Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа
Признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определить место и роль физической культуры в учреждениях образования (ДУ) и семье. Необходимо осознать, что физическое воспитание вне связи с другими сторонами воспитания мало что значит. Истинность его определяется тем, насколько органично оно вплетается в общий педагогический процесс, обеспечивающий физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Весь уклад жизни, а не только специально организованные физкультурные мероприятия способствуют здоровью детей.
1. Значение спортивных игр и упражнений для разностороннего
развития дошкольников 3
2. Перечень необходимого оборудования и инвентаря в
дошкольном учреждении 11
3. Система обучения спортивным играм и упражнениям 14
4. Практико-ориентированные задания 21
Список использованной литературы 29
Приложения 30
В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.
В дни когда нет
физкультурных занятий на воздухе,
можно использовать пешие переходы,
создавать условия для
Освоение элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом. Однако методика проведения спортивной игры имеет свою, специфику: требует обязательного учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Спортивные упражнения в практике физического воспитания занимают значительное место. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарные элементы подготовки и соревнований возможны и целесообразны. Они содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем, усиливают обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы в организме, которые характеризуются большим потреблением кислорода, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки детей. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это содействует совершенствованию психических особенностей ребенка, его всестороннему развитию [6, с. 92].
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность но самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью.
Важная характеристика личности - ее инициативность, система ведущих мотивов поведения.
Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Задача представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин "здоровый образ жизни", -показатель уровня развития общества, в котором он живет .
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма (органы дыхания поддерживают в организме жизнь, кости и мышцы дают возможность двигаться, мозг управляет всеми органами). Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь (накладывать компрессы на ушибы, обрабатывать мелкие царапины). Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, "картине мира" окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - "образ красивого тела"; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое "Я" по непосредственным усилиям, которые он положил для достижения поставленной цели.
В сложных действиях проявляется воля ребенка — преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитание воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются спортивные игры, спортивные упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применение методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в спортивных играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правило игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).
Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка-дошкольника.
Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др. [2, с. 38].
При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а также их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий.
В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу. Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление.
Двигательные навыки
у занимающихся спортивными играми
характеризуются большой
Спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда таких положительных навыков и черт характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, чувство патриотизма, взаимопомощь, уважение своих партнеров и противников, сознательная дисциплина и т. п. [1, с. 69].
Активные действия на протяжении довольно длительного времени (в зависимости от вида спортивной игры), часто изменяющиеся по характеру и интенсивности, связаны с большими энергетическими затратами.
Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для тех из них, которые заняты напряженной умственной деятельностью.
Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм человека весьма существенно.
У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя. Такая усиленная потребность в кислороде вызывает значительные изменения в дыхании и кровообращении: пульс учащается, частота дыхания возрастает. При этом у тренированных игроков работа сердечно-сосудистой системы и органов дыхания становится более экономной, лучше обеспечивается запрос организма в кислороде и питательных веществах.
Значительные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся. Укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц, движения приобретают необходимую для деятельности непринужденность и ловкость, обмен веществ улучшается. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы лучше обеспечивают потребность тканей в кислороде и питательных веществах [5, с. 80].
Наиболее значительное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая смена их формы, изменение интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы и подвижности, возбудимости и лабильности всей нервной системы. У квалифицированных игроков латентный период двигательной реакции значительно меньше, чем у начинающих. Если у новичков он равен 217 м/сек, то у подготовленных баскетболистов—162 м/сек, у футболистов— 180 м/сек. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений. Спортивные игры имеют воспитательное, оздоровительное значение.
2. Перечень необходимого оборудования и инвентаря в дошкольном учреждении
Для осуществления задач физического воспитания используется физкультурное оборудование: стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр, физкультурные пособия, атрибуты, игрушки-двигатели.
Требования к физкультурному оборудованию:
отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики;
соответствовать по размерам и конструкциям анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, их возрасту;
обеспечивать всестороннее физическое и двигательное развитие детей;
активизировать игровую деятельность.
Спортивная площадка и спортивный зал в каждом детском саду должны быть оборудованы всем необходимым. Физкультурная площадка должна иметь: яму с песком для прыжков в длину (4x4 м, глубина 40 см);
дуги для подлезания (высота 40—60 см); шведскую стенку (высота 2,5-3 м); бревно для равновесия (длина 5 м, высота 40 см); стойки для натягивания сетки (для игры в мяч, бадминтон); разные типы пирамид для лазания; дорожку для бега (длина 30 м); мишени разных типов; футбольное поле (длина 20 м, ширина 15 м).
Оборудование спортивного зала составляют: гимнастическая стенка (высота 2,5 м); гимнастическая доска (длина 2,5 м, ширина 20 см); гимнастическая скамейка (длина 3 м, высота 20, 25, 30 см); мишени разных типов; стойки и планки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.); тренажеры [8, с. 103].
Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, прежде всего необходимо подобрать и объединить разные виды его в комплекты с учетом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе: в отдельном физкультурном зале детского сада, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате без спален и со спальнями, раздевальной комнате, на физкультурной площадке, групповом участке и т.д.
В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1-5 единиц), набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное (лестница-стремянка, горка-скат, мостик-качалка); сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформаций деталей комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием (специальные крючки, защелки, ленты); дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.); игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).