Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс(12).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения дошкольников трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовая деятельность дошкольников выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни.

 

В условиях ДОУ решаются следующие задачи трудового  воспитания:

 

- формирование  у детей положительного отношения  к труду как высшей ценности в жизни;

 

- формирование  устойчивого интереса детей к  конечному результату трудовой  деятельности;

 

- формирование  трудолюбия, ориентации на здоровый  образ жизни.

 

Особое  значение трудовая деятельность приобретает  для ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образ жизни».

 

Трудовая  деятельность старшего дошкольника  определяет направление его образа жизни: лишь труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.

 

В старшем  дошкольном возрасте ребенка приучают к аккуратному обращению к  игрушкам, учат их беречь и ремонтировать; ухаживать за растениями, животными, птицами, рыбками; стирать белье, заниматься лепкой, рисованием, резьбой; трудиться с картоном, бумагой, тканью и т.д.

 

В ДОУ дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

 

Хозяйственно-бытовой  или просто бытовой труд в детском  саду связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в «живом» уголке, подготовке учебной или игровой комнаты.

 

Труд в  природе не только способствует формированию умений и навыков, но и положительно влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно «труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения, создавать прекрасное в детском саду и пр.» [24,103].

 

В процессе труда создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности» [28,316], т.к. трудовая деятельность оказывает благотворное влияние на нравственное воспитание ребенка.

 

Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и  мускульными упражнениями, с пребыванием  на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную  энергию, умственную работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.

 

К.Д.Ушинский писал: «Кто не испытал живительного освежающего влияния труда на нравственные чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго  поглощавшего все силы человека, и  небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать» [32,342]. Великий педагог подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [32,348].

 

Существенная функция трудовой деятельности старших дошкольников состоит в формировании у них  не только нравственных качеств, но и  товарищеских отношений, коллективизма, взаимной требовательности. «Только  участие в коллективном труде, - отмечал  А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [19,397]. Известный педагог считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских, нравственных чувств. «Мы хорошо знаем, - писал А.С.Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному, и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости» [19,397].

 

 

2. Анализ работы современного  ДОУ по формированию у старших  дошкольников представлений о  здоровом образе жизни в трудовой  деятельности

 

 

 

 

2.1 Экспериментальное исследование  уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

С целью определения уровня представлений  у детей старшего дошкольного  возраста о здоровом образе жизни  проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №16 г. Саранска. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений  старших дошкольников по следующим показателям: 1) представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»; 2) представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.

 

Были рассмотрены уровни в различной  степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:

 

- высокий уровень: ребенок имеет  четкое представление о понятии  «здоровый образ жизни»; отрицательно  относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;

 

- средний уровень: ребенок имеет  смутное представление о понятии  «здоровый образ жизни»; имеет  небольшое представление о вредных  привычках; не всегда стремится  «настроить себя» на здоровый  образ жизни;

 

- низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

 

Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических  методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

С целью определения уровня представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод  наблюдения за детьми в трудовой деятельности [Приложение 1] и анкетирование [Приложение 2].

Таблица 1: Уровни сформированности представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.

 

 

Уровни сформированности

 

представлений 

Экспериментальная группа 

Контрольная группа

 

 

 

Абсолютное

 

число 

 

 

Относительное

 

число 

 

 

Абсолютное

 

число 

Относи-

 

тельное

 

число

 

 

 

Высокий 

 

 

 

 

8,3% 

 

 

 

 

4,2%

 

 

 

Средний 

 

 

 

 

25% 

 

 

 

 

33,3%

 

 

 

Низкий 

 

 

 

 

16,6% 

 

 

 

 

12,5%

 

 

 

 

 

Анализ проведенных методов  наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.

 

Результаты начала эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению  уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:

 

- организация целенаправленной  трудовой деятельности дошкольников;

 

- учет индивидуальных и возрастных  особенностей детей;

 

- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

 

- установление тактики сотрудничества  при взаимодействии детей и  взрослых;

 

- уважение прав ребенка на  развитие индивидуальности;

 

- использование разнообразных  целенаправленных методов и форм  формирования здорового образа  жизни, их оптимальное использование;

 

- системный и систематический  характер методической и воспитательной  работы, направленный на формирование  здорового образа жизни детей.

 

Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательно-образовательный процесс:

 

- ввести в содержание воспитания  детей трудовой аспект;

 

- отказаться от прямых указаний  и перенести акцент на косвенные  воздействия через организацию  здорового образа жизни;

 

- рационально и эффективно использовать средства трудовой деятельности детей.

 

До начала формирующего этапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (это  дети, которые принимали участие  в формирующем эксперименте). В  контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 12 человек.

 

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где  создавали обстановку, позволяющую  испытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.

 

Процесс формирования представлений  детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности потребовал организации  специальных занятий, посвященных этой проблеме, на которых широко использовались средства труда:

 

1. Наблюдение за детьми во  время их игровой и трудовой  деятельности [Приложение 1].

 

2. Анкетирование [Приложение 2].

 

3. Проведение мероприятия [Приложение 3].

 

После того, как было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 

С этой целью проведено контрольное обследование исследуемых детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.

 

При определении уровня представлений  детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.

 

Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических  методов, взаимодополняющих друг друга  и контролирующих объективность  результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.

 

В исследовании приняли участие  контрольная и экспериментальная  группы детей старшего дошкольного  возраста.

 

Определив уровень сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 2:

Таблица 2: Уровни сформированности представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

 

Уровни представлений

 

старших дошкольников

 

 

 

Экспериментальная группа 

 

 

Контрольная группа

 

 

 

В начале эксперимента 

 

 

В конце

 

эксперимента 

 

 

В начале эксперимента 

 

 

В конце

 

эксперимента

 

 

 

Абс.

 

число 

 

 

 

Абс.

 

число 

 

 

 

Абс.

 

число 

 

 

 

Абс.

 

число 

 

%

 

 

 

 

 

 

Высокий

 

 

 

 

2

 

 

8,3 

 

 

4

 

 

16,6 

 

1

 

 

4,2

 

 

 

2

 

 

 

 

8,3

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

25 

29,3 

33,3 

33,3

 

 

 

Низкий

 

 

16,6 

4,2 

12,5 

8,3

 

 

 

 

Данные Таблицы 2. показывают, что  создание и организация педагогически-целесообразной предметно-воспитательной среды позволили  в экспериментальной группе значительно  уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%.

2.2 Рекомендации по организации  процесса формирования представлений  старших дошкольников о здоровом  образе жизни в трудовой деятельности

 

Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен быть подчинен следующим задачам:

 

- налаживание активного, тесного  педагогического взаимодействия с родителями дошкольников, соблюдение синхронности нравственных и педагогических требований к ребенку;

Информация о работе Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни