Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель исследования: определить, каким образом формируется благоприятный микроклимат в семье в процессе культурно-досуговой деятельности. На основе объекта, предмета и цели исследования определены задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру семейного микроклимата;
дать характеристику культурно-досуговой деятельности и её видов;
определить пути формирования благоприятного микроклимата;
провести диагностику формирования благоприятного микроклимата в семье в условиях культурно-досуговой деятельности;
дать рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. Формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности как теоретическая проблема
Сущность и структура семейного микроклимата……………………………5
Понятие и виды культурно-досуговой деятельности…………...…………10
Пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……………….17
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
2.1. Диагностика формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности………....21
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Сегодня необходимо сформировать избирательное отношение к телевидению, потребность рационально использовать информацию, привить вкус к подлинной телевизионной эстетике.
Не менее остро стоит проблема чтения. Наличие книг в доме – еще не значит, что сформирована культура чтения. Уровень читательской культуры у значительной части, как детей, так и взрослых весьма далек от желаемого.
Рациональное использование свободного времени для воспитания детей и организации досуга становится важной социальной функцией современной семьи. Поэтому первостепенное значение приобретают устранение элементов стихийности в досуге семьи, неуклонное повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени. Сегодня необходимо уделить особое внимание педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, на выработку системы установок, умении и навыков рационального времяпрепровождения.
Востребованность качественного семейного досуга позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.
Оптимизация жизнедеятельности семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала культурно-досуговой деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду развития, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и художественного творчества.
Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.
Особую роль в современном досуге играет искусство, ставшее тем инструментом, который позволяет усовершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане целостного развития личности. Искусство - одна из форм познания окружающей действительности и ее отражения - представляет важную часть духовного мира человека. Надо сказать, что именно недооценка, а часто и прямое отрицание роли искусства в жизни человека влечет за собой и непонимание его воспитательного значения. Любое искусство, независимо от вида и жанра, оказывает на человека определенное влияние, и воздействие это универсально: оно воспитывает его вкус, формирует духовные потребности, мотивы деятельности, побуждает к творчеству, развивает культуру поведения.
Люди редко обходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое влияние оказывает воспринятое им искусство на формирование его духовного мира. Есть искусство «развлекательное», жизненный смысл и назначение которого заключается в том, чтобы развлекать человека, украшать его отдых. Но высшее предназначение всякого истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать духовный мир человека, делать человека умнее, лучше, сильнее.
Глава 2. Прикладные аспекты формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
2.1.
Диагностика формирования
С целью исследования благоприятного климата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности, а также с целью доказать, что культурно-досуговая деятельность способствует формированию благоприятного микроклимата в семье, был проведен опрос. В нем приняли участие 16 учащихся 9 «А» класса гимназии №10 г. Молодечно.
Ученикам были предложены две анкеты. Первая анкета была направлена на выявление степени благоприятности микроклимата, царящего в семье. Вторая – на наличие совместного досуга в семье (Приложение 1).
На вопросы этих анкет ответили все испытуемые. Далее представлены результаты проведенного анкетирования и их анализ.
Оказалось, что только у 5 из 16 человек в семье царит благоприятный микроклимат. Родители этих детей часто улыбаются своим детям, пытаются развеселить их, если у тех грустное настроение, любят проводить вместе свободное время, не ограничивают свободу своих детей, выслушивают с пониманием все, что говорит им ребенок, относятся с уважением к мнениям и взглядам своих детей.
Если проанализировать ответы этих 5 человек на вторую анкету, можно заметить, что только у этих детей есть качественно организованный семейный досуг. Вместе с родителями они ходят на прогулки, посещают театры, филармонии, концерты, фестивали, дни города и др. культурные мероприятия, играют в настольные, интеллектуальные, спортивные игры, выезжают за город на пикники, ходят в турпоходы, занимаются общим хобби и др.
А это значит, что эти родители четко для себя определили, что успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования. И что правильно построенный семейный досуг – залог благоприятного микроклимата в семье.
У 2 ребят из 16, к сожалению, обнаружился неблагоприятный микроклимат в семье. И, чего следовало ожидать, отсутствовал хоть какой-нибудь совместный досуг. Видимо, эти родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающими нас людьми, необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и щедрости, необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.
Конечно, родители этих детей их любят и хотят воспитать состоявшимися личностями, но они не считают нужным уделять большое внимание атмосфере, царящей в доме. Они не понимают, что, отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу, что совместные беседы помогают членам семьи находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
Интересно, что 9 из 16 испытуемых дали на вопросы свой вариант ответа. Они указали, что, когда были помладше, родители организовывали совместный семейный досуг, что вело к формированию благоприятного микроклимата в семье. Но теперь, когда дети подросли, семейный досуг стал проводиться по отдельности.
Видимо, чем старше ребенок, тем меньше время родители проводят с ним. По мере взросления ребенка происходит отдаление родителей, так как они полагают, что он уже приобрел опыт самостоятельности и может проявить собственный интерес к своему свободному времени.
Итак, после проведения опроса мы можем подтвердить, что культурно-досуговая деятельность способствует формированию благоприятного микроклимата в семье. К сожалению, нельзя говорить о полноте и объективности данного исследования, так как количество респондентов составило всего 16 человек, однако определенные выводы можно сделать.
Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству и не только. Самое главное – совместная культурно-досуговая деятельность способствует формированию благоприятного микроклимата в семье. А это является залогом формирования состоявшейся личности. Ведь людям, любящим свой дом, последний платит не только притягательным уютом, но и помогает сплотиться семье, дарит минуты бесценного духовного общения, сближает все поколения семьи, защищает ребенка в различных ситуациях, помогает младшему поколению стать более самостоятельным, способным разрешать свои детские проблемы, делать правильный выбор.
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности
Очень важно, чтобы образ жизни семьи и образ жизни ребенка основывались на единых социально-нравственных принципах, а культура семьи являлась нравственной ценностью. Культура становится в полном понимании данного слова культурой, когда она действенна, вошла в привычку всех членов семьи и когда она предполагает творчество. Эффективность нравственно-педагогического воздействия достигается не давлением на ребенка, не мероприятиями, а общей созидающей личность атмосферой семьи. Благоприятный микроклимат в семье – это залог душевного спокойствия, полноценного отдыха личности, а значит, ее хорошего настроения, положительного отношения к работе. Семейная атмосфера – своего рода «фильтр», через который проходят все душевные состояния человека. В одних семьях этот «фильтр» работает безотказно, помогая супругам и детям восстанавливать душевное равновесие, создавать благоприятную психологическую основу для полноценного мироощущения, вхождения в социальное окружение. В иных же семьях этот «фильтр» бездействует или имеет существенные дефекты. В таком случае семейная атмосфера угнетает, мешает человеку ощущать радость бытия, преодолевать жизненные трудности и стрессы.
Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.
Формирование личности ребенка зависит также от его собственной активности, участия в различных видах деятельности: играх, труде, обучении, общении. Необходимо правильно организовать эту деятельность, придать ей полезную направленность, обогатить содержание, сделать ее интересной и творческой. Семья может предоставлять неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Тот, кто любит свой дом (атмосферу благополучия в семье и соответствующий порядок в квартире, на даче и т. п.), бережно к нему относится, как правило, не мучается при мысли, чем ему заняться в свободное время. Дела и задумки рождаются как бы сами собой. Людям, любящим свой дом, последний платит не только притягательным уютом, но и помогает сплотиться семье, дарит минуты бесценного духовного общения, сближает все поколения семьи, защищает ребенка в различных ситуациях, помогает младшему поколению стать более самостоятельным, способным разрешать свои детские проблемы, делать правильный выбор.
Атмосфера дома формирует семейные традиции в области времяпрепровождения в часы досуга. Если у ребенка нет вечеров с теплыми бликами настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, с красивой музыкой, мягкими прикосновениями, с мирными беседами о событиях дня, то этот ребенок немало теряет, а воспитание во многом проигрывает. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому человеку и носить позитивный, развивающий личность характер. Только в таком случае досуг будет способствовать формированию основ культуры ребенка.
Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.
Заключение
Изучив формирование благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности, можно сделать вывод, что в качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация семейного досуга.
А ведь социально-педагогическая
ценность культурного досуга в семье заключается
в том, что она способствует всестороннему
развитию и воспитанию ребенка, охватывая
многогранные стороны его жизнедеятельности,
поднимает уровень эмоциональной идентификации
на более высокий уровень, способствует
возрождению национальных и семейных
традиций, совершенствует и развивает
нравственные ценности семьи как духовной
общности, формирует культуру досуга ребенка
начиная с самого раннего возраста.
В работе произведен анализ
результатов, полученных в ходе анкетирования
учащихся 9-го класса гимназии №10 г. Молодечно.
Было выявлено, что некоторые родители
считают, что педагогических и психологических
знаний вполне достаточно для воспитания
своего ребенка. Несомненно, эти знания
необходимы, но только одних их мало, необходимо
доброе, заботливое, внимательное, любящее
отношение к детям как основы установления
гармоничных отношений с ними, необходима
готовность самопожертвования, выручки,
помощи как основы великодушия и щедрости,
необходимы мужество и стойкость для преодоления
сложных ситуаций с чистым умом и добрым
сердцем, то есть необходима благоприятная
атмосфера в семье. Эти родители считают,
что досуговая деятельность не должна
быть совместной, поскольку все, кроме
праздников, не имеет никакого значения.