Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа
Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский педагогический колледж »
Курсовая работа
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Выполнила студентка
61 группы заочного отделения
обучающаяся по специальности
«Дошкольное образование»
Ветошкина М.А.
Работа защищена «___» __________2015 г. с оценкой « »_________
Председатель П (Ц) К
__________/___________ |
Научный руководитель:
Солдатова Е.В.
______________________
Тюмень, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Кроме того, формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у дошкольников волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»). Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. Поэтому формирование грамматического строя речи дошкольников имеет значение не только для развития их письменной речи в будущем, но и для развития их мышления и личности в целом.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, А.Г. Аруншановой и др. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Несомненная значимость овладения основами грамматики для всестороннего развития дошкольников дошкольного возраста обусловило выбор темы курсовой работы.
Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников
Методологический аппарат исследования: Развитие грамматического строя речи изучали следующие авторы: А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Аруншанова и др. Методику развития речи детей дошкольного возраста разрабатывали Ушакова О.С., Струнина Е.М. и другие
Задачи:
Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребёнка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьёй. Главное в речевом воспитании дошкольника – это формирование грамматического строя речи. Овладение грамматическим строем речи даёт детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Грамматика как часть системы языка состоит из трех подсистем: морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис — построение словосочетаний и предложений, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса [5, c.156]. Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.
Детям с раннего возраста необходимо постигать правила грамматики, потому что только так они учатся правильно формулировать свои мысли, доносить их до окружающих, общаться, понимать обращенную к ним речь. Грамматика — результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах. Поэтому, обучая дошкольников употреблению правильных грамматических форм, мы развиваем не только их абстрактное мышление, но ещё и развиваем внимательность, память, фонематический слух, работаем не только над речевым развитием, но и над формированием его мышления в целом.
Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям. Дошкольников нужно приучать к тому, что каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание «а» говорит о единственном числе и женском роде, окончание «ы» - о множественном числе. Нужно объяснить им, что окончание показывает, род, число, падеж.
Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. По словам Е. Тихеевой, «Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем <…>. Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей» [10, с. 174]
Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, а в целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Связи между предметами и явлениями ребенок познает в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. [6, с.153 – 156]
Освоение морфологии. По данным А.Н. Гвоздева, дети начинают выделять морфологические элементы в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.)[3, c.56]. Д.Б. Эльконин утверждает, что это напрямую связано с развитием фонематического слуха и ориентировкой на звуковую сторону слова: «Итак, у старших дошкольников ориентировка на звуковую форму существительных выражена уже совершенно отчетливо <…> но и младшие дошкольники уже начинают ориентироваться на звуковую форму слова» [12, с. 79]. Данные С.В. Цейтлин [7, c.82-83] доказывают, что дети в возрасте от года до двух воспринимают род слова, единственное и множественное число, у них в речи встречаются формы косвенного падежа, а затем ярко выраженные формы родительного, винительного, дательного падежей («Маме» («К маме») вместо «Мама»), они выделяют род, число, глагольные категории, прежде всего повелительное наклонение («дай», «возьми»), инфинитив («пить», «кушать»), определяют прошедшее и настоящее время.
А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах [1, с. 161].
Дети легче всего воспринимают грамматичекие формы, которые чаще всего повторяются в речи, которые представляют для них определенный интерес. Формы, которые не связаны у них в сознании с каким-то явлением, усваиваются ими гораздо позже и требуют гораздо большей работы мысли, и как следствие, более тщательно спланированной работы воспитателя. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и полными формами существительных: столик – стол. Годовалые дети легко усваивают повелительную форму глагола, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение («держи», «дай», «неси»). Сложнее усваиваются категории, которые связаны с описанием предметов, пространства (падежи), с изменениями времени (времена глагола) и с указанием на участника речи (лица глаголов). Позднее всего ребенок начинает использовать в речи глаголы условного наклонения, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Весьма сложен процесс усвоения категории рода, он усваивается не путем механического запоминания, а путем привязывания к морфологической структуре существительного (ребенок судит о роде слова по окончанию): Лужа большая. Заканчивается на -я, значит, она (6 л. 11м.) [8, с. 95]. Сложнее всего детям осознать разницу между одушевленными и неодушевленными существительными, они могут путать их и в старшем дошкольном возрасте: Я видел во сне дождя. Я говорю «дождя»: он же живет на небе (4 г. 7 м.) [8, с. 88]. А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень) [1, с.161].
Гвоздевым впервые раскрыта следующая закономерность усвоения детьми грамматического строя речи: процесс происходит последовательно, раньше всего усваивается все рядовое, типичное, часто используемое, все продуктивные формы (категории рода у всех частей речи, склонение существительных, изменение глаголов по лицам, временам). Все, что выходит за рамки, не соответствует нормам выстроенной ребенком системы, чаще всего игнорируется и не используется в речи. Подобные слова ребенок заучивает в виде готовых образцов, взятых из речи взрослого. Слова, которые относятся к грамматическим исключениям, как правило, усваиваются ребенком только в школе.
К трем годам ребенок в основном осваивает грамматическую систему родного языка в типичных её проявлениях. Морфологическая система языка познается детьми в результате ориентировки в звуковой форме слов. Затем, постигая грамматический строй речи, они начинают ориентироваться на отдельные морфологические признаки. Этот процесс целиком и полностью зависит от развития фонематического слуха
Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений. Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь дошкольников развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи, но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений [1, с.162] Именно формирование языковых обобщений играет ведущую роль в процессе формирования психологического механизма усвоения языка.
1.2. Пути формирования грамматического строя речи дошкольников
Влиять на развитие грамматического строя речи ребенка следует, прежде всего, через организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, через общение с педагогом и другими детьми. Как утверждает Е.А. Янушко, общение со взрослым (родителями, воспитателем) развивается раньше, чем общение со сверстниками: «В соответствии с выведенными возрастной психологией закономерностями, у ребенка в первую очередь развивается общение со взрослым, и лишь по достижении определенного возраста (после трех лет) дети учатся договариваться между собой» [13, с.57]. Общение может происходить как в форме диалога, так и в форме полилога. Предпочтительные формы организации общения меняются в зависимости от возраста ребенка (игра, игровое занятие, специально организованная познавательная деятельность) [2, с.17].
Основные пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение дошкольников трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста