Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс(12).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

1. Теоретические основы формирования  представлений старших дошкольников  о здоровом образе жизни

 

1.1     Формирование представлений  дошкольников о здоровом образе  жизни как психолого-педагогическая  проблема

 

1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

1.3 Трудовая деятельность как  средство формирования представлений  старших дошкольников о здоровом  образе жизни

 

2. Анализ работы современного  ДОУ по формированию у старших  дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

 

2.1 Экспериментальное исследование  уровня развития представлений  старших дошкольников о здоровом  образе жизни

 

2.2        Рекомендации  по организации процесса формирования  представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 

Введение

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких  отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

 

С каждым годом возрастает процент  детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания  среди дошкольников. Это связано  с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

 

От уровня психического и физического  положения населения, от состояния  его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей  о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

 

Обозначенная  проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный  для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его  представлений об образе жизни.

 

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

 

- обоснование  связи физического и психического  состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

 

- проблема  психологического здоровья детей  исследовалась в трудах Л.А.  Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца,  А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;

 

- принцип  взаимосвязи физиологического и  психического развития был реализован  в трудах психологов П.П. Блонского,  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,  С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова  и др.;

 

- на важность  проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

 

Несмотря  на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».

 

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 

Объект  исследования – здоровый образ жизни  детей старшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования – процесс формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

 

Гипотеза  исследования: процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет  эффективным, если учитывать:

 

- возрастные и индивидуальные  особенности детей;

 

- создавать в ДОУ процессы  по учебно-методической интерпретации  содержания здорового образа  жизни;

 

- включать в педагогический  процесс трудовую деятельность  в качестве эмоционального стимула  и средства формирования представлений  детей о здоровом образе  жизни;

 

- систематически и целенаправленно  проводить пропаганду здорового  образа жизни.

 

Для достижения цели исследования и  проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

 

- раскрыть педагогический потенциал  ДОУ и семьи по формированию  здорового образа жизни старших дошкольников;

 

- исследовать уровень здоровья  детей старшего дошкольного возраста;

 

- эмпирически выявить психолого-педагогические  пути формирования здорового  образа жизни у старших дошкольников;

 

- подготовить рекомендации по  процессу формирования представлений старших дошкольников в трудовой деятельности.

 

Для решения поставленных задач  и проверки исходных предположений  были определены методы исследования:

 

- теоретические (изучение и анализ  литературы по проблеме);

 

- эмпирические (анализ деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

 

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ №86.

 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

 

Практическая значимость: материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.

 

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

 

1. Теоретические основы формирования  представлений старших дошкольников  о здоровом образе жизни

 

 

1.1 Формирование представлений  дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

Актуальность проблемы здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

 

Проблема формирования здорового  образа жизни у детей – актуальна  в современном обществе, о чем  свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

 

Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

 

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [24,176].

 

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние  организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].

 

Здоровье характеризуется биологическим  потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями  реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

 

Выделяют три типа здоровья:

 

- 1) «индивидуальное здоровье» (человек,  личность);

 

- 2) «здоровье группы» (семья,  профессиональная группа, «страта  – слой»);

 

- 3) «здоровье населения» (популяционное,  общественное). В соответствие с  типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

 

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное  благополучие человека.

 

Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

 

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [30,4].

 

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все  проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

 

Термин «психологическое здоровье»  введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

 

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое  развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое  здоровье следует рассматривать  с точки зрения духовного богатства  личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

 

Таким образом, если личность не имеет  этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

 

Большинство людей с детства  настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.

 

Здоровье человека закладывается  в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом  жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

 

В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [24,176].

 

Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

 

При соответствующих показателях, при отсутствии жалоб со стороны  индивида, ставят диагноз «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.

 

В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).

 

Определение уровня здоровья имеет  большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

 

К показателям здоровья населения  относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность  жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.

 

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл  жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки  на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

 

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители  философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

 

В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

 

Здоровый  образ жизни – это «результирующая  действий многих внутренних и внешних  факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние  здоровья» [24,176].

 

Здоровый  образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Информация о работе Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни