Формирование и стимулирование учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить продуктивные способы стимулирования учебной деятельности младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Определить содержание понятия учебной деятельности младших школьников.
Рассмотреть процесс формирования учебной деятельности на этапе начального обучения.
Предложить продуктивные способы стимулирования учебной деятельности учащихся младших классов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников
Понятие учебной деятельности младших школьников ……………...5
Формирование учебной деятельности у младших школьников……..8
Процесс формирования учебной деятельности младших школьников при обучении русскому языку ………………………………………………. 12
Выводы по первой главе ………………………………………………………22
Глава 2. Практические способы повышения активности учебной деятельности младших школьников
Активность учения школьников……………………………………...24
Способы стимулирования учебной деятельности…………………...27
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа2!!!.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  педагогики и психологии образования

Кафедра теории и истории педагогики

 

 

 

Сударенкова Анастасия Валерьевна

 

Формирование и стимулирование учебной деятельности младших школьников

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Специальность: «Педагогическое образование 

(начальное  образование, иностранный язык)»

3 курс, очная  форма обучения, сокращенная

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                   Богуславский Михаил

                                                                     Викторович       

Доктор  педагогических наук, 

 профессор, член – корреспондент  РАО                                                                                              

 

 

 

Зав.кафедрой:                      Данилюк Александр

                                                    Ярославович

доктор педагогических наук,                                                                                                             

доцент,

член-корреспондент  РАО

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников

  1. Понятие учебной деятельности младших школьников ……………...5
  2. Формирование учебной деятельности у младших школьников……..8
  3. Процесс формирования учебной деятельности младших школьников при обучении русскому языку ………………………………………………. 12

Выводы по первой главе  ………………………………………………………22

Глава 2. Практические способы повышения активности учебной деятельности младших школьников

    1. Активность учения школьников……………………………………...24
    2. Способы стимулирования учебной деятельности…………………...27

Выводы по 2 главе ……………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы  …………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Введение

     С поступлением  ребенка в школу в число  ведущих видов деятельности наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от   6—7 до 10—11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности: ведущая, игровая, трудовая и учебная.   В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования [7; 56].

Учебная деятельность в  младшем школьном возрасте имеет  свои особенности. Учебная деятельность здесь только начинается, и поэтому о ней нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ее предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться.

Если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок приобретает новые или изменит существующие у него знания, умения и навыки. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников, предметом - способы стимулирования учебной деятельности младших школьников.

 Цель курсовой работы – определить продуктивные способы стимулирования учебной деятельности младших школьников.

 В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Определить содержание понятия учебной деятельности младших школьников.
  2. Рассмотреть процесс формирования учебной деятельности на этапе начального обучения.
  3. Предложить продуктивные способы стимулирования учебной деятельности учащихся младших классов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что применение продуктивных способов стимулирования учебной деятельности младших школьников будет способствовать более эффективному процессу обучения детей.

Методологической  основой нашего исследования является система стимулов, предложенная И.П. Подласым и его коллегами.

Значимость  исследования: выделены способы стимулирования учебной деятельности младших школьников, которые способствуют эффективности образовательного процесса.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.      Теоретические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1    Понятие  учебной деятельности школьников.

Рассмотрим, сложившиеся в педагогической науке основные подходы к трактовке учебной деятельности.

  1. В конце 50-х гг. ХХ века видный психолог Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебно-познавательной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий [29; 58].
  2. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях его последователя крупного психолога и педагога В. В. Давыдова. По мнению ученого учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности  [7]. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе, потребности интеллектуального роста и персонального развития.
  3. По мнению известного психолога B.C. Мухина учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решении учебных задач. Систематическое осуществление учебно-познавательная деятельность способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия [13].

Как показал осуществленный анализ подходов трактовке  учебной деятельности младших школьников ее нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). Учебная деятельность сознательно направлена на усвоение знаний и способов деятельности.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяются потребность, задача, мотивы и операции. Исходная форма учебной деятельности – ее коллективно распределенное осуществление учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие учебной деятельности проходит несколько этапов, каждому из которых соответствуют определенные ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются ее основные характеристики (содержание, формы организации и т.д.).

На этапе начального образования возникают и формируются  основные компоненты структуры учебной  деятельности (у дошкольников имеются  лишь их предпосылки). В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой учебно-познавательной деятельности она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами.

К концу начального обучения у детей появляется способность  сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. К числу психологических факторов успешности учебной деятельности можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями, и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения [7]. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но также и к учителю, однако к последнему -  в их специфическом преломлении, связанном с обучением других людей. Важное значение в процессе приобретения знаний младшими школьниками имеет установка на научение, т.е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для ученика -  чему-либо научиться.

На втором этапе формирования учебной деятельности (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация учебной деятельности, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. Учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития учебная деятельность продолжает занимать главное место.

В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы учебная деятельность приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью.

При любом способе  обучения у некоторых учащихся может  стихийно сформироваться целенаправленная учебная деятельность. Однако наивысшего уровня развития она достигает при  планомерном формировании, построенном на принципах теории учебной деятельности.

 

 

1.2. Формирование  учебной деятельности у младших  школьников

Независимо от того, сколько  усилий и времени тратится на обеспечение  готовности детей к обучению в  школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе.

Для того чтобы сохранить первоначальный интерес к школе и к учебным предметам, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности [10]. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными.

 Моральные стимулы не случайно поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные [12]. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим.

На первых порах обучения в школе желательно исключать  или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

Первоначально процесс  преподавания в младших классах  школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной  деятельности. Эти компоненты, по В.В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка [7]. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности.

Информация о работе Формирование и стимулирование учебной деятельности младших школьников