Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.69 Кб (Скачать файл)

- обсуждения газетных  и журнальных публикаций, просмотр  специальных видеосюжетов и художественных  фильмов по этой проблеме.

Направление II. «Учение»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы по направлению «Учение» :

- Определить круг реальных  учебных возможностей ученика  и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для  продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии.

- Формировать интеллектуальную  культуру учащихся, развивать их  кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство  и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:

1. Педагогический анализ  результативности учебной деятельности  обучающихся класса и организации  коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие  обучающихся класса, формирование  культуры умственного труда.

3. Организация и проведение  внеклассных мероприятий, позитивно  влияющих на интеллектуальное  развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными  учреждениями для совместной  деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Основные понятия направления «Учение»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального  развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного  труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:

- внутриклассные конкурсы  по развитию внимания, памяти, читательских  умений младших школьников;

- интеллектуальные игры  внутри класса, в  параллели;

- интеллектуальные бои.

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся  с традициями и обычаями общения  различных поколений.

2. Формировать у обучающихся  культуру общения в системе  «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском  коллективе одинаковые условия  для общения всех обучающихся  класса.

4. Учить учащихся приемам  преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

- Изучение способности  к общению каждого обучающегося  в детском коллективе.

- На материале диагностики  определение проблем в общении  обучающихся и организация коррекционной  работы.

- Изучение исторического  опыта организации общения людей  в человеческих сообществах, их  роли и значения для последующих  поколений.

- Обучение детей конструированию  и моделированию в сфере общения.

- Организация просвещения  и консультирования родителей  по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных  обучающихся и всего класса  в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным  формам общения с детьми с  использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

- интерактивные игры;

- тематические классные  часы;

- тренинг общения детей  и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые  игры.

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся  нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся  осознания значимости нравственного  опыта прошлого и будущего, и  своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся  нравственными позициями людей  прошлого и их нравственным  подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся  умения отстаивать свою нравственную  позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравственность»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные  часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной  тематике.

- Изучение нравственного  наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед  «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, походы.

- Изучение нравственного  наследия своей страны.

- Знакомство с историями  жизни людей, оставивших след  в нравственной истории страны  и мира.

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для  равного проявления обучающимися  класса своих индивидуальных  способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных  и нестандартных форм внеклассной  деятельности обучающихся, отвечающих  их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей  адекватно оценивать свои и  чужие достижения, радоваться своим  успехам и огорчаться за чужие  неудачи.

4. Использование досуговой  деятельности как средство развития  эстетических умений обучающихся  и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят  в организации и проведении  досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация  в выборе кружков, секций.

- Представление учащимся  права выбора формы участия  в досуговой деятельности.

- Изучение отношения учащихся  класса к участию в досуговой  деятельности и результативности  участия в различных внеклассных  мероприятиях.

- Предоставление родителям  обучающихся класса необходимой  информации об участии учеников  в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

- Стимулирование инициативы  и активности обучающихся в  жизни классного коллектива и  жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

- празднование памятных  дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных  дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации;

- конкурсы.

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права  и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся  правовой культуры, свободного и  ответственного самоопределения  в сфере правовых отношений  с обществом.

3. Формирование гуманистического  мировоззрения, способного к осознанию  своих прав и прав других  людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Знакомство с законами  и правовыми нормами государства  и формирование ответственного  отношения обучающихся к законам  и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми  организациями в целях правового  просвещения обучающихся.

- Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных  на формирование умений и навыков  правового поведения.

- Формирование умений  руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях  нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления «Гражданин»:

- право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Тематические классные  часы.

- Встречи с представителями  правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по  правовой тематике.

- Праздники, читательские  конференции по праву.

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное  проведение досуга детей и   родителей.

2. Организация психолого-педагогического  просвещения родителей через  систему родительских собраний, тематических и индивидуальных  консультаций, бесед.

3. Создание условий для  благоприятного взаимодействия  всех участников учебно-воспитательного  процесса – педагогов, детей и  родителей.

4. Обучение родителей  умению быть родителем, владеть  приемами воспитания и взаимодействия  с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в  семье, нравственных ценностей и  традиций семей, влияющих на нравственные  и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической  службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу  с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными  и правовыми организациями в  целях сохранения психического  и физического здоровья и благополучия  ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих  в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции  семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в  семье,

- братья и сестры в  семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие  дети,

- традиции отношения к  старшим в семье,

- положение ребенка в  семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- Тематические классные  часы.

- Праздники семьи, спортивные  состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные  красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным  датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные  юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых  дверей.

- Тренинги родительского  взаимодействия, индивидуальные и  групповые консультации для детей  и родителей, тематические беседы  с детьми и родителями.

- Читательские конференции по проблемам семьи.

 
Заключение 

 

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности