Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования: определить, каким образом формируется благоприятный микроклимат в семье в процессе культурно-досуговой деятельности. На основе объекта, предмета и цели исследования определены задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру семейного микроклимата;
дать характеристику культурно-досуговой деятельности и её видов;
определить пути формирования благоприятного микроклимата;
провести диагностику формирования благоприятного микроклимата в семье в условиях культурно-досуговой деятельности;
дать рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности как теоретическая проблема
Сущность и структура семейного микроклимата……………………………5
Понятие и виды культурно-досуговой деятельности…………...…………10
Пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……………….17
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
2.1. Диагностика формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности………....21
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Культурно-досуговая
Когда говорят о культурно-
Виды культурно-досуговой деятельности. Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы и виды досуга действительно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие виды культурно-досуговой деятельности по ряду критериев, которые их и формируют.
Виды культурно-досуговой деятельности в зависимости от форм проведения и организации. На определенной исторической стадии общественного развития досуг начинает дифференцироваться, в нем можно выделить следующие крупные направления:
- досуг,
реализуемый человеком или
- специально организованный досуг.
Между неорганизованными и
Виды культурно-досуговой деятельности в зависимости от содержания. Назовем типы досуга, основанные на неодинаковой содержательной направленности:
- культурно-художественный тип
(обращение к произведениям
- образовательно-развивающий
- природно-рекреационный тип (пребывание на природе и др.);
- санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, отдых на курорте и др.);
- спортивно-зрелищный тип (
- самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством и др.);
- зрелищно-развлекательный тип.
Выделенные наиболее
- народные игры, спортивные занятия и игры на свежем воздухе (подвижные игры, игры с мячом, плавание в открытом водоеме и др.);
- любительские занятия на
- культурно-художественный
Весьма разнообразным и широко востребованным является развлекательный тип досуга – достижение рекреационных целей через восприятие определенных видов и жанров искусства. В развлекательном отдыхе задействованы многие разновидности и формы народного искусства, а также профессионального искусства – буффонала, гротеск, эстрадно-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становятся смех, праздничное настроение, легкая музыка. Стремление организаторов представить потребителям помпезное и масштабное развлечение рождает в современной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуговых занятий приобретает здесь ярко выраженный рекреационный характер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае не противопоказаны.
Развлекательный тип досуга
- карнавалы,
праздничные гулянья и
- развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники и др.);
- развлекательные
жанры искусства, зрелищные
- легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые композиции;
- увеселительные
занятия на городских улицах,
в парках, в мероприятиях
- игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые автоматы, тотализатор и др.).
Виды культурно-досуговой деятельности по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить следующие формы культурно-досуговой деятельности:
- одно несложное
занятие, которое может
- несколько
относительно простых занятий,
в которых субъект досуга
- сложное
по структуре досуговое
Еще более сложных характер
приобретают некоторые виды
В перечисленных случаях
Виды культурно-досуговой деятельности, связанной с местом проведения: В данном случае выделим две основные формы досуга:
- внедомашний
- домашний
Досуг, который человек
- в одиночестве;
- с друзьями и знакомыми;
- с партнерами
по бизнесу, коллегами по
- с малознакомыми или незнакомыми людьми.
В зависимости от места
- по месту работы, учебы;
- в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах, игровых заведениях;
- в рамках
открытого демонстрационного
- в парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;
- в пунктах общественного питания ( в кафе, ресторане);
- на природе, в сельской местности и др.
Домашний же досуг (
В рамках домашнего досуга
выделяется семейный досуг, а
также отдых вдвоем с любимым
человеком. Вообще семейный
Если иметь в виду семейный досуг дома, то он может быть проведен:
- в условиях
непосредственно проживания
- в домах родственников, знакомых (хождение в гости).
На основе критерия «досуг
дома» можно его
- остается один;
- с близкими членами семьи;
- с членами
семьи и другими
- с друзьями, соседями.
«Досуг наедине» распадается
на множество форм и
- любительские занятия (чтение, рукоделие, цветоводство, коллекционирование и др.);
- обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, работа в Интернете);
- оздоровительные занятия и физические упражнения;
- общение с домашними животными и др.
Домашний досуг в кругу
- семейные юбилей, праздничные застолья;
- приглашение гостей и хождение в гости;
- общие любительские занятия (музицирование, коллекционирование и др.);
- игры (с детьми, настольные и др.);
- отдых, любительские занятия на даче или в сельской местности и т.п.
Как мы увидели, культурно-досуговая деятельность имеет очень широкую классификацию. Нам стоит выбрать какой-то один вид досуга, чтобы продолжить исследование. Поскольку оно заключается в определении путей формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности, именно на таком виде как семейный досуг, мы и остановим свой выбор.
1.3. Пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
Основная проблема формирования культуры семейного досуга, заключается в неспособности членов семьи рационально организовывать свое свободное время. Открытия в области науки и техники дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т.д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме пианино, нужно уметь играть на нем, надо не слушать музыку, а слышать ее.
С внедрением новых средств связи открываются принципиально новые информационные возможности, компьютерные сети, которые существенно меняют содержание досуга.
Сегодня телевизор - неотъемлемый атрибут любой семьи. Внимательные родители не могут не видеть, что телевизор «съедает» часть времени, отведенного на сон, занимает часы, которые ребенок с большей для себя пользой мог бы провести в движении. Причин тому множество. Многие подростки заведомо предпочитают пассивный досуг, не приучены мыслить и действовать самостоятельно. Им требуется «поводырь» в образовавшемся пустом пространстве досуга. И здесь ничего нет проще и удобнее телевизора. Но, к сожалению, у современных подростков наблюдается низкий уровень культуры пользования телевидением.