Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования: определить, каким образом формируется благоприятный микроклимат в семье в процессе культурно-досуговой деятельности. На основе объекта, предмета и цели исследования определены задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру семейного микроклимата;
дать характеристику культурно-досуговой деятельности и её видов;
определить пути формирования благоприятного микроклимата;
провести диагностику формирования благоприятного микроклимата в семье в условиях культурно-досуговой деятельности;
дать рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности как теоретическая проблема
Сущность и структура семейного микроклимата……………………………5
Понятие и виды культурно-досуговой деятельности…………...…………10
Пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……………….17
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
2.1. Диагностика формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности………....21
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
Минск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности как теоретическая проблема
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
2.1. Диагностика формирования благоприятного
микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой
деятельности…………………………………....2
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность темы исследования. Формирование благоприятного микроклимата в семье без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современных семейных отношений. Ведь настроение людей, отношение к другим, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.
Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Родители такой семьи живут целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат.
А что может помочь создать
благоприятную атмосферу в
Проблемы современной семьи, формирования микроклимата в семье в значительной мере рассмотрены такими учеными, как Слепковой В.И., Заеко Т.А., Столиным В.В., Коржовой Е.Ю., Бернсом Р.С., Кауфманом С.Х. В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Однако вопрос о путях формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно – досуговой деятельности был поставлен впервые. Именно поэтому он и был выбран.
Кроме того, данное исследование имеет большую практическую значимость. Заключается она в том, что изученные материалы по формированию благоприятного микроклимата в семье могут быть использованы социальными педагогами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно - досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга детей.
Объект исследования: благоприятный микроклимат в семье.
Предмет исследования: пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.
Цель исследования: определить, каким образом формируется благоприятный микроклимат в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.
На основе объекта, предмета и цели исследования определены задачи исследования:
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, анкетирование.
База исследования: гимназия №10 г. Молодечно.
Глава 1. Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности как теоретическая проблема
1.1. Сущность и структура семейного микроклимата
Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни.
В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей. Речь идет не просто о перевоспитании личности, а о коренном изменении глубинных особенностей, что является чрезвычайно проблематичной задачей. Возможны и объяснимы разные оттенки в поведении одного человека с разными людьми. В семейной жизни эти отношения строятся с одним человеком — брачным партнёром. В основе этих отношений лежат индивидуальность и неповторимость каждого, а также достоинство гражданина и человека. Семейная жизнь — это способность супругов согласованно действовать во всех сферах: в языковом общении, в интимных отношениях, в хозяйственной и воспитательной деятельности, в процессе отдыха и т. д. В большинстве сфер внутрисемейной деятельности только муж от жены и жена от мужа могут получить оценку, признание и подтверждение своих притязаний. В неумении мужа и жены взаимно тонко и тактично оценивать друг друга кроются причины не только взаимных упрёков, но и постепенного охлаждения микроклимата в семье. В семейной жизни недопустимы общие характеристики негативного типа. Они воспринимаются как оскорбления, отравляют микроклимат семьи, разрушают её устои. В доме, где царят недопонимание, взаимные упрёки и оскорбления, неуютно чувствуют себя взрослые и дети. Поэтому лучше оценивать друг друга по конкретным поступкам, при этом сохраняя у мужа или жены веру в возможность дальнейшего исправления, перемен к лучшему.
Важное значение для поддержания нормального микроклимата в семье имеют морально-психологические качества супругов - терпимость, внимательность, доброта, сострадание, создающие благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Говорят: милые бранятся - только тешатся. Нет, неправда: всякая ссора необратима. След, оставленный ею, не зарастает никогда. Тем более что в основе ссор чаще всего лежат пустячные, несерьёзные причины. Затеять ссору несложно, гораздо сложнее из неё выйти. В бесплодной борьбе самолюбий, столкновений характеров, «войне миров» не бывает победителей — все побежденные. Нужно набраться смелости и, не щадя себя, дойти до истока семейной ссоры, затянувшегося конфликта, ставших причиной слёз, огорчений, надолго отравивших климат в семье. Что же лежит в основе благополучного микроклимата в семье? В эстетике семейных отношений нет строгих правил, здесь требуется творческое начало каждого. С точки зрения человеческих норм наиболее оправданы и предпочтительны равенство между супругами (мужчиной и женщиной), взаимное уважение, долг перед семьей и обществом. Микроклимат в значительной степени зависит от общей культуры человека, его знаний жизни, представлений о красоте, доброте, межличностных отношениях. В основе хороших отношений лежит уступчивость супругов. В счастливых семьях это правило обычно выполняется неукоснительно. Иногда им распоряжаются осознанно, а чаще инстинктивно: срабатывает единственный в природе вечный двигатель - механизм взаимного притяжения, доверия. Свой неповторимый стиль отношений присущ каждой семье. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
С первых мгновений жизни ребенка семья играет исключительно важную роль, он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.
Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются, переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.
Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.
Следует подчеркнуть, что семейная атмосфера создается отношениями между членами семьи, а культурные ценности и родительские связи, создают исходную, развивающую социокультурную среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни дошкольники вырабатывают представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эмоционально-положительная атмосфера семьи формирует культурные ценности самого ребенка, закладывает предпосылки основ культуры личности школьника, обеспечивает ему чувство защищенности, собственной значимости.
В последнее время большинство исследователей пришло к выводу, что основополагающими принципами в формировании основ культуры личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни в семье, ее стиль и уклад, под понятием которых подразумеваются:
- социальные установки и система ценностей семьи;
- межличностные отношения членов семьи и с окружающими их людьми;
- семейные традиции, включая культурно-досуговую деятельность;
- педагогическая культура родителей;
- также умение родителей организовать жизнь и деятельность детей в микро социуме соответственно целям всестороннего развития и воспитания.
В то же время формирование личности ребенка во многом зависит от социально-нравственной культуры семьи, в которой присутствует обостренная педагогическая чувствительность к развитию ребенка и ясное понимание родителями тех целей - качеств, которые они хотят сформировать у сына или дочери. В этом смысле социально-нравственная культура семейного воспитания является одной из сторон культуры духовной. При воспитании детей родители всегда опираются на свой жизненный опыт и эстетический уровень культурного развития.
Семья - это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию.
1.2. Понятие и виды культурно-досуговой деятельности
Понятие культурно-досуговой