Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа
Признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определить место и роль физической культуры в учреждениях образования (ДУ) и семье. Необходимо осознать, что физическое воспитание вне связи с другими сторонами воспитания мало что значит. Истинность его определяется тем, насколько органично оно вплетается в общий педагогический процесс, обеспечивающий физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Весь уклад жизни, а не только специально организованные физкультурные мероприятия способствуют здоровью детей.
1. Значение спортивных игр и упражнений для разностороннего
развития дошкольников 3
2. Перечень необходимого оборудования и инвентаря в
дошкольном учреждении 11
3. Система обучения спортивным играм и упражнениям 14
4. Практико-ориентированные задания 21
Список использованной литературы 29
Приложения 30
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»
Спортивные игры и упражнения в детском саду.
Могилев
2012
План
1. Значение спортивных
игр и упражнений для
развития дошкольников 3
2. Перечень необходимого оборудования и инвентаря в
дошкольном учреждении 11
3. Система обучения
спортивным играм и
4. Практико-ориентированные задания 21
Список использованной литературы 29
Приложения 30
1.Значение спортивных игр и упражнений для разностороннего
развития дошкольников
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Крайне важно организовать физическое воспитание, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма.
Велика роль физического воспитания и в разностороннем развитии личности. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчиво внимание, слабее память. Физическая слабость снижает общую активность и интерес к окружающему, тормозит развитие способностей.
Признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определить место и роль физической культуры в учреждениях образования (ДУ) и семье. Необходимо осознать, что физическое воспитание вне связи с другими сторонами воспитания мало что значит. Истинность его определяется тем, насколько органично оно вплетается в общий педагогический процесс, обеспечивающий физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Весь уклад жизни, а не только специально организованные физкультурные мероприятия способствуют здоровью детей. Следовательно, воспитание в целом целесообразно рассматривать прежде всего как оздоровительное, а физическое — в первую очередь как условие и средство личностного развития ребенка средствами физической культуры. Только при таком взаимопроникновении можно говорить о воспитании здоровых детей и формировании у них навыков созидательного отношения к собственному здоровью [7, с. 4].
Физическое воспитание
- одно из необходимых условий
Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
В данной работе мы изучим спортивные игры и упражнения в детском саду.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни [6, с. 8].
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Дошкольный возраст - это "период первоначального складывайия личности, период развития личностных механизмов поведения" (А.Н.Леонтьев).
Главная цель развития личности — реализация ребенком своего "Я", а также переживание себя в качестве, социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности (Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков и др.). Важнейшая особенность творчества дошкольника -насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела, учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений [6, с. 15].
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры» спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность но самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью [6, с. 16].
Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участие в спортивных играх, таких как баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. А также спортивные игры и упражнения следует подбирать и проводить, исходя из научно обоснованных рекомендаций.
Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.
Функциональные возможности малышей ниже, чем у взрослых, что определяет ограниченное использование физических упражнений, требующих значительной физической нагрузки, выносливости. Свойственная дошкольникам непосредственность, некоторая импульсивность нервной деятельности ограничивает их возможности и в быстром ориентировании.
В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры- бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол [1, с. 64].
Дошкольники ещё не умеют выполнять цепочки технических приёмов или тактических комбинаций спортивной игры, им доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации.
Например, в бадминтоне: ударом ракетки послать волан в направлении к партнеру, а при возвращении волана – отбить; в волейболе: броском от груди послать мяч тем же приемом на другую сторону сетки; получая мяч от партнера, не отбивать его, а лишь ловить, снова повторить такой же прием броска.
Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых [6, с. 84].
При комплексном использовании
легче удовлетворить
Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, бегу ( умеренному, быстрому, на выносливость), играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.
Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня.
Утром, принимая
малышей, можно привлечь к
Утром нецелесообразно
использовать спортивные игры и упражнения,
вызывающие сильное эмоциональное
возбуждение или требующие
Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы коррегирующей гимнастики.
На дневной прогулке
можно использовать спортивные
игры и упражнения, с максимальной
физиологической и