В годы Великой Отечественной
войны чрезвычайно усложнилась
работа по дошкольному воспитанию.
Многие дошкольные учреждения
были разрушены фашистскими захватчиками;
эвакуация же значительных масс населения
в восточные районы, большая занятость
женщин на производстве резко усилили
потребность в детских садах и яслях. Новые
дошкольные учреждения открывались обычно
при эвакуированных предприятиях. Было
увеличено время пребывания детей в них,
широкое распространение получили группы
с круглосуточным пребыванием детей. Возник
новый тип воспитательных учреждений
— дошкольные интернаты, в которых воспитывались
дети, временно потерявшие связь с родителями.
Широкое распространение получили дошкольные
детские дома.
В особо сложных
условиях работали дошкольные
учреждения осажденных городов
и тех местностей, которые находились
в зоне действия фашистской
авиации. Здесь воспитатели с
детьми большую часть времени
вынуждены были находиться в
бомбоубежищах.
Большое значение для
развития дошкольного воспитания
имело принятое в 1944 г. постановление
СНК СССР «О мероприятиях по
расширению сети детских учреждений
и улучшению медицинского и
бытового обслуживания женщин
и детей». Постановление предусматривало
целый комплекс мер по улучшению
работы различных типов дошкольных
учреждений, таких как ясли, детские
сады, детские дома и консультации.
В результате комплекса
мероприятий, предпринятых государственными
органами, к концу войны число
дошкольных учреждений в СССР
и число мест в них даже
превысили довоенный уровень.
В дошкольных учреждениях
большое внимание уделялось физическому
развитию детей, а также воспитанию
у них чувства патриотизма,
интернационализма, любви к Советской
Армии.
Важную роль в разработке
теоретических и методических
вопросов воспитания сыграли
научно-практические конференции,
начало которым было положено
еще в предвоенные годы. В период
1941—1945 гг. было проведено 16 таких
конференций, посвященных различным
вопросам теории и практики
дошкольного воспитания.
В декабре 1944 г. был
принят новый «Устав детского
сада», детально осветивший важнейшие
вопросы деятельности детских
садов и сыгравший большую
роль в организации дошкольного
воспитания в послевоенные годы.
Особое значение имела разработка
«Руководства для воспитателя
детского сада», содержащего программные
и методические указания для
работы в различных возрастных
группах, что способствовало улучшению
практической работы.
Принятие новых «Устава»
и «Руководства...», активное применение
которых началось уже после
окончания войны, явилось свидетельством
значительного развития теории
и практики дошкольного воспитания
в СССР
5. Развитие дошкольного
образования в послевоенные годы
и в период развитого социализма
В первые послевоенные годы
были полностью восстановлены разрушенные
фашистами дошкольные учреждения и теперь
последовательно решались задачи укрепления
их материальной базы, повышения уровня
педагогической работы, улучшения подготовки
кадров.
Огромное внимание
уделялось укреплению здоровья
детей, ослабленных направляли
в санаторные детские сады.
В связи с тем,
что обучение стало начинаться
с 7 лет и из детских садов
в школу ушли дети двух возрастов
– 7 и 8 лет, в дошкольных
учреждениях освободилось много
мест, что дало возможность охватить
большее количество детей. Однако
потребность в детских садах
все возрастала, т.к. в послевоенные
годы значительно увеличилась
рождаемость. Особенно остро встал
этот вопрос в сельской местности,
где до войны было мало детских
садов.
Советское правительство
отпускало огромные средства
на общественное дошкольное воспитание.
Вместе с тем требовалось улучшение
воспитательно-образовательной работы
в детских садах. XX съезд партии
указал на необходимость приступить
к решению важной задачи общественного
воспитания детей – к охвату
всех детей дошкольного возраста,
родители которых этого пожелают,
государственными яслями и детскими
садами. Новые детские сады строились
там, где потребность в них
ощущалась более остро, а именно:
при новых предприятиях, где работало
много женщин.
В 1949 году было издано
постановление ЦК ВКП(б) и Совета
Министров СССР «О мерах по расширению
детских дошкольных учреждений и родильных
домом и улучшению их работы», в котором
к строительству детских домов привлекалась
широкая общественность. Принимались
меры по укреплению состава заведующих
и воспитателей и улучшению педагогической
работы с детьми.
В «Руководстве для
воспитателей», изданном в 1953
году, по-новому рассматривались
многие вопросы воспитательно-образовательной
работы в детском саду. Обучение
детей рекомендовалось проводить
в организованной форме – на
занятиях. Программный материал
был рассчитан на определенное
количество занятий для каждой
возрастной группы детского сада.
В Академии педагогических
наук РСФСР и на кафедрах
дошкольной педагогики велись
научные исследования проблем
дошкольного воспитания.
Ценным вкладом в
теорию и практику советского
дошкольного воспитания явились
исследования А.П.Усовой, которые
были посвящены разработке вопросов
содержания и методов дошкольного
обучения, а также его влияния
на умственное развитие ребенка.
А.П.Усова сделала важный шаг
вперед в разработке основных
положений дошкольной дидактики.
Под ее руководством сотрудники
сектора дошкольного воспитания
АПН РСФСР впервые по-новому
разработали теоретические основы
обучения в детском саду; была
определена программа того, что
должно было быть усвоено детьми
за время их пребывания в
детском саду.
А.П.Усовой было разработано
изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные
занятия в детском саду». Большую пользу
практическим работникам принесли ее
книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы
обучения в детском саду». Решая проблемы
дошкольного воспитания А.П.Усова пришла
к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно
развивался в умственном отношении, надо
организовать его чувственный опыт, развивать
его сенсорные способности. Исследования
в области сенсорного воспитания, проходившие
под ее руководством, обогатили теорию
дошкольной педагогики, важны они по своей
практической и по сей день.
Огромное значение
для развития дошкольного воспитания
в СССР имело принятое 21 мая
1959 г. постановление ЦК КПСС
и Совета Министров СССР «О
мерах по дальнейшему развитию
детских дошкольных учреждений,
улучшению воспитания и медицинского
обслуживания детей дошкольного
возраста». Постановление предусматривало
целую систему мер материального
и педагогического характера.
Во исполнение этого постановления
Совет Министров РСФСР утвердил
в 1960 г. «Временное положение
о дошкольном детском учреждении
яслях-саде». В положении указывалось,
что ясли-сады создаются с целью «осуществления
единой системы коммунистического воспитания
детей дошкольного возраста». В яслях-садах
воспитываются дети от двух месяцев до
семи лет. Эти детские учреждения могут
создаваться как в системе органов народного
образования, так и при предприятиях, учреждениях,
колхозах и других организациях. Контроль
за подбором руководителей и педагогических
работников осуществляется органами народного
образования.
Значение развития
учреждений дошкольного воспитания
было подчеркнуто в Программе
КПСС, где говорилось: «Коммунистическая
система народного образования
основывается на общественном
воспитании детей. Воспитательное
влияние семьи на детей должно
все более органически сочетаться с
их общественным воспитанием».
Развитие сети дошкольных
учреждений и школ-интернатов
разных типов обеспечит полное
удовлетворение потребностей трудящихся
в общественном воспитании детей
дошкольного и школьного возраста
по желанию родителей.
Развитие дошкольного
воспитания в СССР на современном
этапе определяется «Основами
законодательства СССР и союзных
республик о народном образовании»,
принятыми Верховным Советом
СССР в 1973 г. В них были
сформулированы задачи дошкольного
воспитания, принципы организации
и управления дошкольными учреждениями.
Соответствующие законы приняты
во всех союзных республиках.
Вопросы развития дошкольных
учреждений как учреждений государственных
постоянно включаются в народнохозяйственные
планы. В решениях всех партийных
съездов, на которых принимались
директивы по развитию народного
хозяйства, находили свое отражение
планы развития дошкольного воспитания.
На сессиях Верховных Советов
СССР и союзных республик при
обсуждении народнохозяйственных
планов эти вопросы обсуждаются
наряду с важнейшими задачами
хозяйственного строительства.
В развитии дошкольного
дела в СССР постоянно возрастает
роль общественности. Там, где
исполкомы местных Советов народных
депутатов постоянно держат под
контролем развитие и функционирование
сети детских воспитательных
учреждений, быстрее решаются все
проблемы, в том числе полнее
удовлетворяются интересы и потребности
населения в них. Характерно
в этом плане движение, начатое
в 1976 г. газетой «Известия»
по инициативе группы женщин-депутатов.
«Известия» стали контролировать
ввод в строй новых дошкольных
учреждений по республикам, краям
и областям. Это начинание способствовало
успешному выполнению намеченных
планов.
6. Современное дошкольное
образование
Не будет преувеличением
сказать, что на сегодня ступень
дошкольного детства рассматривается
как один из главных образовательных
резервов.
В современном научно-психологическом
понимании детство выступает
как закономерная последовательность
целостных внутренне необходимых
этапов развития личности.
В 1990 году охват детей
учреждениями дошкольного воспитания
в Российской Федерации составил
примерно 70%. При этом было неудовлетворенно
около 1 млн. заявлений родителей
о приеме детей в детский
сад. Кроме того была создана
мощная инфраструктура в виде
промышленности, выпускавшей детскую
одежду, книги, игрушки и прочий
необходимый инвентарь. И, что
очень важно, было налажено
серьезное научное (медицинское,
педагогическое и психологическое)
обеспечение дошкольного образования.
Все эти факторы, включая последний, и
сыграли свою решающую роль в период начала
перестройки, когда отечественное образование
в принципе оказалось вполне готовым к
осмысленному проведению давно назревшей
реформы.
В 1989 году была создана
«Концепция дошкольного воспитания»
(под редакцией В.Давыдова, В.Петровского),
которая определила ключевые
позиции обновления детского
сада. Реализация этой концепции
потребовала создания правовой
базы. В 1991 году было принято
«Временное положение о дошкольных
учреждениях», определявшее в качестве
основных функций ДОУ охрану
и укрепление физического и
психического здоровья детей,
обеспечение их интеллектуального
и личностного развития, заботу
об эмоциональном благополучии
каждого ребенка. Принятый в
1992 году Закон РФ «Об образовании»
определил правовой статус дошкольных
образовательных учреждений, их
функции и обязанности.
Последние 10-15 лет принесли
радикальные изменения в систему
общественного дошкольного воспитания.
На смену типовой программе
пришли вариативные, на смену
унифицированному «детскому саду»
– разные типы и виды дошкольных
учреждений. ДОУ сегодня официально
работают по комплексным базисным,
парциальным, специальным образовательным
программам. Кроме того, в соответствии
с Приложением 3 к приказу Министерства
образования РФ от 22 августа 1996
года №448, в российском образовательном
пространстве «прописаны» 3 категории
и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный
выбор конкретных форм образовательной
работы стал нормой деятельности
педагогов. Инновационное движение
в дошкольном образовании не
уступает по своему масштабу
школьному. Однако, на конец 2004 года
уровень охвата детей дошкольными учреждениями
составлял в среднем уже 59%.
Изменения, произошедшие
в сфере дошкольного образования за последние
15 лет, приобрели обширный характер. Они
требуют решения частных проблем, заложенных
в рамках Федеральной целевой программы
развития образования на 2006 – 2010 годы.
Эта программа успешно реализуется. Остается
надеяться, что к концу 2010 года в России:
будет успешно и
грамотно работать инновационная
система дошкольного образования,
как первая ступень общего
образования;
будут даны равные
стартовые возможности для дошкольников,
что повысит их качество образования
на последующих ступенях обучения;
сложится культурный
образ дошкольного возраста;
произойдет консолидация
родительской и образовательной
общественности.
10 апреля 2010 года В.В.Путиным
был подписан Федеральный закон
«Об утверждении Федеральной
программы развития образования».
С учетом того обстоятельства,
что в России сейчас более трети молодых
семей, имеющих ребенка не обеспечены
детскими дошкольными учреждениями, подготовка
родителей к азам семейного дошкольного
воспитания становится одной из важнейших
задач молодежной семейной политики.