Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс(12).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

- обеспечение позитивной основы  для развития представлений детей  о здоровом образе жизни;

 

- установление взаимных, доверительных  и уважительных отношений с детьми.

 

- систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей  о значимости здорового образа  жизни и о значении трудовой  деятельности в формировании  такого образа жизни;

 

- привлечение родителей к активному  участию в учебно-воспитательном процессе;

 

- формирование у родителей потребности  в самообразовании; ознакомление  воспитателей с разнообразными  методами формирования здорового  образа жизни детей, отбор и  обобщение лучшего опыта.

 

Педагогам ДОУ следует помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе которых следующие:

 

- поведение, мысли и чувства  ребенка, адекватные окружающим  условиям и событиям;

 

- социально приемлемые способы  самоутверждения и самовыражения;

 

- положительный эмоциональный  фон, оптимистический настрой,  способность к эмоциональному сопереживанию;

 

- равномерное и своевременное  развитие основных психических  процессов, устойчивая познавательная  активность;

 

- доброжелательное отношение к  окружающим, полноценное общение,  характер которого соответствует  возрастным нормам.

 

Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической  поддержки детей.

 

В процессе формирования здорового  образа жизни детей рекомендуем  выделить следующие задачи их психологической  поддержки:

 

1. Обучение положительному взаимоотношению  и принятию других людей.

 

2. Обучение рефлексивным умениям;

 

3. Формирование потребности в  саморазвитии.

 

Основными педагогическими формами  и методами формирования психологического здоровья детей являются: проведение специально разработанных психологических занятий с детьми; упражнения; психологические игры; этюды; разрешение проблемно-практических ситуаций; элементы арттерапии; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд.

 

С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию  важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация  специальной работы с ними. Представляется наиболее целесообразным подобную работу проводить в форме организации родительского клуба, в заседании которого включаются элементы тренинга. Также уместно проведение традиционных теоретических консультаций, деловых игр.

 

С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности рекомендуем широко применять эту деятельность в практике ДОУ и в семье ребенка, а также проводить следующие мероприятия:

 

- помощь детей в ремонте книг  и игрушек;

 

- чтение книг о труде;

 

- ухаживание за комнатными цветами,  рыбками и т.п.;

 

- встречи с героями труда,  людьми различных профессий;

 

- беседы о пользе труда;

 

- показывать детям характер  труда и его значение в жизни  и здоровье людей; воспитывать  уважение к труду и людям труда.

 

Успех трудовой деятельности и ее роль в формировании здорового образа жизни зависит от правильной ее организации  и соблюдения следующих педагогических условий:

 

- подчинение труда младших школьников  учебно-воспитательным задачам и  целям воспитания;

 

- задачи формирования здорового  образа жизни детей в трудовой  деятельности детей должны решаться  комплексно: в детском саду, в  домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях  дополнительного образования и  т.п.;

 

- следует сочетать общественную и воспитательную значимость труда с личными интересами ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Дети старшего дошкольного возраста должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей трудовой деятельности для общества, для семьи и себя. Объяснение смысла труда доводится до детей с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

 

Эффективность соблюдения данного  педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. «Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителя села» [31,56]. Таким образом, труд детей стал средством нравственного воспитания.

 

В процессе формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогам ДОУ рекомендуется  учитывать доступность и посильность  трудовой деятельности для ребенка  данной возрастной категории. Непосильный труд детей нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя.

 

Из этого не следует, что труд детей старшего дошкольного возраста не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение обозначенного условия исключает лишь физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий для детей в соответствии с их силами и способностями.

 

Важно использовать такой метод  воспитания, как разумную требовательность в осуществлении трудовой деятельности старших дошкольников: иногда дети с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести трудовую деятельность до конца, приучить их работать систематически и равномерно, имея какую-либо цель.

 

Работа по формированию представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни требует от педагога ДОУ широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

 

С этой целью выделены определенные положения-рекомендации, способствующие оптимизации педагогического процесса по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

 

В такой работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так  как старшие дошкольники, как  дети одной и той же возрастной категории, могут иметь разные представления о здоровом образе жизни, работа должна проводиться дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

 

Особая роль в решении этой задачи отводится оценке педагога, в  которой он демонстрирует детям достоинства, лучшие качества и желание трудиться и вести здоровый образ жизни сверстника. Эта оценка влияет на развитие нравственных и дружеских отношений детей, вызывает их тяготение к положительному общению со сверстниками, потребность в труде, трудовой совместной деятельности.

 

Таким образом, формирование представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании  такого средства, как трудовая деятельность, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.

 

Наибольшие возможности для  задач формирования здорового образа посредством трудовой деятельности старших дошкольников создаются  при наличии эмоционального комфорта для каждого ребенка. Важно, чтобы  ребенок ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение становилось бы ведущим средством достижения благоприятного климата в детском коллективе.

 

Педагог, используя демократический  стиль общения с ребенком, учитывает  испытываемые в данный момент его  потребности (в признании, во внимании к себе, потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками и пр.).

 

Педагоги должны умело отбирать материал для трудовой деятельности, учитывать не только возрастные, но и индивидуальные, психологические особенности детей.

 

В трудовой деятельности детей воспитатель  должен учитывать характер межличностных  отношений старших дошкольников, т.к. в обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует  себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекают ребенка к совместному труду, а создавшийся в детской группе положительный эмоциональный климат способствует формированию здоровых отношений.

 

Для того чтобы правильно спланировать воспитательный процесс по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу ДОУ  необходимо выявить уровень представлений каждого ребенка о здоровом образе жизни и труде. Используя эти данные, можно наметить конкретную индивидуальную педагогическую работу по выравниванию знаний детей об обозначенных понятиях.

 

Определить представления старших  дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить ее может сам ребенок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя свои знания о здоровом образе жизни и личный опыт.

 

В целях формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать парные сюжетные картинки, где на одной  из них изображен ребенок, который  ведет здоровый образ жизни, а  другой – нет. Педагог побуждает  детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему.

 

Педагог может судить о наличии  у дошкольников представлений о  здоровом образе жизни, если ребенок  во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребенка о здоровом образе жизни.

 

Обогащая восприятия дошкольника  о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), педагог  способствует обогащению представлений  детей о здоровом образе жизни.

 

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения со взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

 

Таким образом, можно отметить основные психолого-педагогические пути формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности:

 

- создавать в группе обстановку  эмоционального комфорта для  каждого ребенка;

 

- обеспечить достаточно полное  удовлетворение духовных и физических  потребностей каждого ребенка  в общении со взрослыми и  сверстниками, в процессе трудовой  деятельности;

 

- способствовать формированию  у детей активного усвоения  норм здорового образа жизни;

 

- развивать желание школьников  заниматься трудовой деятельности;

 

- широко использовать трудовую  деятельность как средство формирования  представлений детей о здоровом образе жизни.

 

Таким образом, педагог ДОУ имеет  широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности. Заключение

 

Данное исследование посвящено  рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение  здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

 

Важнейшей современной образовательной  стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

 

Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило  сделать вывод о значимости данного  аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.

 

Экспериментальная работа включала в  себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

 

Цель констатирующего эксперимента – исследование и определение  уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Информация о работе Фармирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни