Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).

Файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 224.33 Кб (Скачать файл)

 

Тема "Формирование экологических  представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными  и их дикими сородичами"                                   

План:                                                                                    

1.Современные  взгляды на формирование у  детей дошкольного возраста экологических  представлений в процессе ознакомления  с многообразием животных.                                                           

2.Содержание  работы по формированию у детей  старшего дошкольного возраста  экологических представлений о  домашних животных и их диких  сородичах.                                                     

3.Методика  формирования  экологических представлений  о домашних животных и их  диких сородичах у детей старшего  дошкольного возраста.                                                                                                                              

4.Мероприятие  по формированию у детей старшего  дошкольного возраста экологических  представлений о домашних животных  и их диких сородичах(из опыта  работы).                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема  экологического воспитания дошкольника  относится к числу коренных проблем  теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда  сфера воспитательного воздействия  значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и  актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы  экологического воспитания и образования  в России» от 22.09.98: «Считать экологическое  воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым  условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения  преемственности между всеми  сферами социального становления  личности».

С принятием  законов Российской Федерации «Об  охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки  правовой базы для формирования системы  экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной  Россией возводят экологическое  образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные  документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения  человека, его отношения к окружающему  миру.

Дошкольное  детство – это первая ступенька  приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте, это  первая школа элементарного осознания  ребенком себя как частички природы. идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей  сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский  и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека.

Основоположник  системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая  раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских  мировосприятий.

Психолого – педагогические исследования С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентьевой и  других устанавливают возможность  усвоения дошкольниками экологических  знаний, отражающих зависимости жизни, роста и развития живых существ  от факторов внешней среды. Психологические  исследования С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.Н.Подьякова теоретически и практически доказывают познания ребенком дошкольного возраста предметов  мира во всем многообразии.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующими с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

 

Дошкольный  возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В  этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение  к природе, окружающему миру. В  этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.   

Детский сад является первым звеном системы  непрерывного экологического образования, этим и был обусловлен мною выбор  направления работы: экологическое  воспитание детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.

Живая природа  – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в  биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов  и других материальных ценностей, необходимых  для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также  в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь  определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления о животных человек получает в детстве. В  дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о  многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы  двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько  направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу  комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные  экологические программы – «Семицветик», «Юный эколог». В программе «Детство»  под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний – представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест – что, чем, как; двигается – как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния. Второй блок знаний – связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий блок знаний – понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний – понятия о сообществах растений и животных в природе.

В программе  «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:

– различать  объекты и явления природы  по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления  природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;

– уметь  устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его  назначением; связи между способом поведения животного и удовлетворением  его потребностей; между состоянием живого существа и условиями среды  обитания;

– составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные  обобщения.

Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание  живому организму при нарушении  его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении  в природе. Интерес к труду  человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.

Более подробно о том, как формировать представления  о мире животных, находим в книге  «Знакомим дошкольников с миром  животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Информация  о животном мире делится на три  группы:

1. Внешний  вид животного, его жизненные  проявления (части тела, издаваемые  звуки, характерные движения, особенности  питания, размножения).

2. Среда  обитания, характер приспособления  к условиям жизни.

3. Приносимая  польза.

Детей знакомят с представителями 4-х классов  животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель – воспитывать интерес и  бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода  за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес  и воспитывают бережное отношение  к животным, желание ухаживать  за ними. Учат различать основные части  тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и  поведением животных – обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные  особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей  группе расширяются представления  детей о внешнем облике и поведении  животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску  отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление  о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются  знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных  проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в  других климатических зонах нашей  страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни – природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий – игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.

Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма  со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор  отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме  естественного эксперимента. Это  методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые  можно использовать в средней, старшей  и подготовительных группах. Можно  провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный –  отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции  поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности  общения с ней.

В «Программе воспитания и обучения детей в  детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений  детей о многообразии животного  мира. В 1-й младшей группе детей  знакомят с домашними животными  – кошкой, собакой, коровой; учить  узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить  детей с характерными особенностями  животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей  группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными  потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания  жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней  группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки  – в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых  насекомых (муравей, бабочка), формируют  желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей  группе знакомят с некоторыми особенностями  жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых  по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и  систематизируют представления  детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно  называть бабочек, развивают у детей  умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики