Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа
Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников
Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников
Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников
Выводы
В первой главе курсовой работы мы изучили теоретические аспекты развития грамматического строя речи дошкольников на каждом возрастном этапе.
Данной проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Все они внесли большой вклад в изучение вопросов развития речи.
Формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста - это постоянный непрерывный процесс. Овладение грамматикой является непростым делом для ребенка, поскольку требует от него серьезных умственных усилий, и поэтому напрямую влияет не только на формирование речи, но и на развитие когнитивных способностей и формирование личности в целом. Период дошкольного детства является для ребенка самым напряженным, и роль педагога – помочь ему на нелегком пути освоения родного языка.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения - преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименовании животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий которые можно с ним совершать.
Игры драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сцепки (миниспектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительные прилагательными. Примером может служить игра драматизация «день рождения куклы».
-У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть
стол для чая. Поставим большой самовар, чайник. Какой он?
Большой или маленький?
-Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)
-Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)
-Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? и т.д.
-Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.
Зайка сядет на стул, Мишка - в кресло, Маша - на диван... и т. д.
Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм. Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Ушинским разработаны образцы упражнений для первоначального учения родному языку. Приведем примеры.
Словообразование:
гнездо птенцы, или птичье гнездо,
хвост лошади, или ...,
хвост лисицы, или...,
верность собаки, или ...,
лапка лягушки, или...,
лапа медведя, или....
Морфология:
а) железо тяжело, но свинец еще тяжелее,
лошадь высока, но верблюд еще... (выше),
белка хитра, но лисица еще ... (хитрее),
месяц светит ярко, а солнце
груша садкая, а мед еще ...
б) свои глаза, дороже алмаза ... (что?). Я не отдам ни за что ... (чего?) трудно не верить ... (нему?). Берегите пуще всего ... (что?). Мы видим небо и землю (чем?). Кто же заботится ..., (о чем?).
Синтаксис:
в) копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?
Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?
б) собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что? Ехал па лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?
Е.И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др. В современных методических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп. Рассматривание картин, в основном сюжетных, используются для формирования умения строить простые и сложные предложения. Пересказ коротких рассказов и сказок - ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию, обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. детям предлагают по учиться правильно говорить слова, запомнить их:
ехать -- приезжай, махать -- маши, искать -- ищи; снять (что?) -- пальто, но раздеть (кого?) -- куклу; надеть (что?) -- шапку, но одеть (кого?) -- мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок -- носков; карандашей -- апельсинов -- груш; столов окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
2.2. Методики организации по формированию грамматического строя речи у дошкольников в соответствии с возрастом
Формирование морфологической стороны речи
В младших группах важнее всего учить дошкольников правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки. Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятие может посвящено решению нескольких задач: на занятиях по обогащению словаря одновременно могут решаться и задачи формирования грамматического строя речи. При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению. Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
Дошкольников среднего дошкольного возраста следует научить правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе основная задача педагога – развитие монологической речи, обучение детей рассказыванию.
Методика обучения на занятиях существенно не меняется. По-прежнему необходимо использовать наглядные примеры. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.
Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций. В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).
Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от дошкольников четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у дошкольников осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок.
В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.
В старшем дошкольном возрасте дети в основном усвоили систему родного языка, но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения, поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Старших дошкольников обучают тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений и согласованию их с числительными, формируют умение верно использовать неизменяемые существительные.
На данном возрастном этапе ставятся задачи учить дошкольников правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.
В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными примерами осуществляется переход к словесным приемам. Чаще используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).
По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих дошкольников. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.
Формирование синтаксической стороны речи
Речь трехлетних дошкольников ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов. Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации [14, с. 7].
Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Учить дошкольников построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у дошкольников младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его за счет однородных членов, а затем — употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.
Составление предложений на занятиях в младших группах вызывает значительные трудности, эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами.
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста