Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа
1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).
Тема "Формирование экологических
представлений у детей старшего
дошкольного возраста в процессе
ознакомления с домашними животными
и их дикими сородичами"
План:
1.Современные
взгляды на формирование у
детей дошкольного возраста
2.Содержание
работы по формированию у
3.Методика
формирования экологических представлений
о домашних животных и их
диких сородичах у детей
4.Мероприятие
по формированию у детей
Введение.
Проблема
экологического воспитания дошкольника
относится к числу коренных проблем
теории воспитания и имеет первостепенное
значение для воспитательной работы.
В современных условиях, когда
сфера воспитательного
Из Рекомендаций
Парламентских слушаний «Проблемы
экологического воспитания и образования
в России» от 22.09.98: «Считать экологическое
воспитание детей дошкольного возраста
приоритетным звеном в системе непрерывного
экологического воспитания, необходимым
условием устойчивого развития страны,
развития и совершенствования
С принятием
законов Российской Федерации «Об
охране окружающей природной среды»
и «Об образовании» созданы предпосылки
правовой базы для формирования системы
экологического образования населения.
«Указ президента Российской Федерации
по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития» с учетом
Декларации Конвенции ООН по окружающей
среде и развитию, подписанной
Россией возводят экологическое
образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные
документы подразумевают
Дошкольное детство – это первая ступенька приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте, это первая школа элементарного осознания ребенком себя как частички природы. идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека.
Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Психолого – педагогические исследования С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентьевой и других устанавливают возможность усвоения дошкольниками экологических знаний, отражающих зависимости жизни, роста и развития живых существ от факторов внешней среды. Психологические исследования С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.Н.Подьякова теоретически и практически доказывают познания ребенком дошкольного возраста предметов мира во всем многообразии.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующими с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, этим и был обусловлен мною выбор направления работы: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Живая природа
– это сложный и многогранный
мир, где особое место отведено животным.
Они составляют 2% от всего живого
на земле, но, несмотря на это, роль их в
биосфере огромна. Животный мир служит
источником для получения промышленного,
лекарственного сырья, пищевых продуктов
и других материальных ценностей, необходимых
для удовлетворения потребностей населения.
Животный мир используется также
в научных, культурно-просветительских
целях. Поэтому человек должен иметь
определённый запас естественнонаучных
знаний. Первые представления о животных
человек получает в детстве. В
дошкольных учреждениях формирование
у дошкольников представлений о
многообразии мира животных регулируется
целенаправленной педагогической работой,
определённой программой. Созданы программы
двух типов – комплексные, направленные
на всестороннее развитие детей, и парциальные,
обеспечивающие одно или несколько
направлений воспитания и развития,
например, экологическое. К числу
комплексных программ относятся: «Радуга»,
«Детство», «Развитие». Парциальные
экологические программы – «
В программе
«Детство» перечисляются
– различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;
– уметь
устанавливать разнообразные по
содержанию связи, например: структурно-функциональные
между строением органа и его
назначением; связи между способом
поведения животного и
– составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.
Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.
Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель – воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных – обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни – природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий – игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.
Интересна
программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Выделены три направления формирования
понятий о природе. 1. Связь организма
со средой обитания. 2. Рост и развитие
живых организмов. 3. Их многообразие.
Рассматриваются обитатели
В «Программе
воспитания и обучения детей в
детском саду» под ред. М.А. Васильевой
выделено содержание представлений
детей о многообразии животного
мира. В 1-й младшей группе детей
знакомят с домашними животными
– кошкой, собакой, коровой; учить
узнавать и называть этих животных
и их детенышей (кошка с котятами,
собака со щенками и т.д.). Знакомить
детей с характерными особенностями
животных, учить различать и называть
части тела (у собаки есть голова,
туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей
группе знакомят детей с дикими животными:
зайцем, лисой, медведем; учат узнавать
по внешнему виду. Знакомят с основными
потребностями животных, удовлетворение
которых необходимо для поддержания
жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней
группе учат узнавать и называть 1-2
представителей класса пресмыкающихся
(ящерица и черепаха), показывают
особенности среды обитания животных
в природе (звери – на земле, червяки
– в земле и т.д.), закрепляют
представления детей о