Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.69 Кб (Скачать файл)

Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.

Таблица №1

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.cправедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2


 

2.3. Работа по духовно  – нравственному воспитанию в  начальной школе

 

В связи с данными  исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка  в начальном звене.

Программы  духовно – нравственного воспитания  с 1 –го по 4- класс 

1-ый класс             

Форма  общения.   

1.Доброе слово что ясный  день.       

2.Ежели вы вежливы,

3.Когда идешь по улице.

4.Узнай себя. 

5.Нам счастья не сулит  обида чья-то. 

Отношения к окружающему. 

1 .Путешествие в волшебную  сказку.

2-Я могу быть волшебником.

3.Маленькое дело лучше  большого безделья.

4.Любимый уголок родной  отчизны.

5.У каждого народа свои  герои.

6.Мы соберём большой  хоровод.

7.Я люблю маму милую  мою.

8.Поздравляем наших мам: коллективный праздник.

9.Люби все живое. 

Отношения в коллективе.

1.Если радость на всех  одна.

2.Мой класс - мои друзья.

3.Самолюб никому не  люб.

4.Поиграем и подумаем.

5.0 дружбе мальчиков и  девочек.

6.Путешествие в мир  мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое  занятие).

2-ой класс.

Форма общения.

1.Если песни петь, с  ними веселей.

2.Добрым жить на белом  свете веселей.

3. Добро творить - себя  веселить.

4-Подумай о других.

5.Подарок коллективу.

6.Делу - время, потехе - час.

7.Чего в других не  любишь, того и сам

не делай.

Отношения с окружающими.

1 .Подари другому радость.  

2.0т чего зависит настроение.

3.Не стесняйся доброты  своей.

4.Мой дом - моя семья. 

5.В труде человек хорошеет  

6.Все на белом свете  солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.  

Отношения в коллективе.

1 .Как хорошо, что все  мы здесь сегодня собрались. 

2.Советуем друг другу.  

3.Общее и особенное  для мальчиков и девочек.

4.Поговорил бы кто со  мной.

5.Подарок коллективу (общеколлективная  деятельность).

6. Делаем газету (итоговое  занятие).

3-ий класс.

Форма общения.

1.Здравствуйте все.

2.Будем беречь друг  друга.

3. Дружим с добрыми  словами.

4.Любим добрые поступки.

5.Подари учителю дело  и слово доброе.

6.Умеем общаться.

7.Каждый интересен.

8.Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Человеческие отношения.

1.Душа - это наше творение.  

2.Отворите волшебные двери  добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру  ведут. 

4-Вглядись в себя - сравни  с другими. 

5. Помоги понять себя. 

6.0 настоящем и поддельном.  

7.Тепло родного дома.

8.Поздравляем наших мам.

9.Цветы, цветы - в них Родины  душа.

10.Когжа солнце тебе  улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе. 

1 .Чтобы быть коллективом.

2.Коллектив начинается  с меня.

3. Подарок коллективу.

4.Секретные советы мальчикам  и девочкам.

5-Скажи себе сам.

6.Вот и стали добрей  и умней. 

7.Школе посвящается (заключительный праздник).

Фольклорная мастерская как один из способов развития личности

Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело  красит» -пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским  задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и  припевками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми  праздниками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и  исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники. 4-й  класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека  от рождения до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях  древнерусской литературы, устного  народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых  инструментов;

- связь со школьным  центром «Играй, гармонь!».

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Схему ее организации см. в низу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для участия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шумовых инструментов, ансамбль гармонистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

Задачи:

- воспитывать у детей  чувство дружбы и товарищества;

- развивать коммуникативные  навыки, речь;

- учить отличать хорошее  от плохого. Форма проведения  занятия: беседа с элементами  игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

- Сегодня мы поговорим  на тему, очень важную для всех  нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

- Итак, кто назовет тему  нашего занятия? (Доброта.)

- Правильно. Но мы с  вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

- Что вы здесь видите? (Пустыню.)

- Попробуем эту безжизненную  знойную пустыню превратить в  прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!

- Хоть я и сказала  «отправимся», но на самом деле  мы уже давно идем по этой  дороге. Кто ответит, когда мы  начали это путешествие? (Когда родились.)

- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители  по имени, когда вы были маленькими.

- А что вы при этом  чувствовали?

- Подумайте, а если бы  вас точно так же называли  и другие люди, приятно бы вам  было? (Да.)

- Значит, прежде чем обратиться  к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.)

- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь  к другим по имени, то найдите  у себя в наборе семечко  и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в  пустыне нет воды.)

- Значит, нам необходимо  отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

- Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)

- Почему же все изменилось  после встречи со старичком? (Павлик  понял, что надо быть приветливым, вежливым, .)

- Сделаем вывод: поступать  с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете  в жизни? Если да, то возьмите  из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.

- Когда есть солнечный  свет, тепло и вода, что будет  происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку  можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя).

- Итак, мы сейчас еще  раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.

- Еще минуту назад мы  здесь видели один песок, а  сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности