Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников

Файлы: 1 файл

Курсовая вариант весна 2015.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

В) Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше – пошел в кино, или сделал уроки?

Г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили? и др.

Таким образом, воспитателю необходимо четко представлять себе содержание работы по формированию грамматически правильной речи, особенно то, которое преподносится детям специальными методами обучения. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Выводы

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Программное содержание и методики организации занятий усложняются в зависимости от возраста дошкольника. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций. В методиках от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными примерами осуществляется переход к словесным приемам. Чаще используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

Таким образом, на основе развитого грамматического строя речи успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.

 

Заключение

 

Изучив научную литературу по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста, мы узнали, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская,    Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, встречающиеся в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

Изучив методические рекомендации по теме, мы сделали вывод, что наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр. Задачи и методы работы в разных возрастных группах различаются.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие. Формирование  грамматического строя речи.  3-7 лет. Методическое пособие для воспитателя. — М.: «Мозаика-Синтез», 2005. — 296 с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи — М.: Издательство ДЕТСТВО -ПРЕСС, Сфера. 2007. — 472 с.
  4. Львов М.И. Методика развития речи младших дошкольников. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  5. Пожиленко Е.А. волшебный мир звуков и слов. — М.: Академия, 2001.
  6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников — М.: Академия, 2008. —  56 с. 
  7. Тенкачева Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников — Специальное образование, 2013, № 4.  —  c.66 -72. 
  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста — метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

  1. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы. — М.:Владос, 2003. — 306 с.
  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших докольников. — М., 2003. — 248 с.
  3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  4. Цейтлин С.Н, Елисеева М.Б., Кузьмина Т.В., Дети о языке. Приложение № 2 к Трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистике. — СПб.: Издательство Союз, 2001. — 144 с.
  5. Цейтлин С.Н, Елисеева М.Б.. От двух до трех: дневниковые записи. — СПб.: Издательство ООО ИПК «Бионт», 1998. — 156 с.
  6. Чуйкова Ж. В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. М: Елец. 2007. – 216 с.
  7. Юнтанен О.А., Сизова О.Б. Две девочки: Соня и Надя Приложение №1 к Трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистике. — СПб.: «Тускарора», 2001. — 191 с.
  8. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве// Избранные психол. труды/ Д.Б.Эльконин. — М., Педагогика, 1995. — 224 с.
  9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи дошкольников 1,5-3 лет. — М: Теревинф, 2007. — 232 с.
  10. Янушко Е.А. Развитие речи у дошкольников раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 64 c.
  11. Яковлева Е.В. Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста //sadik.131.ru/index.php.
  12. Яшина В.И. Теория и методика развития речи дошкольников : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. —  4-е изд., перераб. и доп. — М.:«Академия», 2013. — 448  с.

 

 


Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста