Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа
Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников
Продуктивным является такой прием обучения дошкольников навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний дошкольников, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.
Формирование синтаксической стороны речи у дошкольников пятого года жизни связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети допускают ошибки: нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.
Важными задачами являются закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением и распространением предложения. В процессе обучения дошкольников составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо научить дошкольников употреблять сочинительные союзы для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительные союзы для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы предложением или заканчивать предложение.
Появление в речи дошкольников сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5 – 6 лет дети осознают причинные зависимости. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.
Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у дошкольников представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения.
С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.
Более сложные задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением. При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них.
Обучение способам словообразования
Для правильного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать дошкольников знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание дошкольников на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами и некоторые способы образования глаголов с приставками. Для примеров образования существительных берутся названия детенышей животных, посуды. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит дошкольников образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок и т.д. Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице и т. д.
Знакомство дошкольников со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях. Зачастую дети допускают ошибки в трудных формах словообразования, поэтому целесообразно использовать речевой образец.
В среднем дошкольном возрасте дошкольников обучают разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи. Их учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять их в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа. Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах, но содержание речевого материала в них усложняется. Вводятся наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: жеребенок, теленок и т.д. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя: некоторых называют детеныш жирафа, детеныш обезьяны. Методика проведения игр тоже усложняется: дети самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что им уже знакомо. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом - ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы - онк, - ёнк:), чайник (с суффиксом - ник).
На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов. Дошкольников обучают способам отыменного образования глаголов.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить дошкольников с типичными способами словообразования. Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов. Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово "воробьишко"». При этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк». Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Одна из задач – научить дошкольников способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее (-ей), -е-, -те (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется путем прибавления к основе суффиксов - ейш-, - айш (синтетический способ) и при помощи вспомогательных слов «самый» и «наиболее» (аналитический способ).
2.3.
Рекомендации для воспитателя
по формированию
Значение грамматического строя речи – овладение грамматическим строем речи оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. Грамматический строй речи дает ребенку – логичность и последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.
Таким образом, на основе развитого грамматического строя речи успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.
Задачи формирования грамматического строя речи
1.Исправление ошибок
2.Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.
3.Организация специального обучения правильному ГСР.
Причины ошибок грамматического строя речи у детей дошкольного возраста:
1.Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2.Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3.Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4.Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
5.Сложность грамматического строя речи.
6.Наличие периода словотворчества.
Занятия по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста не предусмотрены. Грамматический строй речи достаточно сложен, чтобы обучать ему в течении занятия. Игры и задания на развитие грамматического строя речи вставляют в другие занятия по развитию речи, например, в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи, по развитию связной речи и прочее. В проведении 1-ого занятия игры и задания на развитие грамматического строя речи не более чем 10 мин.
Содержание работы по формированию грамматического строя речи для каждой возрастной группы планируется согласно требованиям, программе воспитания и обучения детей в разделе развитие речи.
Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является:
1. необходимость подготовки большого количества разнообразного наглядного материала;
2. необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка. Пример: столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», так как выпадает гласная или «соки», так как получается иное окончание.
Ниже приведены примерные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
Словоизменение
1.Мн.ч.сущ.
2.Мн.ч.сущ.в р. падеже
3.Все падежи в ед.ч.
4.Все падежи во мн.ч.
5.Согласование прил.с сущ.разн.рода в Им.п.
6.Согласование прил.с сущ.разн.рода во всех падежах
7.Согласование прил. с сущ. разн. рода во мн.ч. / во всех падежах
8.Согласование числит. и сущ. (1,2,5)
9.Глаголы 1, 2, 3-его лица в ед. числе (местоимения / существительные)
10.Глаголы 1, 2, 3-его лица во мн.числе (местоимения / существительные)
11.Согласование глагола в пр.вр.с сущ.разного рода
12.Употребление глагола в различном времени
13.Степени сравнения прилагательных
14.Употребление слов исключений (самим придумать пример слова исключения)
15.Названия детенышей животных во мн.ч.и др.
Словообразование
Синтаксис
А) достань ручку и положи её на тетрадь справа от снизу от карандаша.
Б) Петя ударил Васю. Кому больно?
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста