Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа
Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников
В) Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше – пошел в кино, или сделал уроки?
Г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили? и др.
Таким образом, воспитателю необходимо четко представлять себе содержание работы по формированию грамматически правильной речи, особенно то, которое преподносится детям специальными методами обучения. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.
Выводы
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Программное содержание и методики организации занятий усложняются в зависимости от возраста дошкольника. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций. В методиках от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными примерами осуществляется переход к словесным приемам. Чаще используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).
Таким образом, на основе развитого грамматического строя речи успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.
Изучив научную литературу по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста, мы узнали, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, встречающиеся в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Изучив методические рекомендации по теме, мы сделали вывод, что наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр. Задачи и методы работы в разных возрастных группах различаются.
Список литературы
дошкольного возраста — метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста