССР на современном  этапе определяется «Основами  законодательства СССР и союзных  республик о народном образовании», принятыми Верховным Советом  СССР в 1973 г. В них были  сформулированы задачи дошкольного  воспитания, принципы организации  и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты  во всех союзных республиках.

 

 Вопросы развития дошкольных  учреждений как учреждений государственных  постоянно включаются в народнохозяйственные  планы. В решениях всех партийных  съездов, на которых принимались  директивы по развитию народного  хозяйства, находили свое отражение  планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов  СССР и союзных республик при  обсуждении народнохозяйственных  планов эти вопросы обсуждаются  наряду с важнейшими задачами  хозяйственного строительства.

 

 В развитии дошкольного  дела в СССР постоянно возрастает  роль общественности. Там, где  исполкомы местных Советов народных  депутатов постоянно держат под  контролем развитие и функционирование  сети детских воспитательных  учреждений, быстрее решаются все  проблемы, в том числе полнее  удовлетворяются интересы и потребности  населения в них. Характерно  в этом плане движение, начатое  в 1976 г. газетой «Известия»  по инициативе группы женщин-депутатов.  «Известия» стали контролировать  ввод в строй новых дошкольных  учреждений по республикам, краям  и областям. Это начинание способствовало  успешному выполнению намеченных  планов.

 

 

6. Современное дошкольное  образование

 

 

 Не будет преувеличением  сказать, что на сегодня ступень  дошкольного детства рассматривается  как один из главных образовательных  резервов.

 

 В современном научно-психологическом  понимании детство выступает  как закономерная последовательность  целостных внутренне необходимых  этапов развития личности.

 

 В 1990 году охват детей  учреждениями дошкольного воспитания  в Российской Федерации составил  примерно 70%. При этом было неудовлетворенно  около 1 млн. заявлений родителей  о приеме детей в детский  сад. Кроме того была создана  мощная инфраструктура в виде  промышленности, выпускавшей детскую  одежду, книги, игрушки и прочий  необходимый инвентарь. И, что  очень важно, было налажено  серьезное научное (медицинское,  педагогическое и психологическое)  обеспечение дошкольного образования.  Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

 

 В 1989 году была создана  «Концепция дошкольного воспитания»  (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые  позиции обновления детского  сада. Реализация этой концепции  потребовала создания правовой  базы. В 1991 году было принято  «Временное положение о дошкольных  учреждениях», определявшее в качестве  основных функций ДОУ охрану  и укрепление физического и  психического здоровья детей,  обеспечение их интеллектуального  и личностного развития, заботу  об эмоциональном благополучии  каждого ребенка. Принятый в  1992 году Закон РФ «Об образовании»  определил правовой статус дошкольных  образовательных учреждений, их  функции и обязанности.

 

 Последние 10-15 лет принесли  радикальные изменения в систему  общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе  пришли вариативные, на смену  унифицированному «детскому саду»  – разные типы и виды дошкольных  учреждений. ДОУ сегодня официально  работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным  программам. Кроме того, в соответствии  с Приложением 3 к приказу Министерства  образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном  пространстве «прописаны» 3 категории  и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный  выбор конкретных форм образовательной  работы стал нормой деятельности  педагогов. Инновационное движение  в дошкольном образовании не  уступает по своему масштабу  школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

 

 Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что к концу 2010 года в России:

 

 будет успешно и  грамотно работать инновационная  система дошкольного образования,  как первая ступень общего  образования;

 

 будут даны равные  стартовые возможности для дошкольников, что повысит их качество образования  на последующих ступенях обучения;

 

 сложится культурный  образ дошкольного возраста;

 

 произойдет консолидация  родительской и образовательной  общественности.

 

10 апреля 2010 года В.В.Путиным  был подписан Федеральный закон  «Об утверждении Федеральной  программы развития образования».

 

 С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.

Информация о работе Дошкольное образование