Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.69 Кб (Скачать файл)

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания  жизненной важности морали;

2. Установку на выработку  нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов  дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной  стойкости, желание и умения сопротивляться  злу, искушению и соблазну самооправдания  при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь  к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение  как основное нравственно-психологическое  средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение  как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

 
Список использованной литературы 

 

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном  воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 –  С. 68-71

2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное  воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс  лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5. Бабаян А.В. О нравственности  и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

6. Божович Л.И. О нравственном  развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

7. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий   - М.: Просвещение,1977.- 376с.

9. Жарковская Т.Г. Возможные пути  организации духовно-нравственного  образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг  в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

10. Зазнобина Л. С: Как же выжить  в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование  в школе - 1999-№3 -  С.23- 26.

11. Леднев В.С. Духовно-нравственная  культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг  в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

12. Макаренко А.С. Проблемы школьного  советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

13. Матвеева Л. И Развитие младшего  школьника как субъекта учебной  деятельности и нравственного  поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с. 

14. Немов Р. С. Психология. В трех  книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов  – М.: Владос, 2000; - 436с.

15. Мудрик А. Индивидуальная помощь  в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота  – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.

16. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.  И. – Калуга, 1969-126с.

17. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979- 461с.

18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый  словарь русского языка,   -М:Просвещение,  1995.- 478с.

19. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.

20. Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского   – М.: Просвещение, 1983 – 384с.

21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические  сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

22. Яновская  М.  Г.  Эмоциональные  аспекты  нравственного  воспитания:  Кн.  для  учителя./М.Г. Яновская  – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

 


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности